Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мария Андреевна Малыгина

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Задачи:

формирование представлений о родном округе - Югре, символике, коренных народах Севера – ханты и манси, природных богатствах; развитие познавательного интереса; воспитание любви к родному краю, уважения к людям разных национальностей; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход НОД:

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студёную прохладу,

За щедрые осени отраду.

За гладь озёр и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с тобой слилась.

О. Морозюк

-Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? (ответы детей).

О любимом и родном крае. Для нас это Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Именно здесь мы с вами и проживаем – в Югре.

-Скажите, как называется район, в котором мы живём? (ответы детей).

Октябрьский район – один из девяти районов Югры (слайд № 3).

Югра – это северный край лесов, болот, рек и озёр. Здесь зимы долгие, снежные, морозные, а лето – короткое, часто бывает дождливым и холодным. Поэтому люди едут в тёплые края, чтоб погреться под жарким солнцем, искупаться в теплом море.

Главный город Югры – Ханты-Мансийск (слайд № 4). Символами ХМАО-Югры являются (слайд № 5):

- флаг, представляющий собой прямоугольное полотно, разделённое на две равные полосы (верхняя — сине-голубая, нижняя — зелёная, завершённое по вертикали прямоугольной полосой белого цвета. В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета (корона в виде оленьих рогов – традиционный элемент национального орнамента народов ханты и манси, занимающихся оленеводством). Синий цвет флага обозначает обилие рек и озёр в нашем округе, зелёный – бесконечные леса, а белый цвет напоминает о долгой суровой зиме (цвет снега).

- герб представляет собой символ, подражающий двуглавой птице, расположенной на двух щитах (вписанных один в другой) синего и зелёного цвета. Контур щита обведен золотом. Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета. Щит увенчан элементом белого цвета – короной и окружен венком из зеленых кедровых ветвей. Девиз «Югра» расположен под щитом.

Название округа образовалось от названия местных народов – хантов и манси, а их предками были угры. Отсюда и название ХМАО-Югра (слайд № 6).

«Ханты» означает «люди». Манси – ближайшие родственники хантов, на мансийском означает «человек».

Ханты и манси занимались рыболовством, охотой (слайд № 7).

В реках и озерах Югры добывали: щуку, окунь, налим, стерлядь, муксун, карась, язь, осётр и другие (слайд № 8).

Орудия ловли рыбы: остроги (острога - рыболовное орудие в виде вил с несколькими зубьями, сети (слайд № 9). Для передвижения по воде использовали лодки-долбленки, называемые облас (обласок, изготавливали из ствола дерева, выбирая внутреннюю часть. Зимой для передвижения использовали скользящие лыжи. С обратной стороны лыжи обиты мехом (слайд № 10).

Охотились на животных: лось, медведь (слайд № 11, а также на пушных зверей (животные с ценным мехом): лисица, заяц, белка (слайд № 12, песец, куница, норка, ласка, росомаха, соболь, выдра, бобр и другие (слайд № 13).

Также охотились на птиц: тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, дикая утка и другие (слайд № 14).При охоте применялись копья, ружья, лук со стрелами и др. (слайд № 15).

Ханты и манси занимались оленеводством (слайд № 16).Олени заменяли им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Вели кочевой образ жизни, т. е. переезжали с одного места на другое со всем имуществом, чтобы обеспечить пищей стада оленей. Оленей пасли на пастбищах (место с травянистой растительностью, где пасутся травоядные животные, где зимой животные питаются мхом, чтобы добраться до мха олени роют снег, летом - травами, листьями кустарников и деревьев. Когда пища для оленей заканчивалась, оленеводам приходилось кочевать с ними с места на место.

Жилище хантов и манси – чум (шалаш из тонких стволов деревьев, очищенных от ветвей, покрываемый оленьими шкурами) (слайд № 17). В центре чума разводили огонь, на крюк подвешивали чайник или котёл и готовили пищу. Также огонь служил источником тепла. Дым выходил через дымовое отверстие. Такое жилище удобно при частых переездах, легко можно разобрать и собрать на новом месте.

Транспортом служили олени, запряжённые в сани (нарты) (слайд № 18).

Основной пищей хантов и манси считалась рыба, второй продукт питания – мясо оленя или убитого на охоте зверя (слайд № 19).

Посуда, мебель в основном делались из дерева и бересты (слайд № 20).

Одежду и обувь шили из оленьего меха, птичьих шкур, пушнины (выделанные шкурки пушных зверей, ткани. Одежду украшали вышивкой шерстью, бисером и аппликацией (вырезание и нашивание узоров) из полосок меха или кожи (слайд № 21).

Элементами орнаментов (это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов) и рисунков являлись образы животных, птиц, рыб, растений. Например, «заячьи уши»«ветви берёзы»«оленьи рога»«щучьи зубы»«глухарь»«медведь» и др. (слайд № 22-23). Орнамент выполняли разными цветами: белым, чёрным, красным, жёлтым, зелёным (слайд № 24).

Летом женщины надевали платья или распашные халаты, на голове – платок, мужчины – рубахи, штаны (слайд № 25).Зимой надевали одежду из оленьих шкур: женщины – сах (распашная верхняя одежда, а мужчины малицы (верхняя одежда в виде рубахи с капюшоном и рукавицами, на ноги – кисы (зимняя обувь, сшитая из лап оленя).

В настоящее время Югра является одним из самых богатых районов России. Здесь преуспевает лесная промышленность, рыбная, пушной промысел. По сей день коренные народы Югры ханты и манси занимаются оленеводством (слайд № 26).

Здесь добывают песок, глину, золото и многое другое. И именно на Югорской земле добывается большая часть нефти и газа в России (слайд № 27).

Ребята, я для вас приготовила раскраски с изображением народов ханты и манси в национальной одежде, украшенной орнаментом. Вам предлагаю раскрасить орнамент на одежде, цвета можно использовать по желанию (самостоятельная деятельность детей).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Задачи:

формирование представлений о родном округе - Югре, символике, коренных народах Севера – ханты и манси, природных богатствах; развитие познавательного интереса; воспитание любви к родному краю, уважения к людям разных национальностей; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход НОД:

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студёную прохладу,

За щедрые осени отраду.

За гладь озёр и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с тобой слилась.

О. Морозюк

-Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? (ответы детей).

О любимом и родном крае. Для нас это Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Именно здесь мы с вами и проживаем – в Югре.

-Скажите, как называется район, в котором мы живём? (ответы детей).

Октябрьский район – один из девяти районов Югры (слайд № 3).

Югра – это северный край лесов, болот, рек и озёр. Здесь зимы долгие, снежные, морозные, а лето – короткое, часто бывает дождливым и холодным. Поэтому люди едут в тёплые края, чтоб погреться под жарким солнцем, искупаться в теплом море.

Главный город Югры – Ханты-Мансийск (слайд № 4). Символами ХМАО-Югры являются (слайд № 5):

- флаг, представляющий собой прямоугольное полотно, разделённое на две равные полосы (верхняя — сине-голубая, нижняя — зелёная, завершённое по вертикали прямоугольной полосой белого цвета. В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета (корона в виде оленьих рогов – традиционный элемент национального орнамента народов ханты и манси, занимающихся оленеводством). Синий цвет флага обозначает обилие рек и озёр в нашем округе, зелёный – бесконечные леса, а белый цвет напоминает о долгой суровой зиме (цвет снега).

- герб представляет собой символ, подражающий двуглавой птице, расположенной на двух щитах (вписанных один в другой) синего и зелёного цвета. Контур щита обведен золотом. Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета. Щит увенчан элементом белого цвета – короной и окружен венком из зеленых кедровых ветвей. Девиз «Югра» расположен под щитом.

Название округа образовалось от названия местных народов – хантов и манси, а их предками были угры. Отсюда и название ХМАО-Югра (слайд № 6).

«Ханты» означает «люди». Манси – ближайшие родственники хантов, на мансийском означает «человек».

Ханты и манси занимались рыболовством, охотой (слайд № 7).

В реках и озерах Югры добывали: щуку, окунь, налим, стерлядь, муксун, карась, язь, осётр и другие (слайд № 8).

Орудия ловли рыбы: остроги (острога - рыболовное орудие в виде вил с несколькими зубьями, сети (слайд № 9). Для передвижения по воде использовали лодки-долбленки, называемые облас (обласок, изготавливали из ствола дерева, выбирая внутреннюю часть. Зимой для передвижения использовали скользящие лыжи. С обратной стороны лыжи обиты мехом (слайд № 10).

Охотились на животных: лось, медведь (слайд № 11, а также на пушных зверей (животные с ценным мехом): лисица, заяц, белка (слайд № 12, песец, куница, норка, ласка, росомаха, соболь, выдра, бобр и другие (слайд № 13).

Также охотились на птиц: тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, дикая утка и другие (слайд № 14).При охоте применялись копья, ружья, лук со стрелами и др. (слайд № 15).

Ханты и манси занимались оленеводством (слайд № 16).Олени заменяли им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Вели кочевой образ жизни, т. е. переезжали с одного места на другое со всем имуществом, чтобы обеспечить пищей стада оленей. Оленей пасли на пастбищах (место с травянистой растительностью, где пасутся травоядные животные, где зимой животные питаются мхом, чтобы добраться до мха олени роют снег, летом - травами, листьями кустарников и деревьев. Когда пища для оленей заканчивалась, оленеводам приходилось кочевать с ними с места на место.

Жилище хантов и манси – чум (шалаш из тонких стволов деревьев, очищенных от ветвей, покрываемый оленьими шкурами) (слайд № 17). В центре чума разводили огонь, на крюк подвешивали чайник или котёл и готовили пищу. Также огонь служил источником тепла. Дым выходил через дымовое отверстие. Такое жилище удобно при частых переездах, легко можно разобрать и собрать на новом месте.

Транспортом служили олени, запряжённые в сани (нарты) (слайд № 18).

Основной пищей хантов и манси считалась рыба, второй продукт питания – мясо оленя или убитого на охоте зверя (слайд № 19).

Посуда, мебель в основном делались из дерева и бересты (слайд № 20).

Одежду и обувь шили из оленьего меха, птичьих шкур, пушнины (выделанные шкурки пушных зверей, ткани. Одежду украшали вышивкой шерстью, бисером и аппликацией (вырезание и нашивание узоров) из полосок меха или кожи (слайд № 21).

Элементами орнаментов (это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов) и рисунков являлись образы животных, птиц, рыб, растений. Например, «заячьи уши»«ветви берёзы»«оленьи рога»«щучьи зубы»«глухарь»«медведь» и др. (слайд № 22-23). Орнамент выполняли разными цветами: белым, чёрным, красным, жёлтым, зелёным (слайд № 24).

Летом женщины надевали платья или распашные халаты, на голове – платок, мужчины – рубахи, штаны (слайд № 25).Зимой надевали одежду из оленьих шкур: женщины – сах (распашная верхняя одежда, а мужчины малицы (верхняя одежда в виде рубахи с капюшоном и рукавицами, на ноги – кисы (зимняя обувь, сшитая из лап оленя).

В настоящее время Югра является одним из самых богатых районов России. Здесь преуспевает лесная промышленность, рыбная, пушной промысел. По сей день коренные народы Югры ханты и манси занимаются оленеводством (слайд № 26).

Здесь добывают песок, глину, золото и многое другое. И именно на Югорской земле добывается большая часть нефти и газа в России (слайд № 27).

Ребята, я для вас приготовила раскраски с изображением народов ханты и манси в национальной одежде, украшенной орнаментом. Вам предлагаю раскрасить орнамент на одежде, цвета можно использовать по желанию (самостоятельная деятельность детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Открытка для папы».

Приближается праздник День защитника Отечества. Что же подаритьребенку для своего любимого папы или дедушки, а может быть для старшего брата, который служит? Предлагаю вариант поздравительной открытки...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "В стране Лилипутии"

Каждый человек, умеющий фантазировать, может представить страну Выдумляндию (Вообразилию) и мысленно совершить по ней путешествие! Итак, в путь!...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)

Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Эти дети живут на Севере»

Развить представления детей о национальных осо­бенностях: костюмах, занятиях, языке детей, живущих на Се­вере. Воспитать интерес и уважение к любым национальным отличиям....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным краем.Задачи:-формирование представлений о родном округе - Югре, символике, коренных народах Севера – ханты и манси,...