Квест-игра "Дикие животные. Каких животных нельзя встретить в зимнем лесу?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Губина Надежда Ивановна

С помощью игры создаются  условия для закрепления  знаний и представлений  детей о диких животных леса средней полосы.
У детей формируются представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.
В игровом процессе развиваются внимание, память, логическое мышление, наблюдательность; развивать у детей интерес к живой природе, любознательность и эмоциональную отзывчивость, кругозор, связную речь.
                                                                                                                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                    «Детский сад №48»

Квест - игра  «Каких животных нельзя встретить                                                             в зимнем лесу?»                                                                                                                                       на тему «Дикие животные» для детей средней группы.

                                                                Подготовил воспитатель

                                                                 Губина Н.И., Макарова Ю.Г.

Рязань 2020

 Квест игра  «Каких животных нельзя встретить в зимнем лесу?»                                                              на тему «Дикие животные» для детей средней группы.                                              

Цель. Создавать условия для закрепления  знаний и представлений  детей о диких животных леса средней полосы.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность; развивать у детей интерес к живой природе, любознательность и эмоциональную отзывчивость, кругозор, связную речь.
Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.                                                                                                                    Материал: набор картинок «дикие и домашние животные», домик, елочка, конверты с загадками, картинки с изображением следов зверей, картинки с изображением лисы, зайца, волка, белки, медведя в берлоге, ежика в норе.                                                                                                  Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание картинок,  физкультминутка, слушание звукозаписи.

Ход игры                                                                                                                  Воспитатель. Ребята, сегодня почтальон принес мне письмо. Вы хотите узнать, от кого оно и что в нем написано? Тогда давайте его откроем и прочтем.                                                                                                                    Воспитатель читает письмо.

На экране изображение совы с конвертом.  Слайд 2.

«Дорогие ребята! Пишет вам Мудрая сова. Мы, лесные жители, слышали, что вы любите природу и много знаете о ней. Мы хотим проверить, так ли это и приглашаем вас в путешествие по лесу.

 А чтобы вы не заблудились в лесу, мы оставили вам подсказки, которые находятся в конвертах. После каждого задания вы получите часть картинки. В конце пути сложите картинку и увидите, кого сейчас нельзя встретить в лесу. Удачи вам!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, отправимся в путешествие. Только прежде нам нужно вспомнить, какое сейчас время года и как нужно одеваться.

Дети называют признаки зимы.                                                                                        Воспитатель. Только как же мы доберемся до леса?                                                       Дети: На машине, на санках, на лыжах, пешком.                                                                    Воспитатель: Ну что же, а теперь берем лыжи и отправляемся в путь.                       Дети надевают воображаемые лыжи и под музыку отправляются в путь.          Воспитатель:                                                                                                                               С вами мы пойдем гулять,                                                                                                               В лес  зверей там  навещать.                                                                                                                        Но этот лес – не просто лес,                                                                                                                Этот лес – страна чудес.

Сейчас за Настей в колонну вставайте, на прогулку вы шагайте.

Топ-топ, раз, два, три.                                                                                                                                                                           Ты под ноги не смотри.                                                                                                                                                             Голову не опускаем,                                                                                                                                                               Весело идем, шагаем.                                                                                                                                               Здравствуй, лес!                                                                                                                                                                 Дремучий лес,                                                                                                                                                                    Полный сказок и чудес!                                                                                                                                                                   Кто в глуши твоей томиться?                                                                                                                                                    Что за зверь? Какая птица?                                                                                                                                                             Все открой, не утаи.                                                                                                                                                                           Ты же видишь, мы свои.  

На экране изображение зимнего леса.  Слайд 3.

                                                                                                                                               Воспитатель. Вот мы и пришли на лесную полянку. Как надо вести себя в лесу?                                                                                                                                               Дети. Тихо, чтобы не пугать лесных зверей.                                                                                    Воспитатель. Только что-то здесь не так. Здесь так много животных, но все ли они живут в лесу? Давайте разделим диких и домашних животных. Животных, которые живут в лесу, поселим около елочки, а домашних животных у домика.

Дети выполняют задание.                                                                                           Воспитатель: С первым заданием мы справились прекрасно. Молодцы. Вот часть картинки, которую мы заработали. Нам нужно отправляться дальше.                                                                                                      Куда нам идти дальше? Всюду снег, нет ни одной тропинки.                                        Дети. А вот на снегу чьи-то следы.

На экране изображение заснеженного леса, следы различных животных на снегу. Слайд 4.                                                                                                                          Воспитатель. Правильно, ребята, мы пойдем по следам. Давайте рассмотрим и определим, чьи это следы.  (На полу заячьи следы)

Воспитатель. Дети, здесь конверт с загадкой. Вам надо ее отгадать.

У косого нет берлоги,                                                                                                                                                                         Не нужна ему нора.                                                                                                                                                      От врагов спасают ноги,                                                                                                                                                     А от голода – кора.                                                                                                              (Заяц).

На экране изображение зайца-беляка, сидящего под кустом. Слайд 5.


Воспитатель. Смотрите, вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему? (Беседа о зайце).
Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку   2 раза в год. Летом заяц  серый, зимой – белый,  для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. Зимой питается корой деревьев. Зайчонок рождается меньше ладошки, но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает.             А в сказках заяц какой?                                                                                                 Дети. Заяц трусливый, всего боится.
Воспитатель. Давайте, дети, составим цепочку заячьей семьи.                                                                        Дети.
Папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, много  зайчат.                                 Воспитатель. Молодцы, дети. Вот одна часть картинки. Берем ее с собой и идем дальше.
Воспитатель. Ну, вот и пришли. Посмотрите, какая красота!  Кругом деревья стоят в снежном убранстве. Все бело, тишина в лесу... (Подходим к месту, где следы лисы)

На экране изображение лисьих следов на снегу. Слайд 6.


Воспитатель. Ребята, чьи это следы? Вот конверт с загадкой. (Дети отгадывают загадку.)

У меня роскошный хвост,                                                                                                                                                   А характер мой непрост —                                                                                                                                Я коварна и хитра.                                                                                                                                           Глубоко моя нора. (Лиса)

Воспитатель. Правильно, лиса. Значит, следы эти лисьи.

На экране изображение лисы на снегу. Слайд 7.

                                                                                                                                       Беседа о лисе вместе с воспитателем. Лиса -  хищница, очень хитрая. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост. Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами. Живет в норе. Воспитатель. Давайте, назовем всех членов лисьей семьи.
Дети.
Папа-лис, мама-лиса, детеныш-лисёнок, а много лис, лисят.
Воспитатель. В каких сказках встречается нам лиса?
Дети. "Лиса и волк", "Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот, лиса и петух"...
Берем часть картинки и двигаемся дальше.

Воспитатель. Ребята, вам не холодно? Чтобы не замерзнуть, давайте сделаем зарядку.

Физкультминутка

Раз, два (присядка, руки на пояс)
Это заячья зарядка, ушки на макушке.
А лисята, как проснутся, (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата, спину выгнуть,
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,                                                                                                                              Долго топчется на месте.                                                                                                                                     А кому зарядки мало,                                                                                                                                                                 Начинайте все сначала                                                                                                                                                                                                                      Воспитатель. Согрелись?  А теперь  идемте дальше.                                                                                                               (Идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель. Ребята, что это на снегу лежит?
Дети. Шишки, грибы.
Воспитатель. Откуда зимой в лесу грибы? Может быть, их кто-то потерял? Отгадайте следующую загадку.

На экране изображение белки на дереве у дупла. Слайд 8.

Я оранжевый зверек,                                                                                                                                Шубка тёплая, как грелка,                                                                                                               Хвостик мягкий, как пушок.                                                                                                                                                    Я — старательная (Белка)                                                                                                                              

Дети. Это белка. И следы здесь беличьи.
Воспитатель. Подойдем поближе и посмотрим. Действительно здесь жилище белки. Как называется домик белки?
Дети. Дупло. (Из дупла виднеется белка)
Воспитатель. Правильно.                                                                                                                                                       Беседа совместно с воспитателем  о белках.                                                                            Белка - маленький, рыжий, безобидный зверек. Она ловко прыгает по веткам. Белки на зиму делают запасы: ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок.                                                                                                Дети.
Папа-белка, мама-белка, детеныш-бельчонок, много – бельчат, белок.                      Ну что, не будем беспокоить белок. Берите еще одну часть картинки и пойдем дальше.                                                                                                              Слышится вой волков. ( Звукозапись.)
Воспитатель. Что это, дети?
Дети. Это воют волки.
Воспитатель. Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков напугался. Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Видите вон следы волков.

На экране изображение волка и волчьих следов. Слайды 9, 10.

                                                                                                                                Они по лесу рыщут, свою добычу ищут.                                                                                                 Беседа о волках совместно с воспитателем.
Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в логове. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных. Составим цепочку семейства волков.                                    Дети.
Папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, много волчат, волков.
Воспитатель. В каких сказках мы встречаем волка?
Дети. "Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят"....
Воспитатель. Во всех сказках волк одинаковый?
Дети. Нет. В одних – он   злой, в других глупый, доверчивый...
Воспитатель. Берите еще одну часть картинки и пойдемте  дальше,  пока волков не встретили.                                                                                                                    Дети, вот у нас теперь все части картинки. Давайте попробуем составить из этих частей всю картинку.                                                                                                                                            (Дети составляют картинку из частей).                                                                     Воспитатель. Что получилось?                                                                                Дети. На картинке изображены медведь и еж. Этих животных в зимнем лесу не встретишь, потому что они зимой спят.

Слайды 11, 12.  

                                                                                                                                    Воспитатель.  Как называются жилища медведя и ежа?                                          Дети. Медведь спит в берлоге, а еж спит в норке.                               Воспитатель. Что мы знаем про медведя и про ежа?                                      Беседа совместно с воспитателем. Медведь заранее готовится к зимней спячке. Он много ест, накапливает жир под своей шкурой. Этот жир поможет медведю хорошо прозимовать, не замерзнуть в своей берлоге. Весной он проснется,  будет снова жить как все животные.                                                    Воспитатель. Давайте составим  цепочку семейства медведей.                                                     Дети. Папа-медведь, мама-медведица, детеныш-медвежонок, много медвежат, медведей.                                                                                                                                                        Дети, кто сможет рассказать о еже?                                                                                                        Беседа совместно с воспитателем.                                                                                              Ежи тоже заранее готовятся к зиме. Готовят себе нору. Таскают туда мох, листья, чтобы было мягко и тепло. Ежи всеядны. Они питаются и растительной пищей, и охотятся на мелких зверьков. Осенью также как медведи много едят. Как только похолодает, уходят в спячку. Весной он проснется,  будет снова жить, как все животные. Давайте составим цепочку семейства ежей.                                                                                                                                      Дети. Папа-ёж, мама-ежиха, детеныш-ежонок, много ежат, ежей.                                                                                                                                  Воспитатель. Ребята, вы молодцы. Выполнили все задания, узнали, кого нельзя встретить в зимнем лесу. В награду за вашу работу Мудрая Сова вам приготовила приз-сюрприз.                                                                                                       Дети получают подарки.                                                                                             Воспитатель. Теперь пора возвращаться из нашего волшебного леса в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,                                                                                                       Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда.
Умным станешь ты тогда!

Воспитатель. Вот мы снова в нашей группе. Занятие окончено. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие животные живут на Ямале?

Какие животные живут на Ямале?...

Проект "Домашние животные. Какие они?". Младшая группа.

Краткосрочный проект на младшей группе. Познавательно, структурированно....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Какие животные живут в водоёме?»

Развитие познавательной деятельности, формирование элементарных представлений о водоёме, его обитателях....

Проект "Мир животных - какой он"

Мир животных – ярок  и  разнообразен! Огромное  количество животных и птиц обитает в разных природно-климатических зонах и, порою, с ними ассоциируется. Как представить Арктику без бело...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

"Какие животные впадают в зимнюю спячку" презентация

в презентации рассказывается о животных, впадающих в зимнюю спячку...