Рабочая программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру

Иванова Маиря Сергеевна

Рабочая программа  кружка "Юный Эколог" для детей средней, старшей и подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ekolog.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 11 г. Вязьма

                             

                                                                                                             «Утверждаю»

                                                                Заведующий  МБДОУ  детский сад №11

                                        Новичкова Н.В._________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

                                                   

                                     

                                       

                                                                Автор: воспитатель  Иванова М.С.

                                             

2016г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Актуальность создания рабочей программы

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды»  от 10 января 2002  созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.

Потребности ДОУ в разработке рабочей учебной программы:

1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Смоленской  области;

2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;

Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:

  • выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
  • обеспечивает реализацию учебного плана программы «Детство» Н. В. Гончарова в полном объёме;
  • способствует ранней социализации детей 5 – 7 лет, обозначенной в Федеральных государственных  требованиях;
  • соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
  • формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
  • способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора

Цель программы :

Формирование целостных представлений  старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (Смоленская область)

Задачи:

  • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;
  • формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
  • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Виды  деятельности:

1. Организованные:

– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная), 
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.),
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные)
– работа с календарем природы.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов,  рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в две недели продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня знаний, умений и навыков на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

График работы  кружка: четверг в 16:00

Список детей кружка:

Фамилия, имя

 ребёнка

Дата рождения

ребёнка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20

21.

22.

23.

24.

25.

Задачи, решаемые в ходе реализации рабочей учебной программы «Юный эколог».

          Перед педагогами ДОУ, стоят следующие задачи.

Учебные:  Овладение детьми действия наглядного моделирования. Формирование и поддержка познавательного интереса к природе. Формирование первичных учебных универсальных действий.

 Развивающие: Развитие коммуникационной культуры детей, социальной активности.

Воспитательные:  Формирование и  закрепление навыков экологически грамотного и бережного поведения в природе и в быту, участия в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

           Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог» является выделение специального времени на занятии, направленного на   реализацию регионального компонента.

Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы:

          1.Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

            2.Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

            3.Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.  

Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы:

            1.Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

           2.Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

            3.Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Содержание рабочей учебной программы

Тема 1.  «Неживая природа осенью»

Тема занятия

Программные задачи.

Национально –региональный компонент.

Предварительная работа.

Наблюдения. Опыты.

Сопутствующие формы работы.

Осенние явления в неживой природе

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями;

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;

Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры.

Особенности явлений природы Смоленской области. Календарь природы.

Чтение художест-

венной

литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает».

Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона.

Игра «Следы осени»

 Развлечение

«Путешествие в осеннее царство»

Тема 2. «Человек и природа»

Тема  занятия

Программные задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

 «Хлеб всему голова»

- Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании;

- Учить понятию «Культурные растения»;

- Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу;

В Смоленской области выращивают рожь, пшеницу, лен, кукурузу.

Рассматривание разных колосьев, их сравнение. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Экскурсия  на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков

Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении.

Тема 3.  «Растения зимой»

Тема занятия

Программные задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

 Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения

 - Показать зависимость роста комнатных растений от условий.

- Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях.

Приспособления растений к климатическим условиям Смоленщины.

Уход за растениями уголка природы

Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений. «Растения дышат», «Растения выделяют влагу».

Определить правильность ухода за растениями дома.

Тема  4.  «Животный мир зимой»

   Тема   занятия

Программные задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

  «Зимнее царство»

- Закрепить значение внешних факторов в жизни животных.

- Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания.

- Сезонные изменения в жизни животных.

- Приспособление диких животных к жизни в природных условиях;

Сочувствие к животным.

Трудные условия жизни в холодный период.

Приспособления животных к климатическим условиям Смоленщины

Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Просмотр обучающего видеофильма «Природоведение для самых маленьких»

Тема  5.   «Природа и человек»

  Тема   занятия

Программные задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная  работа

Наблюдения,   опыты

Сопутствующие формы работы

  «Мой край родной, заповедные места»

- Воспитывать бережное отношение к природе;

- Охрана редких видов животных  и растений.

Заповедники Смоленщины

 Изучение «Красной книги Смоленской области»

Рисование (коллективная работа) «Природа родного края»

Тема   6.  «Неживая природа весной»

    Тема    занятия

Программные  задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдение,   опыты

Сопутствующие формы работы

 «Круговорот воды в природе»

«Это волшебница - вода»

Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношения воды, снега и льда. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Дать детям новое понятие – экология, эколог. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует.

Чтение художественной литературы

Наблюдение за превращением сосульки обратно в воду

Тема 7.   «Животный мир весной»

      Тема    занятия

Программные  задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

 «Земля – живая планета»

- Учить замечать особенности жизни зверей весной

- Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных

Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Смоленской области

Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных)

Наблюдение за парой волнистых попугайчиков в период выведения птенцов

Тема 8.  «Природа и человек»

      Тема  занятия

Программные  задачи

Национально –региональный компонент

Предварительная работа

Наблюдения,   опыты

Сопутствующие формы работы

 Беседа о  

    Весне.

- Учить видеть сезонные изменения в природе.

- Взаимосвязь живой и неживой природы.

- Весенние работы на огороде, в саду, поле.

Ведение календаря природы на местном уровне.

Чтение художественной литературы о весне

Цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных

Труд на детском огороде и участке

Экскурсия на станцию юннатов

        

Перспективный план работы на октябрь 2016г.

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

«Осенние изменения в неживой природе Смоленщины»

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры). Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе.

Глобус, мяч, природный материал.

 «Хлеб всему голова»

«Я и природа»

Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.

Необходимость охраны почвы.

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.  Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях и животных.

Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев.

Колосья пшеницы и ржи, иллюстрации труда хлеборобов

«Зимнее царство»

Учить детей видеть красоту зимнего леса, наблюдать за растениями зимой..

Распознавать следы лесных обитателей на снегу. Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающему

Учить замечать деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

Закрепить значение внешних факторов в жизни животных Смоленской области. Трудные условия жизни в холодный период. Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания, трудные условия жизни в холодный период. Сезонные изменения в жизни животных Смоленской области. Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

Способствовать формированию знаний детей о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях, особенности погодных условий Крайнего Севера. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Продолжать знакомить детей с  «Красной книгой», редкими растениями и животными Смоленской области. Уточнять и закреплять правила поведения в природе. Воспитывать любовь, заботу, ответственность за свои поступки и бережное отношение к растениям и животным.

Иллюстрации зимы, игрушка-Буратино. Дид.игра  «Чей след?», «Узнай по описанию», «Когда это бывает?», Календарь природы, модель «Времена года».

Демонстрационный материал «Деревья», снег, чашки, дид.игра «Путаница».

 «Круговорот воды в природе»

«Это волшебница - вода»

Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношения воды, снега и льда. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Дать детям новое понятие – экология, эколог. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует.

Обучающие видеофильмы «География для самых маленьких»,«О воде живой и мертвой», «Берегите воду». Экологическая сказка «Как люди речку обидели». Вода, ёмкости, щенок, иллюстрации, мяч, модель «Круговорот»

1.«Комнатные растения – живой организм»

Объяснить понятие  «комнатные растения». Учить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Показать приспособления растений к климатическим условиям Смоленщины. Воспитывать любовь и заботу к растениям.

Показать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность, аккуратность, самоконтроль,саморегуляцию

5-6 комнатных растений с различными стеблями, листьями, цветами. Лейки с водой, салфетки для протирания листьев. Модели «Что нужно растениям?», «Как ухаживать за комнатными раст-ми», матрешка.

«Беседа о Весне»

Учить видеть сезонные изменения в природе. Углубить, уточнить и закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы; о весенних работах на огороде, в саду, в поле. Продолжать учить детей ведению календаря природы на местном уровне.

Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов; затем водоплавающих уток, лебедей, гусей. Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные, всеядные.

Продолжать учить детей устанавливать связи и зависимости между изменениями в живой и неживой природе. Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе, умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.

Обучающий фильм «Весна», иллюстрации с изображением весны, д./и. «Когда это бывает?», календари природы

Иллюстрации с изображением насекомых, картинки, видеофильм.

Обучающий видеофильм, иллюстрации птиц.

Экскурсия на станцию юннатов

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

(модель предполагаемого результата по учебным задачам)

Дети будут знать:

  • Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
  • О трёх стадиях развития живых организмов.
  • О природно-климатических зонах Земли и Забайкальского края.
  • Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
  • О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
  • О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

  • О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
  • О Солнечной системе и её планетах.
  • Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).
  • О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

  • С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
  • Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
  • Объяснять экологические зависимости.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Диагностический инструментарий

для детей 5 -7 лет

по экологическому развитию.

ПЕРВИЧНАЯ  ДИАГНОСТИКА (начало учебного года)

1.Представления о природе.

         Задание №1.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.

Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что всё это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?

- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание №2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»

Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»

Задание №3.

Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 1.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 2.

Методика.  Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.

Задание №5.

Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы,  насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.

Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание №6.

Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №7.

Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

Задание №8.

Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:

- Любишь ли ты животных и растения?

- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?

- Зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?

Задание №9.

Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

2.Отношение к природе.

Задание №1.

Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.

Задание №2.

Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи  (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами  

 (труд в природе).                  

Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

КОНТРОЛЬНАЯ  ДИАГНОСТИКА  (конец учебного года)

1.Представления о природе.

Задание №1.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

Материал. 6 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек),  2 – с изображениями объектов неживой природы (солнце, дождь), 2 – с изображениями предметов, созданных человеком (машина, самолёт).

Методика. Из представленных картинок ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:

- Как ты узнал, что всё это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется растение, животное) живой?

- Расскажи, что есть у… (называется животное, растение, человек)?

- Зачем нужны (называются части и органы)?

- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?

Задание №2.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о среде обитания конкретных растений и животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 4.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать пояснения к нему.

Задание №3.

Цель. Выяснить понимание ребёнка связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 5.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №4.

Цель. Выявить знания ребёнка об основных группах растений и животных.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 6.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №5.

Цель.  Выявить представления ребёнка о составе экосистем.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 7.

Методика.  Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №6.

Цель. Выявить представления ребёнка о стадиях роста хорошо знакомых растений и животных, о цикличности роста и развития на каждой стадии.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 8.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.  

Задание №7.

Цель. Определить представления ребёнка о сезонных изменениях в жизни живых существ.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком.

- Какое время изображено?

- Как приспособились растения и животные? Почему ты так думаешь?

- Чем занимаются люди в это время года?

Задание №8.

Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком:

- Любишь ли ты животных и растения?

- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, а с какими нет? Почему?

- Зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?

Задание №9.

Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.  

Материал. Дидактическая игра «Береги живое» (набор картинок с изображениями примеров грамотного и неграмотного поведения дете в природе).  

Методика. Проводится индивидуальная беседа по картинкам:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

2.Отношение к природе.

         Задание №1.

Цель. Выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.

Задание №2.

Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи  (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами  

 (труд в природе).                  

Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

В первичной и контрольной педагогической диагностике встречаются одинаковые задания – в связи с тем, что в начале года определяются представления и умения детей, на основе которых выстраивается содержание деятельности педагога на год.

        Каждое задание оценивается по бальной системе от 1 до 3. Высчитывается средний балл, по которому определяется уровень освоения детьми программного содержания:

Высокий уровень – от 2,4 до 3 баллов;

Средний – от 1,7 до 2,3 баллов;

Низкий – от 1 до 1,6 баллов.

Высокий уровень.

Ребёнок знает основные признаки живого,  устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

 Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

 Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Средний уровень.

Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и  - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира  и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Низкий уровень

Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам.  В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.

Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.

Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Список средств обучения

  1. Технические средства обучения:

                    -ноутбук

                    -фотоаппарат

  1. Учебно-наглядные пособия:

-  Схемы: «Круговорот воды в природе»

- Макеты: «Берёзовая роща», «Морское дно», «Коралловые рифы», «Животный мир севера»

- Демонстрационные картины и динамические модели

- Экологические знаки «Как вести себя в лесу»

- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые

- Карты: мира, полушарий, России,

- Игры-диаграммы «Пустыня», «Северный полюс»

- Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам», «Тундра», «Лесостепи», «Если хочешь быть здоров», «Правила ухода за зубами», «Как сберечь зрение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения»

- Календарь природы (настенный)

- Дидактические игры по ознакомлению детей с природой

- Глобус

  1. Оборудование и материалы.

- Костёр, рюкзаки

- Оборудование для игры «Собираемся в поход»

- Магнитная доска с магнитами

- Сюжетные игрушки

- Сигнальные карточки

- Раздаточный материал (снежинки, листья, фишки и т.д.)

- Волшебная палочка

- Приборы-помощники:  настольная лампа, фен,  лупы, термометр

- Колбы, ёмкости

- Природные материалы: вода, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы

- Сыпучие продукты: мука, крахмал, сахар, соль, кофе, чай, сода

- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля), сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло), разного объёма и формы.

- Красители: гуашь, акварель.

- Вспомогательные материалы: воздушные шары, свечи, прозрачное стекло, ленточки, бумажные полоски, змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.

- Медицинские материалы: маски, шапочки, пипетки, весы

  1. Объекты уголка природы

- Комнатные растения

Список литературы:

1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

4.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

5. Посвянская Н. П.   Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.

6. Посвянская Н. П.   Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.

7. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.

8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.

9. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А.  Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.

10. Хабарова Т. В.  , Шафигуллина Н. В.  Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.

11. Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы воспитателя сел. дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.

12. Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. – 23 с.

13. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.

14. Планета – наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./, ил.

15. Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 121 с.

16. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

17. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.

18 Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспект занятий по экологии в старшей группе «Учитель», 2006

19. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: «Асар», 1999. – 112 с.

20. Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.

21. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада.– М.: Просвещение, 1981. 80с

22. Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009.          – 96 с.: цв. ил.

23. Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009.          – 96 с.: цв. ил.

24. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

рабочая программа по экологии

дидактические игры,занятия т.д....

рабочая программа по экологии

"Экологическое воспитание дошкольников 3-4, 6-7....

Рабочая программа по экологии

Аннотация и годовой план занятий по экологии...

Рабочая программа кружка "Эколог и Я"

Основная цель работы кружка воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста. Моя программа кружка, принята на педагогическом совете МБДОУ д/с №16 и утверждена приказом заведующего....

Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности

Можно использовать при написании рабочей программы кружка  эколого-биологической направленности...