Поможем фиксикам Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Безрукова Елена Николаевна

Поможем фиксикам

Конспект познавательно – исследовательской деятельности

для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поможем фиксикам

Конспект познавательно – исследовательской деятельности

для детей старшей группы

Количество детей:12 человек

Возраст детей: 5лет

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Интегрирование образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма деятельности: комбинированное

Виды деятельности: занятие по зонам

Цель: познакомить детей с природным явлением – извержение вулкана, его строением, в чем польза извержения вулкана. Закрепить полученные знания, умения в проведении несложных опытов.

Программные задачи:

Воспитательные: 

- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

- Воспитывать умение сопереживать, оказывать помощь, тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

- Воспитывать умение  работать в коллективе.

Развивающие: 

- Развивать познавательную активность детей в процессе конструирования и выполнения эксперимента. 

- Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента.

- Способствовать формированию мыслительных операций  (анализ, синтез,

зрительную  память, произвольную память, внимание), развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Образовательные:  

-  Сформировать представления об опасностях и пользе вулканических извержений;

- помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы;

- активизировать в речи детей слова: лава,  пепел, полезные ископаемые.

Методы и приемы:

-  сюрпризный момент;

-  словесный (рассказ, беседа, ситуативный разговор);

-  наглядный (рассматривание, показ);

- игровой;

- эвристический (эксперимент);

-  практический  (конструирование).

Словарная работа: лава,  пепел, полезные ископаемые.

Демонстрационный материал: слайдовая презентация, макет вулкана.

Материал для опыта:  смесь для изготовления извержения вулкана (2 ч. л. соды, 2 ч. л. Лимонной кислоты,  пищевой краситель,  2ч.л. жидкости для мытья посуды, 50 мл. воды ).

Оборудование:

макет вулкана; конструктор ТИКО; конструктор ЛЕГО, конструктор на магнитах; схемы сборки катера (конструктор на магнитах), самолета  (лего), машины (тико); контейнеры с содой, лимонной кислотой, средством для мытья посуды; карточки с указанием количества пищевой соды,  лимонной кислоты и средства для мытья посуды (в ложках).

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, лупы (по количеству детей), микроскоп.

Предварительная работа педагога с детьми:

-  совместное проведение с детьми экспериментальной деятельности;

- рассказ о вулканах;

- рассматривание иллюстраций о вулканах в детской энциклопедии.

Предшествующая работа педагога:

-  создание презентации;

- изготовление макета вулкана;

- подборка оборудования и инструментов;

- подбор заданий,  физкультминутки;

- составление конспекта занятия.

Организация занятия: Дети входят в группу, получив послание, составляют план действия, расходятся по зонам, конструируют модели транспорта, доставляют ингредиенты для опыта к жерлу вулкана, выполняют свою часть опыта (совместно с педагогом). Просмотр презентации, беседа и вывод.

Структура занятия:

1.Вступительная часть

1.1 Организационный момент.

  1. Постановка темы и цели.
  2. Составление плана действия.

2. Основная часть.

Конструирование видов транспорта по командам: проведение опытов по командам:

Команда №1 «Катер» (конструктор на магнитах)

Команда №2 «самолет» (лего)

 Команда №3 «машина» (тико).

Физкультминутка

 Самостоятельная деятельность детей.  Извержение вулкана.

3.Заключительная часть.

Рефлексия

Анализ занятия.

Ход образовательной деятельности

  1. Вступительная часть

Организационный момент.

Воспитатель с детьми стоят в групповой комнате на ковре полукругом.

Воспитатель: Ребята, поприветствуем друг друга:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Постановка проблемы и цели.

Слайд 1. Семья фиксиков.

Друзья, нам пришло сообщение от фиксиков!

Они помогают Дим Димычу строить ракету, чтобы полететь в космос, для ее создания нужен драгоценный металл – золото. Но запасы золота исчезли. Помочь появлению золота может извержение вулкана, ведь в лаве есть очень много полезных ископаемых, в том числе и золота. Только вот беда – все вулканы уснули. Нужно разбудить хотя бы один.

Слайд 2. Уснувший вулкан.

Поможем фиксикам?

Дети: Да!

Воспитатель:  Мы с вами отправимся к уснувшему вулкану и постараемся его разбудить. Для того, чтобы разбудить вулкан, нам нужно доставить к его подножию определенные вещества и загрузить их в уснувший вулкан.

Для начала я предлагаю составить план действий.

  1. Итак, наша цель помочь Фиксикам и доставить вещества, которые помогут разбудить вулкан (картинка Фиксики).
  2. Вопрос: как и с помощью чего мы можем это сделать? (картинка знак «?»)  (навести детей на то, чтобы ответили: транспорт. Затем  спросить,  какие виды транспорта вы знаете: воздушный, водный, наземный, подземный).
  3. Я предлагаю вам выбрать транспорт, который будем использовать мы (картинки: грузовая машина, самолет, катер).
  4. Каждый из этих транспортных средств  может привезти одно вещество для пробуждения вулкана. Их у нас три (показываю). Давайте определимся, что повезет каждый (картинки: сода, фери, лимонная кислота).
  5. Далее везем все к вулкану (картинка вулкан спящий).
  6. Потом помещаем вещества в вулкан. И как вы думаете, что должно произойти (произойдет извержение вулкана). Будем надеяться, что произойдет извержение и появится лава, в которой есть золото.
  7. Фиксики добудут золото из лавы и смогут завершить строительство космического корабля.
  8. Как мы узнаем, что там есть золото? (мы можем посмотреть глазами, рассмотреть с помощью лупы или микроскопа).

Итак, ребята план готов и я предлагаю немного отдохнуть.

Динамическая пауза.
Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать
(начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
(руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки, топаем ногами).
3. Но вот он начал уставать,
Огонь в нем начал угасать
(медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул
(сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул!
(руки под щеку, засыпает вулкан).

2 часть.

- Ребята, мы с вами определили транспорт, который нам нужен, теперь его необходимо построить. Но для этого нам нужно разделиться на 3 команды, так как на нашем транспортном заводе три цеха: наземный транспорт, водный и воздушный. В какой цех попадет каждый из вас, определит пропуск, который вы выберите. Выбрав пропуск, посчитайте количество ромбов на нем и соотнесите с количеством ромбов на вывеске цеха. При входе в цех, пропуска нужно вставить рядом с табличкой цеха на подставку.

конструирование по командам:

Команда №1  «Симка» «катер» конструктор на магнитах

Дети подходят к  нужному столу, на нем лежит конструктор на магнитах  и карточка с образцом катера.

Дети складывают катер по образцу, доставляют груз к вулкану.

Команда № 2  «Папус» «Самолет» конструктор «лего»

Дети подходят к столу, на котором лежит схема сборки самолета и конструктор «лего» .

Дети конструируют вертолет, доставляют груз к вулкану.

Команда №3  «Нолик» «Машина» конструктор «тико»

Дети из команды №3 подходят к столу , на котором лежит карточка с образцом сборки машины и конструктор «тико» .

Дети конструируют самолет, доставляют груз к вулкану.

Воспитатель: приступайте к работе. Будьте дружными, внимательными, пользуйтесь схемой сборки.

Воспитатель предлагает командам, доставившим груз к месту проведения опыта, вспомнить правила безопасности при проведении  опытов.

Опыт «Разбудем вулкан»

(Дети стоят вокруг стола, на котором установлен макет вулкана)

 (Проведение опыта)
Воспитатель: Вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – лава. Вулкан считается спящим, пока лава живет в своем домике.
А если вулкан извергает лаву, то – это действующий вулкан. 

Посмотрим, как будет извергать лаву наш вулкан. Сейчас я засыплю в жерло вулкана вещества, которые помогут проснуться вулкану. Скажите, опираясь на схему, сколько я должна засыпать пищевой соды, лимонной кислоты, жидкости для мытья посуды. Наш вулкан еще не проснулся. Осталось еще одно вещество, и, прежде чем его добавить, вспомним, что извержение вулкана – это очень опасно. Перемешиваем все вещества, которые находятся в жерле вулкана, возьмём лейку,  вставим в жерло нашего вулкана. А сейчас, внимание! Делаем все 2 шага назад! Ручки прячем за спину. Я добавляю воду в наш вулкан! Что вы наблюдаете?
Дети: Вулкан начал извергаться.
Воспитатель: А чем он извергается?
Дети: Лавой!

Воспитатель:  И еще газом, пеплом. В лаве есть камни, природные ископаемые. Как вы думаете,  есть в лаве золото, которое нужно фиксикам для строительства космического корабля?

Мы с вами уже обсуждали, как можно это проверить. Что вы предлагаете? (глаза, лупа, микроскоп).
Ответы детей.

Слайд 3. Вид лавы через микроскоп.
3. Заключительная часть

Рефлексия.

- Ребята, для чего мы разбудили вулкан?

Ответы детей: Мы сегодня помогли фиксикам, которым нужно золото для строительства космического корабля.

Слайд 4. Космический корабль

Фиксики построили космический корабль и отправились в космос. Они говорят вам спасибо за помощь.

Воспитатель:  вы сегодня молодцы,   хорошо поработали Вам понравилось занятие? Что  вам понравилось больше всего? Что было самым трудным? Самым опасным? Что нового вы сегодня узнали на занятии? Спасибо вам, ребята! Мне было приятно с вами работать и помогать фиксикам. Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы.

Конспект по познавательно – исследовательской деятельности  для детей старшей группы. ...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Познавательная исследовательская деятельность для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Земля на глобусе»

Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Познавательная исследовательская деятельность  для детей старшей группы (5-6 лет)на тему: «Земля на глобусе»...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Воздух»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Воздух»Познавательно исследовательская деятельность.Воздух.Цель: познакомить детей с некоторыми св...