Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в Аржаан»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Монгуш Антонина Доойевна

про Аржааны Республики Тыва

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие в Аржаан»

Интеграция образовательной области: социально – коммуникативная, познавательная, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, продуктивная, двигательная.

Цели деятельности педагога: Познакомить детей с обычаями и традициями тувинского народа при посещении целебных источников «аржаана».

Задачи:

Образовательные: формирование знаний об аржаанах Тувы, обратить внимание на уникальность феномена лечения на аржаанах,  на необходимость охраны природы, познакомить с обрядами и традициями тувинского народа на аржаане.

Развивающие: развивать самостоятельность, творчество, развивать у учащихся познавательные интересы.

Воспитательные: воспитывать патриотизм, формирование экологической культуры и бережного отношения к природе.

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, инновационный, практический.

Предварительная работа: (приготовить сообщения, презентации об аржаанах, об обрядах тувинского народа связанных с аржаанами), благопожелания.

Словарная работа: 

Материалы и оборудования: карта Республики Тува с названием всех кожуунов, карта путеводитель, священное дерево (чалама.) кадак, пиала, тос – карак, макет искусственного Аржаана. (целебного источника, слайды с наглядностью), Кукла Маша, презентация о аржаанах, карточки с изображением рек, озёр, океанов, морей аржаан; ватман, краска голубого цвета, ватные диски, салфетки, разовые тарелки для ватных дисков; доска; музыка «Наездники», «Звуки рек».

Ход занятия

Организационный момент.

(Воспитатель поприветствует детей, дети заходят в группу.)

Воспитатель: Здравствуйте ребята, какие вы нарядные, красивые. Встали все в круг, поиграем в игру «Настроение» я буду вам передать мячик вы должны поймать мячик и рассказываете про своё настроение и дальше передаём мячик друг кто стоит рядом.

(Воспитатель и дети играют игру «Настроение» с мячом, кто поймал мяч, говорит слова о своём настроении.)

  1. Водная часть.

Воспитатель: Ребята прежде чем начать наше занятие. Послушайте мою загадку.

Меня пьют, меня льют

Кто я такая?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы ребята, это вода. Вода – это самой большое богатство на свете. Вода это жизнь. Нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой и целебной воды.

Воспитатель: Ребята вы слышите стук, кажется кто то к нам стучится давайте посмотрим, кто пришёл к нам в гости.

(Воспитатель открывает дверь, появляется кукла Маша)

Воспитатель: Кукла Маша здравствуй.

Кукла Маша: Здравствуйте, здравствуйте ребята.

(Дети здороваются с Куклой Машей)

Кукла Маша: Ребята мне нужна помощь, сегодня утром моя бабушка мне дала попить Аржаан. Моя бабушка сказала, что этот Аржаан очень целебный, даёт силу, бодрость и лечит меня. Но я ничего не знаю про Аржааны нашей Республики, я ни разу не была в Аржаане и не знаю что это, где оно находится, ка туда ехать. Чтоб побольше узнать я сразу пришла к вам в гости вы же всё знаете, всегда мне помогаете. Ребята расскажите мне про Аржааны и действительно ли она такая целебная как говорит моя бабушка?

Воспитатель: Ребята, поможем кукле Маше в её просьбе за то и сами тоже узнаете, про Аржааны нашей Республики. Ребята кто из вас был съездил в Аржаан?

Ответы детей:

  1. Основная часть.

Воспитатель:  что такое Аржаан?

Ответы детей:

Воспитатель: Аржааны – это природные водные источники, с древних времён используемые тувинцами как лечебные. Основными видами лечения были душ или ванны, если источник тёплый или горячий, полоскание, приём внутрь. Традиция лечения и отдыха сохранились и по сей день. На наши Аржааны приезжают лечиться не только со всей Тувы, но и из других регионов, городов, сёл.

Воспитатель: Прежде чем знакомится с Аржаанами нашей страны посмотрим на карту нашей Республики. Ребята кто знает сколько городов в нашей Республике?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы Кызыл, Чадаана, Шагаан Арыг и Туран. Сколько кожуунов в нашей Республике Тыва?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы ребята в нашей Республике 17 кожуунов. Давайте перечислим все кожууны нашей Респблики.

Бай Тайгинский

Барун –Хемчикский

Дзун – Хемчикский

Каа – Хемский

Кызылский

Монгун –Тайгинский

Овюрский

Пий Хемский

Сут –Хольский

Тандынский

Тере – Хольский

Тес - Хемский

Тоджинский

Улуг –Хемский

Чаа – Хольский

Чеди – Хольский

 Эрзинский.

(Воспитатель показывает детям карту и показывает местонахождение этих кожуунов.

Воспитатель: Теперь послушайте внимательно вопрос, как вы думаете во всех ли кожуунах имеются Аржааны, как вы думаете?

Ответы детей:

Воспитатель: Да ребята в каждом кожууне есть свои Аржааны. Да действительно аржаанов у нас много. Тува богата лечебными аржаанами, природными лечебными водами, минеральными и пресными, – Аржаанами. Среди жителей республики считается, что они обладают не только целебными свойствами, но и являются связующим звеном духовного единения природы и человека. Истоки Аржаанов считаются священными, до сих пор сохранились обряды, проводимые при лечении с помощью целебных вод.

Воспитатель: Ребята а что такое обряды?

Ответы детей:

Воспитатель: Обряд это традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Кукла Маша когда ты пила Аржаан чем она отличается от обычной воды?

Кукла Маша: Когда мы пём воду у воды нет вкуса а когда я выпила Аржаан у Аржаана был другой вкус, он был каким-то солёным.

Воспитатель: Да ребята у Аржаанов имеется свой вкус и запах.

Воспитатель: Аржааны Республики Тыва можно разделить на две группы: минеральные и пресные. К минеральным Аржаанам относятся лечебные источники, которые по своим характеристикам, химическому составу соответствуют общепринятым в Российской Федерации нормам для лечебных минеральных вод. На территории Тувы встречаются практически все типы минеральных вод: углекислые и азотные (с сероводородом) термы, углекислые и сероводородные холодные источники, солёные и кислые воды, радоновые, мышьяковистые, железистые, йодо-бромные – от ультрапресных, но содержащих специфические бальнеологически активные компоненты до крепких рассолов.

Воспитатель: Из минеральных аржаанов следует особо выделить аржааны Уш - Белдир (Каа - Хемский кожуун), Тарыс (Тере - Хольский кожуун), Чойган, Шивилиг (Бай - Тайгинский кожуун), Улаатай (Овюрский кожуун), Ажыг - Суг (Чаа - Хольский кожуун), Дустуг - Хем (Бай - Тайгинский кожуун). Каждый Аржаан показан для лечения определенных заболеваний.

Воспитатель: Кроме термальных лечебных источников, Тува богата и холодными минеральными Аржаанами. На западе Тувы, в Бай - Тайгинском кожууне у подножия горы Монгулек, выходят холодные радоновые источники. Это минеральный Аржаан Шивилиг.

Воспитатель: Аржаан Улаатай находится в Овюрском районе, относится к слаборадоновым. Воды Улаатайских источников являются ещё слабоминерализованными, что позволяет отнести их к лечебным минеральным водам питьевого назначения. Улаатайские источники могут быть применены при лечении органов пищеварения и заболеваний печени.

Воспитатель: Аржаан Ажыг - Cyг («Кислая вода»), расположенный в Чаа - Хольском районе, известен далеко за пределами республики. Минеральные воды рекомендуются при хронических гастритах, колитах, панкреатитах, хронических заболеваниях печени, желчевыводящих и мочевыводящих путей, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарном диабете, при воспалительных процессах и железодефицитной анемии.

Воспитатель: Аржаан Дустуг - Хем («Солёная речка») расположен в Бай - Тайгинском районе. Источник – холодный, радоновый, имеет 6 разных выходов, вода каждого источника имеет свой вкус, рекомендуется для наружного применения при лечении болезней периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы и органов движения.

(Воспитатель показывает презентацию о некоторых Аржаанов кожуун)

Воспитатель: Ребята поиграем в игру с карточками, я буду вам показывать карточки с изображением рек, озёр, океанов, морей и аржаанов. Вы будете разгадывать в какой карточке изображены аржааны.

(Воспитатель показывает детям картинки и дети будут отгадать где изображены Аржааны)

Ответы детей:

Воспитатель: А как вы догадались что это Аржаан?

Ответы детей:

Воспитатель. Ребята вы многое узнали про Аржааны и теперь можно поехать в путешествие в Аржаан. Мы сегодня познакомились с аржаанами нашей Республики, а теперь отправимся в целебные источники, а на какой из этих аржаанов мы сейчас поедем, ребята на какой Аржаан вы хотите поехать?

Ответы детей:

Воспитатель: А почему хотите поехать именно в этот аржаан Шивилиг?

Ответы детей:

Воспитатель: Дорога будет дальняя и трудная, будет очень трудно надо знать, и соблюдать традиции и обычаи народа. Тувинский народ очень бережно относился к природе, и приклонялись к духам земли, тайги, аржаанов.

Воспитатель. Как нам туда попасть мы же не знаем дорогу туда?

Ответы детей:

Воспитатель: А еще нам поможет это карта, здесь указаны перевалы, красными кружочками, а Аржаан, обозначен красным флажком. Но перед тем как отправится мы должны почитать благословение и побрызгать молочным чаем, чтобы дорога была легкой, удачной.

Воспитатель:         О небо мое!

О, лес зеленый мой!

Пожелай нам доброго пути.

(Воспитатель читает благословение и брызгает молочный чай, во все стороны специальным атрибутом. (деревянная ложка с девятью маленькими углублениями). Чтобы путь была удачной, не встречались препятствие.)

Воспитатель: Чтобы мы добрались до Аржаана нам придется поехать, а на чём мы сегодня поедем в Аржаан?

Ответы детей:

Воспитатель: Да на лошадях, потому что на машине или на автобусе мы не проедем, в пути есть большие перевалы, густой лес. Все садимся на лошадки и поскакали в аржаан «Шивилиг» чуу- чуу- чуу!!!

Ответы детей:

(Дети имитируют езду на лошадях, под тувинскую музыку «Наездники»).

Воспитатель. Вот мы и приехали до первого перевала. По традициям наших предков, на перевалах принято сойти с лошади, поклонится духам перевала прочитать специальное благопожелание и привязать цветные шелковые ткани – кадак, на священном дереве.

Долу чаашкын болбазын,

Аъш – чем элбек болзун,

Урезин успес болзун

Угерин соп чиир болзун

Тараа – быдаа элбек,

Тавак сынмас болзун!

Пусть каждый человек,

И стар и млад

Находят в этом году

Здоровье счастье.

(Воспитатель, кукла маша и дети вешают на дерево кадак и читают вместе с воспитателем благопожелание)

Воспитатель. Ну а теперь продолжим наш путь, сейчас нам нужно подняться на высокую гору, Туда подниматься придется на четвереньках.

(Дети ползут на четвереньках).

Воспитатель. Вот мы пришли к целебному источнику «Шивилиг». Приезжая на аржаан, что надо соблюдать?

Ответы детей:

Воспитатель: Соблюдать тишину, не оставлять после себя мусор. Участвовать в очистке дорожек, лесенок, поклониться духом аржаана. Но прежде чем принимать лечение нам нужно, поклонится духам аржаана, попросить, чтобы источник исцелил нас, дал нам энергию. Мы сегодня первый раз пришли в аржаан и давайте только обмоемся с аржааном, чтобы аржаан дал нам силы.

(Совершается обряд, проводят имитирование умывание аржааном.)

Воспитатель:         Аарыг- ажык чок

Ааржаан силерге

Аарыым аыткап келдим

Алдын аржааным,

Аарыг ажык чок

Ачылан човуланны

Адыпып каарын.

Аржааным силерден диледим.

                        О целебный источник мой!

Я проделал долгий путь к тебе.

От болезни.

Метко – метко вылечи меня.

Я прошу милости,

Благодатный богатый источник, хайыракан!

(Все читают стихи Благопожелания, и просят у духа аржаана исцеление.)

Воспитатель: Ребята после этих благопожеланий можно принимать и лечится с аржааном. Каждый год в каждом аале проводят дни Аржаана.

1.        Аржаан дагыыры – это освящение источника.

2.        Аржаан ажаары – это ритуал ухода за ним.

3.        Аржаан чалаары – т.н. «приглашение» аржаана, это особый ритуал набора воды источников в посуду, которую приносили с собой страждущие. Вот именно с этого ритуала и начинался аржааный сезон. Приезжая на аржаан, люди первым делом подвязывали к ветвям священного дерева, росшего у самого источника, чалама – ритуальные ленточки, возжигали огонь «сан салыры», очищали от веток источник, совершали ритуальные действие «чажыг» окропление, кормление Природы. Было при этом произнести благопожелание к духу – хозяину целебного источника – аржаана.

Воспитатель. А теперь нам пора возвращаться, в наш детский сад.

(Дети имитируют движения, скачут на лошадях)

Самостоятельная деятельность детей.

В: Чуу –чуу –чуу. Трр – трр – трр. Ребята вот мы обратно приехали в наш детский сад в нашу группу.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(Все делают физминутку вместе с воспитателем)

Воспиатель: Перед вами на столе лежит большой ватман, посмотрите внимательно что там изображено?

Ответы детей:

Воспитатель: Да ребята там изображен Источник который мы видели в аржаане «Шивилиг». Чтоб из источника побольше протекал Аржаан мы должны дополнить рисунок, перед вами на столе лежат краска голубого цвета, ватные диски. Берём ватные диски намочили в краску и с помощью ватных дисков дорисуем наш Источник аржаана. Работаем дружно, коллективно, острожно не брызгаем краской, чтоб не испортить рисунок, одежду и руки. Начинаем работать.

(Самостоятельная деятельность детей, играет красивая мелодия звуки воды)

Воспитатель: Ребята какие вы молодцы, повесим вашу работу на доску. Посмотрите вы дополнили наш Источник своим трудом. При этом отправляясь на лечение на аржаан, следует помнить, что необходимо соблюдать меры предосторожности, особенно если это касается здоровья.

Кукла Маша: Спасибо вам ребята теперь я всё знаю про аржааны нашей Республики, сейчас мне надо бежать домой и рассказать бабушке о том что я сегодня узнала у вас. До свидания ребята, до новых встреч!!!

(Воспитатель и дети прощаются с куклой Машей)

  1. Рефлексия.

Воспитатель:        Мы чудесно погуляли,

Свежим воздухом дышали.

Мы резвились и играли

И, в конце концов, устали…

Воспитатель: О чём мы сегодня поговорили?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята вам понравилась занятие?

Ответы детей:

Воспитатель: А что понравилось вам лучше всего?

Ответы детей:

Ответы детей:

Воспитатель: Как вы думаете, занятие было полезнее?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята а вы летом с родителями хотите поехать в Аржааны?

Ответы детей:

Воспитатель: Я сегодня вам даю домашнее задание, вечером придёте домой и поговорите о сегодняшней занятии с родителями и спросите у них когда они были маленькими они были ли в аржаанах и что им понравилось больше всего в аржаане, хорошо ребята. На этом заканчивается наше занятие всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку» ( Детям о правах )

Конспект занятия в старшей группена тему:«Путешествие в сказку»( Детям о правах )...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе На тему: «Путешествие по стране дорожных знаков"

Правила безопасного движения при выходе из траспорта. Закрепить все знания полученные по этой теме....

Конспект занятия в старшей группой по теме "Путешествие в подводный мир".

Цели и задачи:Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;закрепить представления детей о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мир...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие за витаминами»

Конспект занятия в старшей группе на тему:     «Путешествие  за ...

Конспект занятия в старшей группе на тему:«Путешествие в прошлое книги»

Цель: Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.Задачи:Образовательные: Закреплять знания детей о книге и ее значении в жизни человека.Познакомить детей с историей происхожд...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие в сказочную страну» (Речевое развитие)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие...