Педагогическая инновация. Организация детской проектной деятельности «Ребенок ребенку» (2021г)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Бебенина Ольга Павловна

Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей, воспитателей и детей.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

     Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне,   а образовательные учреждения зачастую эту тягу притупляют, потчуя детей «замороженными идеями», и вместо того чтобы творить, дети вынуждены изучать отчеты о том, как познавали мир другие люди.

     Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования предполагают  познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,  объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов   окружающего мира.

   Развить те или иные способности можно в каждом ребенке. Ребенок, попадая в творческую атмосферу, расцветает как бутон. Исследовательский педагогический проект «Ребенок – ребёнку» поможет детям раскрыться и развить стремление к постижению мира. Позволит детям реализовать в них заложенную программу саморазвития и удовлетворить потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира. И также поделиться своими знаниями со своими сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok-rebenku.docx90.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                          Педагогическая инновация

Использованые технологии: технология развивающего обучения, технология коллективного способа обучения,  технологии проектной и исследовательской деятельности.

         Тема: Организация детской проектной  деятельности

                                 «Ребенок ребенку» (2018г)

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Старшая группа.

                                                                                   

C:\Users\AdminS\Desktop\img0.jpg

                                                                                                                 

                                                                                                                   Выполнила: Воспитатель

                                                                                                                   Первой квалификационной

                                                                                                                   категории:   Бебенина            

                                                                                                                  Ольга Павловна.

                                                             

                                                             Энергетик 2018г

Тема: «Штука, которая нас держит»

Возрастная группа: старшая группа

Форма совместной деятельности: экспериментирование

Форма организации: индивидуальная

Приоритетная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное», «Художественно - эстетическое развитие»,  «Речевое развитие»

Цель: Выяснить роль притяжения Земли на нашу жизнь.

Задачи: 1.Как мы в жизни сталкиваемся с земным притяжением.

2. Помогает или мешает нам жить притяжение Земли.

2. Самостоятельно проводить элементарные опыты; устанавливать связи, изменения; делать выводы.

3. Выяснить, важность земного притяжения.

Оборудование: Камень, прозрачные стаканы, вода, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, коктельная трубочка, апельсин, сосуд с водой, воздушный шарик, личные зарисовки ребёнка, карточки-схемы, для выстраивания алгоритма последовательности экспериментов;

Планируемый результат:

Любознательный, активный

активность в исследовательской работе, в разговоре.

Обладающий установкой положительного отношения к миру

Способность договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявлять своё чувство веры в себя.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

умение  взаимодействовать  со  сверстниками  в  процессе   выполнения   работы;  умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями, выводами.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

применение усвоенных знаний в экспериментировании  стремление передать свои познания другим (сверстникам),

умение самостоятельно делать выводы;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

умение сосредоточенно действовать в течение  20-25 мин.;

                         

         

Использованные методики:

  1. «Выбор деятельности» - Л.Н. Прохорова
  2. «Развитие  познавательной  активности  детей  старшего дошкольного  возраста  средствами  детского экспериментирования» - диагностический инструментарий

(Дж. Равен, Е.Э. Кригер, Д. Б. Эльконин, В.С.Юркевич)

                                   

                                                Паспорт проекта: 

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

                                            1.1Актуальность проекта.

Наблюдая за поведением детей  во время игр, занятий, заметили, что у большинства детей слабая познавательная активность. Проанализировав формы и методы работы с детьми, сделали вывод: чаще в работе использовалась форма прямого обучения. Поэтому, в основу дальнейшей работы положили - создание развивающей среды, где ребенок мог бы делать всё самостоятельно. То есть позволить детям реализовать в них заложенную программу саморазвития и удовлетворить потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира. Так же обратили внимание на желание детей бескорыстно поделиться своими знаниями со своими сверстниками. Контактируя с другими детьми, они перенимают знания друг у друга. Ведь мы, взрослые, не раз замечали, что ребенок быстрее понимает ребёнка, особенно если у детей есть общий интерес. Так, на основе интереса детей к определенной деятельности сверстника и выражается способность вступать во взаимодействие. Ограничение самостоятельности в дошкольном возрасте приводит к серьёзным психическим нарушениям, которые негативно сказываются на развитии ребёнка в дальнейшем.

Сроки реализации: три месяца

 1.2 Цель и задачи проекта.

Цель: Организовать познание детей через самостоятельный поиск. 

Задачи проекта: 

1.Дать детям возможность узнать свои личные возможности;

2.Тренировать мыслительные процессы, помочь освоить разнообразные мыслительные операции;

3.Моделировать своё поведение в ходе деятельности: общаться друг с другом, обсуждать итоги эксперимента, делать соответствующие вводы.

1.3  Принципы и подходы, осуществляемые  в процессе реализации проекта. 

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках проекта стали:

1.Деятельный подход, где развитие ребенка происходит в деятельности:

-принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей между собой  и взрослых;

-принцип амплификации (обогащения) детского развития за счет оптимального использования  специфических детских видов деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в экспериментирование.

2.Личностный подход, где создаются условия для развития личностных функций, субъектов образовательного процесса

-принцип индивидуальности: создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными индивидуальными особенностями и склонностями;

-принцип доверия и поддержки: содействие и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми. Культурой и окружающим миром.

Участники проекта: Воспитатели группы,  родители, дети.

 1.4 Целевые ориентиры.

-Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу в познавательно – исследовательской деятельности, способен выбирать себе участников по совместной деятельности;

-открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания;

-достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

1.5 Предполагаемый результат проекта:

* Развитие у детей познавательной активности, исследовательских способностей, коммуникативных навыков.

* Способность верить в себя, свои возможности.

* Дети научаться грамотно, высказывать свои идеи, обосновывать результаты, делать выводы.

* Понимание детьми, что может быть полезным в познании мира через общение с другими людьми.

1.6 Ресурсы проекта.

Использование ИКТ; изучение работ доктора педагогических и психологических наук А. Савенкова по исследовательским методам развития в ДОУ, развивающая среда и материально-техническое оснащение для экспериментальной деятельности; партнерство с родителями.

 1.7 Средства реализации

Совместная с детьми исследовательская и экспериментальная деятельность.

1.8 Этапы проекта

1.Изучение методики А. Савенкова, методической литературы , поиск публикаций, интернет-ресурсы: отбор необходимого материала.

2.Анкетирование родителей. Педагогическое просвещение родителей по теме.

3.Создание развивающей среды, условий для исследования и экспериментирования.

4.Создание в детском коллективе атмосферы игры экспериментирования, воспитание желания исследовать окружающий мир. Поощрение инициативы, самостоятельности, творчества.

5.Создание условий для творческой деятельности «ребенок - ребенку».

1.9 Формы проведения итогов реализации проекта:

 Мастер-класс на районном семинаре: «Проектная исследовательская деятельность» 

-Выступление с докладом по теме;

- открытая презентация индивидуальных детских проектов.

План реализации исследовательских работ:

   Этапы

        Цель

                            Содержание

 1.Подготовительный этап

2.Начальное диагностирование по методике «Выбор деятельности» Автор Л.Н. Прохорова.

3.Мотивация деятельности.

4.Интеграция образовательных областей.

5. Презентация исследовательских работ детей.

6.Опосредованное обучение между детьми в  процессе исследования.

Диагностирование на конец проекта:

7. -Выявление степени познавательной активности детей методом наблюдения.

-Результаты исследования уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

-Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования

Изучить возможности потребности, прошлый опыт воспитанников.

Выявить у детей предпочитаемый вид деятельности.

Внесение предложения(создание проблемной ситуации), которое будет являться отправной идеей для совместного обсуждения с детьми.

Выбор индивидуальной темы исследования.

 

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

Предоставить возможность детям презентовать свои  исследования.

Формировать способность общаться  со сверстниками и взрослыми в свободной деятельности, делиться своими знаниями с другими.

Через познавательные, экологические игры, беседы, видеоролики, презентации, наблюдения, чтения детской научной литературы, опыты, эксперименты.

Создание проблемных ситуаций для поддержки интереса и активности.

Приложение №1

-использование стенда «Хочу всё знать!»-предоставляет каждому ребёнку реальную возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в познании окружающего.

-довести до участников исследований важность данной проблемы.

-подобрать литературу материал(иллюстрации, видио, презентации, литературу и т. д.) по теме.

-подготовить материал для продуктивной деятельности.

Выбранная тема: «Невидимка, который нужен всем»

-Составление творческих рассказов: «Куда бы ты хотел полететь на воздушном шаре?»

-Рисование «Птицы», «Самолёт под небесами», «Ракета летит на луну».

-изготовление парашюта, бумажного самолёта, вертушек, бумажного змея.

Театральная деятельность: «Сухим из воды», «Храбрая соломинка»

Игровая деятельность: «Кто быстрее надует шарик», «Мыльные пузыри», «Запускание парашюта, воздушного змея, самолетиков».

Выбранная тема: «Рождение планеты Земля»

-Составление творческих рассказов: «Кто жил до нас на нашей планете?», «Планета будущего», «Кто держит нашу Землю?», -Рисование: «Портреты нашей земли», «Земля - наш дом родной» (выставки работ),

-Экспериментальная деятельность: опыты с водой, извержение вулкана.

-посещение краеведческого музея.

-экскурсии на водохранилище

-организованная образовательная деятельность «Земля. Первые открытия человечества», «Что такое компас?» «Круговорот воды в природе»

-правила поведения в природе

Открытая презентация детских работ на районном семинаре.

Свободная экспериментальная деятельность в кругу сверстников.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Используемая литература:

1. Вохринцева Н.И. Демонстрационный материал к занятиям

2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая, подготовительная группы. М., «Вако», 2007

3. Донина О.И., Хамидуллина Л.А. Ознакомление дошкольников с естественнонаучными  представлениями, М., изд. «Аркти», 2009

4. Тугушева Г.П.  Экспериментальная деятельность  в среднем и старшем дошкольном возрасте. С-Петербург, изд. «Детство-пресс» , 2011.

                                                    Аннотация.

   Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей, воспитателей и детей.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

     Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне,   а образовательные учреждения зачастую эту тягу притупляют, потчуя детей «замороженными идеями», и вместо того чтобы творить, дети вынуждены изучать отчеты о том, как познавали мир другие люди.

     Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования предполагают  познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,  объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов   окружающего мира.

   Развить те или иные способности можно в каждом ребенке. Ребенок, попадая в творческую атмосферу, расцветает как бутон. Исследовательский педагогический проект «Ребенок – ребёнку» поможет детям раскрыться и развить стремление к постижению мира. Позволит детям реализовать в них заложенную программу саморазвития и удовлетворить потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира. И также поделиться своими знаниями со своими сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....

Консультация для педагогов "Формы общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"", от рождения до 7 лет

Развитие форм общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок" от рождения до 7 лет (по М.И. Лисиной)Подробнее: http://bookap.info/genpsy/lisina_formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshchenii/gl12....

Эссе на тему "Личностно-ориентированная модель педагогического процесса и взаимодействия взрослого и ребенка в детском саду".

В современных условиях создания гуманистической образовательно-воспитательной среды актуальнейшей из проблем становится проблема практической организации личностно - ориентированного взаимодейств...

Консультация для родителей на тему : " Роль взрослых в развитии речи ребенка" декабрь 2021г.

Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью...

Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формирование у ребенка образа мира взрослых посредством коммуникативных игр» от 23.05.2022

Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формирование у ребенка образа мира взрослых посредством коммуникативных игр&ra...

Выписка из протокола №4 от 16.11.2021г. заседания педагогического совета МДОУ "Детский сад "Огонёк"

Тема: "Совершенствование работы по математическому развитию в рамках участия в Федеральной инновационной площадке "Механизмы сохранения лидирующих позиций РФ в области качества математическо...