ООД в старшей группе "Мы - строители"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Киселева Наталья Александровна

ООД направленная на развитие умений детей строить по чертежу, используя при этом разные виды конструктора, развитие представлений о строительных профессиях, о разнообразии строительных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_stroiteli.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мы - строители»

Цель: закрепить знания, умения, навыки, в полученные в ходе реализации проекта.

Задачи: 

Образовательные:

1. Способствовать умению детей строить по чертеж , используя при этом разные виды конструктора.

2. Создать условия для развития представлений о строительных профессиях, о разнообразии строительных материалов.

Развивающие:

1. Развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций.

2. Развивать любознательность, поддерживать инициативу.

3. Формировать у детей устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание творить, изобретать.

Воспитательные:

1. Воспитывать эстетическое отношение к сказочным героям.

2. Воспитывать дружеские отношения в процессе коллективной деятельности.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы: В. Нечаева «Сколько есть профессий нужных», Б. Заходер «Профессия строитель», Т. А. Шорыгина «Профессии, какие они»? «Три поросёнка».

2. Рассматривание иллюстраций с домами разной архитектуры.

3. Просмотр презентации «Строительные профессии».

4. Заучивание пословиц и поговорок о строителях, труде.

5. Проведение дидактических игр по конструированию «Чья команда быстрее построит?», «Таинственный мешочек», «Разложи детали по местам», «Светофор», «Найди такую же деталь, как на карточке», «Назови и построй».

Материал к занятию: разные виды конструкторов, схемы домов, карточки с изображением материалов для строительства домов; материал для проведения опытов: солома, ветки, кусочки кирпича на каждого ребенка; компьютер, телевизор, презентация.

 Содержание

- Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, улыбки подарим гостям и пожелаем им доброго утра!

- Проходите на свои места. Сели все правильно: спина прямая, ноги вместе, руки полочкой.

Внимание, ребята, сегодня у нас задача сложная, работа на занятии интересная и её много, а вы не боитесь трудностей? (Ответы детей)   

- Предлагаю вам послушать загадку и отгадать её:                                                                     Я из моря выплываю,                                                                                                                            И желанья выполняю.                                                                                                              Сказки Пушкина читали?                                                                                                         Значит, вы меня узнали.                                                                                                                       И воскликните с улыбкой:

«Здравствуй,… (Золотая рыбка).

- Другие предположения есть? Кто не согласен? (Ответы детей)

- Правильно, это золотая рыбка – герой сказки Пушкина.  Сл. №2

Золотая рыбка: Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь.

- Что случилось, золотая рыбка?

Золотая рыбка: Пришел к синему морю старик, позвал меня, я его услышала, приплыла к нему  и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»                                                      Старик поклонился мне и отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, надобно моей старухе новый современный дом; Наш-то совсем старый стал». Ответила я старику: «Не печалься, ступай себе с богом, будет вам новый современный дом».                              З.Р. - Только проблема у меня, ведь я строить современные дома не умею.

- Золотая рыбка, ты правильно сделала, что к нам обратилась. Мы тебе обязательно поможем. Правда, ребята? (Да)                                                                                                               - Ребята, подскажите, а в какой сказке персонажи строят себе дома? (Три поросёнка)                - Кто думает по-другому?                                                                                                               Да, действительно, есть такая замечательная сказка про трех поросят.   Сл.№3                                                                                                                                   - Мы сейчас с вами посмотрим, какими строителями были поросята. Совершим небольшое путешествие по сказке «Три поросенка».                                                                                                  - Взгляните, вот первый домик, который построил себе Ниф-Ниф.   Сл.№4                                                                                                                                                 - Из чего он построен?  (Из соломы).                                                                                                    - Как вы думаете, солома подойдет для строительства дома для старухи? Почему? (Нет, не подойдет! Потому что солома ломкая и непрочная).                                                       - Верно, солома - непрочный материал, и в этом мы сейчас убедимся.                                         - Возьмите солому и попробуйте ее сломать.      

- Что произошло с соломой? (Она сломалась, согнулась)

- Видите, как легко она ломается.                                                                                             - А сейчас давайте подуем на нее. (Дети дуют на солому)

- Что произошло с соломой?    (Солома разлетелась в разные стороны)                                                                                              - Значит солома очень легкая. Поэтому, когда волк дунул на домик Ниф-Нифа, он разлетелся в разные стороны.  Сл.№5                                                                                                                

- А вот этот домик построил себе второй поросенок – Нуф – Нуф.  Сл.№6                                                                                                                    - Из какого материала он построен? (Из прутьев, веток и листьев).                                   - Как вы думаете, Ветки и прутья -  прочный материал? (Нет).                                          - Почему вы так думаете?     (Ветки легко гнутся, ломаются).                                                                                                           - Давайте в этом убедимся. Возьмите ветку и попробуйте  ее сломать. (Дети берут ветку и пытаются ее сломать).  

- Что случилось с веткой?    (Она сломалась, согнулась).

- А теперь подуйте на нее. Что произошло?                                                                                                                                    - Какой вывод можно сделать, прочный это материал или нет? (Ветки и прутья - это не прочный материал, использовать для строительства дома его нельзя).                           - Совершенно верно. Поэтому волк его тоже с легкостью сдул. Сл.№7                                                                                                                  

Воспитатель: Ребята, может, вы мне подскажете, чей это домик?  Сл.№8                                                                                                                   (Это дом Наф-Нафа).

- Правильно. Что можно рассказать про него? Из чего он построен? (Этот домик построен из кирпича).

- Какой же дом получился у Наф-Нафа из кирпича? (Прочный и надежный).

- Давайте убедимся, что кирпич - прочный материал. Возьмите кусок кирпича и попробуйте его сломать.

- Получилась? (Нет)

- А теперь подуйте на него. (Дети дуют на кусок кирпича)

- Что произошло, когда вы подули на кирпич? (Кирпич не сдвинулся с места)

- Значит, какой можно сделать вывод?     (Кирпич очень прочный, крепкий, твердый, тяжелый. Из него можно строить дома)                                                                                                                     - Правильно. Поэтому волк не смог сломать дом Наф-Нафа.                                                Наф-Наф оказался самым сообразительным, поэтому его домик получился надежным и крепким. Вот какая увлекательная и познавательная сказка «Три поросенка»! Теперь мы убедились с вами, какие строители три поросенка.

- А можно узнать, из какого материала люди строят дома в настоящее время? (Ответы детей)                                                                                                                                                     - Люди давно научились возводить самые разнообразные дома из различных материалов. Сл.№9

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, из чего сделан дом».                                                                                                            Ваша задача - сказать, из чего построен каждый дом, и подобрать картинку с изображением этого строительного материала.   Сл.№10                                                             Первый дом - из дерева (подбирают картинку с изображением бревен);                                Второй дом - из кирпича (подбирают картинку с изображением кирпичей);                             Третий дом - из брусьев (подбирают картинку с изображением брусьев).                          

- Молодцы. Как вы думаете,  какие дома получаются из этих строительных материалов? (Крепкие, надежные, красивые).

- Вот мы узнали с вами, что дома строятся из разных материалов и этим они отличаются друг от друга.

- А ещё, что можно сказать про дома, чем они ещё отличаются друг от друга?  (Количеством этажей, цветом, размером, разные окна, разные по форме крыши, Сл. №11

- Верно, они бывают одноэтажные, многоэтажные и вообще разные по форме./показ слайдов/

- А теперь давайте отдохнем (проводиться физкультминутка).

Мы строители с тобой, (Ходьба на месте)

Мы построим дом большой, (руки углом над головой)

Кирпичи положим в ряд: (сложить руки «полочкой»)

(4 раза поменять местами)

Стены ровные стоят (раскрыть руки, держать вертикально)

Будут окна, будет дверь, («окошко» из пальцев)

Ладони поставить перед лицом

Не ворвётся страшный зверь! (погрозить пальцем)

Дети садятся на свои места.

- Чтобы настоящий дом построить, много мастеров должно потрудиться. А каких, мы сейчас с вами вспомним, отгадав загадки. Слушайте внимательно.

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. . . (строитель) Сл. №12

Стоит серая стена

Некрасивая она.

Пришел с кистью дока,

Покрасил все до срока. (Маляр.) Сл. №13

На работе день-деньской

Управляет он рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик) Сл. №14

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом,

С каждым днем

Все выше, выше новый дом. (Каменщик) Сл. №15

- Молодцы ребята все загадки отгадали. А какие ещё строительные профессии вы знаете, которые мы не назвали? (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, с чего начинается строительство домов?

- Для того чтобы строить дома, целые улицы, люди какой профессии работают первоначально?  (Архитекторы) Сл. №16

- Верно, а кто такой архитектор? (Ответы детей)

- Молодцы, правильно. Архитектор – это специалист, который создает здания на бумаге, чертит его, указывает размеры окон, дверей, высоту крыши. Архитектор работает на мольберте, чертит с помощью специальных линеек, на бумаге схему будущего здания или работает в компьютере с помощью специальной программы. Архитектор следит за строительством дома до конца стройки.

Но они чертят не только схемы домов, но и целые улицы, указывая при этом, где будет построен жилой дом, где будет построена школа, детский сад, больница, завод и т.д.

- Вот ребята, мы с вами узнали, какие бывают дома, из каких материалов их строят, кто их сторит.

- А сейчас пришла пора помочь золотой рыбке, построить современный дом для старухи?                                                                                                                                            - Но прежде, чем начать нашу работу по строительству домов, давайте проведём гимнастику для глаз, т. к. при строительстве мы должны быть очень внимательными

Послушные глазки

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражненье выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву О, получается легко

Вверх подними, глянем вниз

Вправо, влево повернем

Заниматься вновь начнем

- Прежде чем,  приступить к работе, мы разделимся на группы по 3 человека, каждая группа выберет себе главного инженера, который будет руководить стройкой дома (другие дети будут строителями), затем выберем проект (рисунок дома) и приступим к работе.

Дети распределяются на группы и после пальчиковой гимнастики, приступают к работе.    

 Дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Практическая работа. Педагог руководит процессом стройки, определяя себе роль начальника стройки.

Итог

- Ребята, как вы думаете, получились у нас современные дома?

- Мы построили сколько домов?

- Как вы думаете, чей дом самый удобный?

- Самый красивый? Самый надёжный и прочный?

- А тебе З. Р. понравились наши дома? (Да, мне очень понравились дома, которые вы построили)  Сл. №17

- Мы думаем, что ты сама выберешь дом для старухи, согласна?

Золотая рыбка: Спасибо вам, ребята! Какие вы все дружные, находчивые! У вас получились замечательные дома! Конечно, я подумаю и выберу дом для старухи, исполнив просьбу старика… До свидания ребята!   Сл. №18

- Ребята, мы сегодня с вами в роли кого были?

- Трудно было строить?

- Вы справились, я очень рада за вас.

- Нужная ли профессия строителя?

- Профессия эта почетна,

Строитель – ударник труда!

Чем больше старанья в работе,

Тем крепче, прочнее дома!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно - ролевой игры комбинированного вида. Старшая группа. «Строители дома», «Обед в кафе».

Цель проекта:1.Создание условий.  Учить детей разнообразным действиям, отражающим труд строителей , повара, продавца, врача. Развивать умение использовать в играх  предметы - заменители.2.Ра...

Проект сюжетно - ролевой игры комбинированного вида. Старшая группа. «Строители».

У детей недостаточно сформированы знания о профессии строителя Дети по сути своей очень наблюдательны , учатся выполнять работу по плану. Детям дается план  дома. Знакомит с планом детей . Задача...

Конспект занятия по конструированию в старшей группе "Строители"

Цель занятия: учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять умение детей строить разные дома.Задачи:1.       Образовательная: учит...

Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Строители»

Учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять умение детей строить разные дома....

Конспект ОД Рисование старшая группа "Строители строят новый дом"

Тема: «Строители строят новый дом»Программные задачи:Образовательные:- Учить детей создавать образ разных домов; передавать в рисунке их форму, строение, части.- Закреплять умение рисовать...

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы «Строители»

Цель: Раскрытие значимости науки-математики в жизни человека и в профессии-строитель.Обучающие задачи:Совершенствовать умение: читать схему и корректировать ее по заданному правилу; воспроизводить схе...