Экспериментирование
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Кристина Дмитриевна Кошкина

ООД познавательное развитие, экспериментирование "Удивительная соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Удивительная соль, конспект25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Удивительная соль»

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

 Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: посылка с тремя видами  соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Ребята, когда я утром пришла в детский сад, на пороге нашей группы увидела посылку вместе с письмом. Она наверно адресована вам. Давайте прочтём письмо и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится, садитесь на стульчики поудобнее, и слушайте внимательно.

Воспитатель читает письмо:

Здравствуйте, дорогие дети! Я, Незнайка и слышал, что вы много знаете о природе. Вот решил вам отправить посылку с каким-то веществом, о котором я ничего не знаю! Помогите мне узнать, что это такое и для чего оно нужно. Еще отправляю вам загадку, сам я ее разгадать не могу!

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу– каждому нужна.

(Соль)

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь? (ответы детей) .

Воспитатель: (открывает посылку и достает стакан с солью) Правильно! Это соль. Ребята, а вы что-нибудь знаете о соли? я немного знаю о соли и вам расскажу: соль - полезное ископаемое. По-другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу.

В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? Давайте сядем все на ковер перед экраном, так чтоб всем было удобно и все видно.

Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение». - Наша планета очень богата солёными место рождениями.

Люди научились добывать соль различными способами:

Соль добывается разными способами, посмотрите на экран (показываю слайды).

Соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов. Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Каменную соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль?

Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю слайды).

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

Еще соль используется для безопасности человека: дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Поваренную соль, которую нам прислал Незнайка. Ее используют в приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

Ребята, кажется, я еще не все достала из посылки Незнайки. Посмотрите, какой интересный камень здесь лежит, кто мне может сказать, что это за камень? (ответы детей).

Это и есть та каменная соль, которую добывают блоками в шахтах и дробят на большие куски.

 Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? (ответы детей: если да, я спрашиваю: А как) Посмотрите, какая она грязная, мы можем, есть такую соль (ответы детей). Воспитатель: правильно, такую соль нельзя нам кушать. Но она используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец.

Воспитатель: Теперь Вы знаете, что соль для использования в пищу бывает разная: поваренная соль используется людьми, а каменную соль дают животным (коровам, лосям).

Но есть соль, которую используют как косметическое средство (достаю из посылки морскую соль и показываю детям) это морская соль. Может быть у кого - то дома есть такая соль (ответы детей).

Воспитатель: правильно, ее добавляют в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.

Что – то мы засиделись, давайте сделаем зарядку.

Соли в речку брошу я

Выйдет море у меня.

Чайки в небе закричат,

Черепахи зашуршат.

И весёлые дельфины

Из воды покажут спины.

И огромный синий кит

Под фонтаном запыхтит.

Соли в речку брошу я-

Выйдет море у меня

Только где бы по пути

Столько соли нам найти

Отдохнули?

Ребята, а вы знаете кто такие ученые и чем они занимаются? (исследуют разные вещества и их свойства), а где они работают? (в лаборатории), теперь я вам предлагаю стать учеными и узнать какие свойства имеет соль! Ведь нам нужно ответить на вопрос Незнайки! Согласны?

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.  При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место.

6- Использовать салфетки для рук.

И так, правила мы вспомнили, теперь произнесем волшебные слова, чтоб оказаться в лаборатории: В лабораторию пойдем, и чудо-опыт проведем»

Вот мы и оказались в лаборатории «Хочу все знать»

Давайте займем удобные места и начнем наш первый опыт «Из чего состоит соль».

Воспитатель: перед вами баночки с солью. Давайте мы её рассмотрим

 Что вы можете сказать о её внешнем виде? Какого она цвета?  (соль похожа на порошок, белого цвета)

Воспитатель: действительно, что с виду соль похожа на порошок.

Для следующего опыта нам нужно положить в тарелочки 2 ложки соли. (показываю) Что мы сейчас сделали с солью? Налили или насыпали? (ответы детей) Значит: соль сыпется! А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

А теперь попробуем надавить на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Вывод: соль похожа на порошок, сыпучая, белого цвета, состоит из маленьких кристаллов.

Проведем следующий опыт: Опыт № 2: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды (показываю). Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль исчезла или растворилась в воде?)  (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде.

Еще один опыт я покажу вам сама, он называется «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Мы с вами провели несколько опытов. Теперь нам нужно занести все полученные результаты в научную карту, как делают все настоящие ученые!

(проводиться рефлексия) вопросы для карты

Эту карту с выводами о свойствах соли вы можете  отправить Незнайке.

Ребята! У меня есть для вас еще кое-что интересное! Я хочу вам показать, как еще можно использовать соль

Хотите попробовать? (да)

Но для этого мне понадобиться ваша помощь!

Надо превратить лабораторию в творческую мастерскую! Поможете?

(убираем все лишнее).

Теперь наша мастерская готова для творческой работы! Можем начинать!

Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

Перед вами стоит пустая емкость, ее нужно заполнять цветной солью. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Вот такие красивые сувениры у вас получились. Можете оставить их у себя в группе на память о наше знакомстве.

Смайлики раздать

Увести в свободную деятельность.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...