Экологическое воспитание малышей
статья по окружающему миру (младшая группа)

Стоникова Александра Ивановна

Экологическое воспитание малышей в наше время, приобретает всё более распостраненный характер. В этой статье уделено особое внимание способам формирования экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_malyshey_2.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЫШЕЙ

А.И. Стоникова

Воспитатель второй младшей группы ГБДОУ детский сад №87 Красносельского района г. Санкт-Петербург

Экологическое воспитание малышей в наше время, приобретает всё более распространённый характер. В этой статье, уделено особое внимание способам формирования экологической культуры поведения детей младшего возраста. Как правильно начать знакомить малышей с природой, с чего начать? Наверное каждый взрослый понимает всё по своему. Главное не навредить природе, это актуальная проблема в нашем современном обществе. Ещё в раннем возрасте, начинает закладываться фундамент уже осознанного отношения к окружающей среде. Это, и есть, начало формирования экологического воспитания дошкольников. В этом возрасте у детей развиваются много разных эмоций, они уже учатся сочувствовать, переживать, жалеть, заботиться. Таким образом, в малышах, как ступенька на ступеньку закладываются основы доброты, ответственности, основы умения воспринимать и видеть красоту окружающего мира природы.

Мир окружающий ребёнка,

 Это прежде всего мир природы

С безграничным богатством явлений,

С неисчерпаемой красотой.

В.А. Сухомлинский

Уже с самого раннего детства, дети должны понимать свою ответственность за состояние окружающей среды. Малышам нужно объяснять, что, например цветы красиво цветут для всех, и рвать их не нужно, важно дать понять детям о необходимости сохранения природы, на нашей планете.

        Заниматься экологическим воспитанием детей необходимо не только дама с родителями, но и обязательно в дошкольных учреждениях. Есть много разных программ по экологическому воспитанию. Все программы интересны по своему, разнообразны. Объединяет эти программы цель, в которой, заключается правильное формирование экологической культуры, формирование способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в гармонии с природой.

        Необходимо чтобы взрослые формировали у детей представления не только о живой природе, но и о неживой природе. Рассказывали детям о растениях, животных, птицах. Необходимо чтобы родители и педагоги обучали элементарным нормам поведения в природе, воспитывали гуманное отношение к живым организмам. Конечно, быть правильным примером для ребёнка, это лучшее воспитание, поэтому конечно начать нужно с самого себя со взрослого.

         Каждое живое существо на планете выполняет по сути свою работу, и если кто-то кого съедает кого-то, например в лесу или в саванне, в воде или в воздухе значит, это кому то нужно. И это, ещё одна из очень важных целей экологического воспитания, необходимо бережно относиться к каждому живому существу, независимо нравиться тебе это животное, рыба или насекомое, ты не в праве обижать его.

        Чаще нужно рассказывать малышам, что разнообразие растений и животных, это и есть богатство природы, и его нужно беречь. Рассказать, что срубить одно дерево, много времени не потратишь, а вот чтобы его вырастить, нужно много сил и времени. Также, чтобы разрушить муравейник в лесу, растоптать его много сил не надо, а если представить сколько сил и времени уходит у муравьёв на его постройку, то в следующий раз этого делать не стоит.

Существует, много разных способов экологического воспитания дошкольников. Это – наблюдения, разные дидактические игры и подвижные игры, чтение художественной литературы, наглядные пособия. В дошкольных учреждениях существуют экологические уголки, где педагоги проводят разные эксперименты, а эксперимент это способ ознакомления детей с миром в котором они живут.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдения как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С младшего возраста необходимо вести постоянные наблюдения за изменениями в природе: за солнышком и дождиком, за кошкой и собакой, за воробьём и вороной, за каплями от дождя на стекле. А в старшем возрасте наблюдать, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой природы. Сравнивать деревья, кустарники (время смены окраса листьев, появление почек…), птиц между собой (внешний вид, повадки, зимующие, перелётные, пролётные…). Наблюдения, прогулки, экскурсии дают детям почву для размышлений. У них появилось множество «Почему?» и «Зачем?».

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений -  большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели, использовать:

Календарь наблюдений за сезонными изменениями природы;

Календари наблюдений за ростом и развитием растений;

Календарь наблюдений за птицами.

       В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она представляет собой эмоциональную деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, он активен и доброжелателен. Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесённая в процесс познания природы и взаимодействия с ней. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко. Естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

 Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности.  Дети охотно играют в такие дидактические игры как «Как зовут тебя деревце», «Найди дерево по семечкам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что за птицы», «Отгадай, что за растение», «Четвёртый лишний», «Волшебный экран», «Путешествие по глобусу», «Парочки» и другие. С удовольствием разучивают подвижные игры «Совушка – сова», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Море волнуется раз» и другие.

Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углублены, объединены, систематизированы. Много знаний о природе дети получают во время организованной образовательной деятельности. На занятиях дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без этих знаний трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы.

Современную экологию можно определить, как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание.

         На занятиях необходимо использовать художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. (Нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада). Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми нужно проводить беседу, задавать вопросы.

Поощрять нужно и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Для занятий нужны наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

В экологическом воспитании должна обязательно принимать вся семья

1) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;

2) заботиться о птицах, животных;

3) учить детей видеть красоту окружающей природы.

Дети сами очень нуждаются в теплоте, доброте и ласке, и чем больше мы будем дарить таких чувств нашим детям, тем самым мы поможем им вырасти воспитанными и ответственными людьми.  

Список литературы:

1. Мосягина, Л.И. Парциальная Программа Экологическое воспитание для детей младшего дошкольного возраста – Санкт-Петербург: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Экологическое воспитание малышей"

Экологическое воспитание малышейЭкологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.  В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания д...

Статья "Экологическое воспитание малышей"

Экологическое воспитание малышейЭкологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.  В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспит...

Консультации для педагогов "Экологическое воспитание малышей"

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...

Сценарий общего родительского собрания «Малыши должны понять, что природа наша мать» в рамках годовой задачи «Экологическое воспитание дошкольников».

Сценарий общего родительского собрания  «Малыши должны понять, что природа наша мать»  в рамках годовой задачи «Экологическое воспитание дошкольников»....

Консультация «Использование пособия «Логико-малыш» в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольный возраст - это самый благоприятный возраст для эмоционального взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо решать задачу формирования у детей от...

экологическое воспитание малыша в семье

консультация для родителей...