опыт работы т."«Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Морозова Наталья Евгеньевна

Обобщение педагогического опыта работы по теме:

«Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

воспитателя МБОУ Вельяминовской СОШ им.Л.С Филина

Морозовой Натальи Евгеньевны

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

На протяжении 15 лет я работаю воспитателем.  Последние несколько лет я занимаюсь с детьми опытно-экспериментальной деятельностью.

Мы существуем в таком мире, который поражает своим разнообразием, а ребенку очень интересно узнать о всех явлениях и предметах, которые его окружают. Познавая новое, маленькому ребенку хочется не только рассмотреть предмет, но и ощупать его руками, узнать на вкус, уловить его запах.

Современные требования образования ведут педагогов к поиску новых эффективных форм обучения дошкольников. В пункте 4.6. ФГОС ДО в целевых ориентирах указано, что у детей нужно развивать самостоятельность, инициативность в исследовательской деятельности. Это осуществляется через самостоятельное восприятие детьми простых и сложных опытов и экспериментов, участие в их проведении.

Я считаю, что в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник может удовлетворить свою любознательность, упорядочить знания и представления об окружающем его мире. Я хочу не столько дать детям море информации, сколько обучить их пользоваться ею в жизни. Хочу, чтобы в занятии опытами детей привлекала не только яркая зрелищность (изменение цвета, формы жидкости), но и понимание того, как это применить в жизни.

Перед собой была поставлена задача: проводить целенаправленную работу по организации и внедрению опытно-экспериментальной деятельности.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Одним из ведущих видов деятельности в детском саду является экспериментирование.

Можно выделить следующие цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности, учитывая её влияние на развитие личности воспитанников.

Цели:

·        формирование желания беречь и охранять природу, соблюдать доступные правила экологии;

·       развитие интереса дошкольников к явлениям и предметам окружающего мира;

·       развитие познавательных способностей детей;

·       развитие мышления и речи.  

Задачи:

·       знакомить и расширять знания о свойствах веществ (хрупкость, запах, цвет, твёрдость и т. д.);

·       формировать представления об основных физических явлениях (таяние снега, испарение воды, преломление света (появление радуги) и т. д.);

·       развивать представления детей о факторах среды (температура воздуха и её изменчивость; свет; вода и переход её в различные состояния; почва — состав, влажность, сухость и т д.);

·       сформировывать навыки соблюдения правил техники безопасности в ходе экспериментов и опытов;

·       прививать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Были намечены следующие условия выполнения этих задач:

·       обогащение предметно-развивающей среды, для поддержания интереса детей к опытам и экспериментам;

·       построение НОД в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;

·       комплексно-тематический принцип построения НОД;

·       соблюдение принципов индивидуализации и дифференциации, системности и непрерывности образования.

Теоретическая база опыта.  

Дошкольнику очень нравится участвовать в опытах, наблюдать за их проведением, ведь так он может найти ответы на многие свои вопросы. У дошкольников среднего  возраста возможностей для исследования становится больше. У детей возникают вопросы: «Почему вода мокрая?», «Почему снег белый?» и тогда они начинают искать ответы на них. Ребенку, участвующему в эксперименте или опыте, нужно знать не только  «как это нужно сделать», но и «зачем это делать» и «какой получится результат».

           

Классификацию экспериментов я   провожу по различным принципам. Так, например, по количеству участников эксперименты провожу  группами или индивидуально; по количеству наблюдений за объектом эксперименты  разделяю на циклические и однократные; по способу применения на занятии эксперименты беру: демонстрационные,  фронтальные.

Демонстрационный метод имеет много плюсов: проще контролировать усвоение материала:  исключаются ошибки, отсутствуют непредвиденные ситуации при проведении опытов. Также воспитателю легче следить за дисциплиной и распределять внимание между наблюдаемым объектом и дошкольниками, поэтому риск нарушения правил безопасности сводится к минимуму. Легче решаются вопросы гигиены.

 

 Фронтальный метод заключается в том, что эксперимент проводится детьми коллективно, но без участия воспитателя. Такие эксперименты компенсируют слабые стороны демонстрационных методов, но они тоже имеют свои положительные и отрицательные моменты.

Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в возможности детей: хорошо видеть все детали;  рассмотреть объект с разных сторон; использовать для обследования все анализаторы;  работать каждому в своем ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько потребуется;

Слабые стороны фронтального метода: нелегко найти столько объектов, чтобы хватило всем детям;  сложнее следить за усвоением знаний каждым ребенком;  наладить контакт с детьми труднее; может ухудшиться дисциплина; повышен риск нарушения правил техники безопасности и возникновения различных опасных и непредвиденных ситуаций.

В ходе проведения экспериментов мы обязательно фиксируем результаты опытов и наблюдений для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Фиксируя увиденное, анализируем явление, подчеркиваем главное. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации, оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Для реализации данного опыта работы необходима единая среда: организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми и взаимодействие с родителями.

Для повышения результативности работы в данном направлении в групповой комнате был оборудован уголок опытно-экспериментальной деятельности. В уголке экспериментальной деятельности имеются:

·       карточки-инструкции;

·       различные мелкие предметы из разных материалов;

·       природный материал –песок, древесина, крупы, семена и т. д.;

·       измерительные приборы;

·       инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки и т. д.;

·       другая предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, магниты.

В соответствии с планом работы материал в уголке меняется.

Опытно-экспериментальную деятельность я использую на занятиях, чтобы углублять имеющиеся знания об окружающем мире и дать новые.

В средней группе мной были проведены занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности: «Снеговичок» (расширение представлений и знаний о свойствах снега); «Весна. Таяние сосулек» (расширение представлений и знаний о свойствах льда).

В ходе использования проектной деятельности организую практическую работу по опытно-экспериментальной деятельности детей-дошкольников, разработала систему мероприятий с родителями и воспитателями ДОУ по данному направлению.  Проекты помогают совместить все виды детской деятельности, объединив их одной темой и привлекая к реализации проектов родителей.

Были разработаны и реализованы проекты: «Огород на окне», «Секреты воды» в средней группе.

Работе с родителями по этому направлению так же уделяю большое внимание. Ведь активная совместная работа ведет к усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Основные задачи в работе с родителями вижу в том, чтобы: установить доверительные партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединив усилия для развития и воспитания детей; развивать умения родителей в воспитании и обучении своих детей.

На регулярной основе родители оказывают помощь нашей группе в оснащении материалами для экспериментов. Во время консультаций, личных бесед и родительских собраний я убеждаю родителей, что необходимо уделять должное внимание детскому экспериментированию. С родителями проводилось анкетирование для выявления их отношения к поисковой и исследовательской деятельности. Результаты опроса показали, что наша воспитательная работа проводится не зря. Дети с интересом продолжают эксперименты дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует развитию интереса к экспериментам в домашних условиях. Родители поддерживают любознательность детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание проникнуть в суть предметов, явлений, действительности.

В группе имеется уголок для родителей по организации экспериментальной деятельности, в котором находятся буклеты, памятки и рекомендации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Проведение опытов дома», «Экспериментирование с водой» и др.

 В ходе экспериментирования применяю компьютерные средства.  Ведь намного интереснее не просто выслушать рассказ взрослого об изучаемых объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами, увидеть на экране презентации красочные и захватывающие картинки.

Организуя опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, я стремлюсь к тому, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.

Результативность педагогического опыта

Заинтересовавшись в детском саду опытами, ребенок может свою любовь к исследованиям пронести через всю свою жизнь. И, думаю, какую бы профессию ни выбрали для себя в будущем наши воспитанники, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Получены положительные результаты работы по проведению опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:

·             дошкольники проявляют  устойчивый познавательный интерес к опытам и экспериментам;

·             учатся выдвигать предположения, предлагать способы их решения;

·             самостоятельно планируют предстоящую деятельность;

·             осознанно выбирают предметы и материалы в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

·             помнят о цели работы на протяжении всей деятельности;

·             проявляют творчество, инициативу в решении поставленных задач.

Использование опытно-экспериментальной деятельности обеспечивает хороший уровень развития познавательных способностей дошкольников. Дети расширяют свои знания и представления о мире, овладевают причинно-следственными связями, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в целостную картину мира в будущем.

 

Я думаю, что работу по организации опытно-экспериментальной деятельности может провести любой воспитатель дошкольного учреждения. Родители и другие участники образовательного процесса так же могут  использовать многие рекомендации.

Организация данной работы не трудоемка при наличии необходимых материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства: оборудование для опытов, приборы, картотека, материалы для исследования.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Опытно – экспериментальная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Педагогический опыт по теме: "Опытно – экспериментальная деятельность в работе с  детьми  старшего дошкольного возраста"...

Цикл проектных работ по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Разработка знакомит с передовым опытом педагогов в области опытно-экспериментальной деятельности дошкольников....

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Опыт работы «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «Создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их в...

«Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Трудности освоения и анализ приобретаемых знаний».

Опытно-экспериментальная деятельность для дошкольников одна из наиболее интересных и продуктивных видов деятельности. для педагога - просто и доступно объяснить, как устроен окружающий мир!...

Опыт работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«ДС №16»Опыт работы по теме«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».Воспитат...