Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)
план-конспект занятия по развитию речи

Цель НОД:

Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.

Задачи НОД:

Обучающие:

- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народа

-Формировать у детей чувство гордости к защитникам Родины,  русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. 

Развивающие:

-Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, сапоги, кольчуга, шлем, плащ; палица, булава, копье, меч, щит, лук, стрелы).

-Способствовать развитию мышления детей, умения делать выводы.

Воспитывающие:

-Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_konkurs.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Задоно-Кагальницкий2»

Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения

Детский сад «Золотой петушок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Богатыри-защитники Русской земли».

Образовательная область: Речевое  развитие

( раздел «Художественная  литература»)

 Воспитатель: Свирякина М.В.

ст.Задоно-Кагальницкая, 2020г.

Цель НОД:

Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.

Задачи НОД:

Обучающие:

- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народа

-Формировать у детей чувство гордости к защитникам Родины,  русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.  

Развивающие:

-Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, сапоги, кольчуга, шлем, плащ; палица, булава, копье, меч, щит, лук, стрелы).

-Способствовать развитию мышления детей, умения делать выводы.

Воспитывающие:

-Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Предварительная работа. Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович», прослушивание былин в аудиозаписи, рассматривание картин В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», заучивание пословиц.

Методы и приёмы.

Словесный(ситуативный разговор, беседа с элементами диалога, художествен-

ное слово, вопросы детям, поощрение)

Наглядный: демонстрация наглядных пособий ( иллюстрации по теме, репродукции картин В.Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», репродукции В.Лосина «Застава богатырская».

Практические: описание картины В.Васнецова «Богатыри».

Игровые: игра «Угадай-ка», Физминутка, русская народная игра «Достань сапожок», «Собери  богатыря в дорогу».

Материал. Музыка  «Утро» Э.Грига  и звучание гуслей (в записи), репродукции картин В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»,  выставка репродукций картин В.Лосина «Застава богатырская» по мотивам русских народных былин, элементы одежды и оружия богатыря; картинка с изображением  русской печки, ковш с водой, свисток, дубовый листок, шапка, песок.

Ход НОД:

Вводная часть.

Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка «Утро» Э.Грига.

Воспитатель. Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А поговорим мы с вами о богатырях, защитниках Земли Русской, которые жили тысячу лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней.

Основная часть.

Воспитатель. Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?

Дети. Мы узнали о богатырях из былин.

Воспитатель.  Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?

Дети.  Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина-это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.

Воспитатель. Кто слагал и рассказывал былины о богатырях? Создателем былин был народ, а рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который сказывал, рассказывал русские народные былины и сказки. Как сказитель рассказывал былины?

Дети. Сказывал, как песню, и играл на гуслях.

Воспитатель.  Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказитель так и говорил (звучат гусли):

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. Так кто же такие богатыри?

Дети. Защитники Родины, воины, смелые, мужественные люди.

Воспитатель. Вы правы, богатыри -это защитники Земли Русской.  Они славились невиданной силой, безграничной храбростью. Какие пословицы вы знаете о смелости русских героев?

Дети. Кто  смел, тот на коня сел.

Русский ни с мечем, ни с калачом не шутит.

Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

Воспитатель. А теперь проведём игру «Угадай-ка!» по русским былинам, которые мы с вами читали.(На столе лежат картинки или предметы, которые вызывают  ассоциацию с какой-либо былиной.)

Угадайте, в каких былинах упоминались следующие предметы. Печка, колодец, ковш.

Дети. В былинах об Илье Муромце.

Воспитатель.  Свисток,  дубовый листок.

Дети. «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Воспитатель. Шапка, песок.

Дети. «Добрыня и Змей».

Воспитатель.  Почему Илью называли Муромцем?

Дети. Он был родом из города Мурома.

Воспитатель. Кто передал Илье Муромцу меч?

Дети. Святогор.

Воспитатель. С кем сражался Алеша Попович?

Дети. С Тугарином Змеем.

Воспитатель.  Молодцы! Отлично справились с викториной! Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо!

Физкультминутка

Дружно встанем — раз, два, три! -

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо-

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце, руки в боки,

Наклонились влево, вправо-

Получается на слава!

Воспитатель. Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников.

Скажите, пожалуйста,  какая картина В.М. Васнецова появилась у нас на мольберте?

Дети. Картина «Богатыри».

Воспитатель. Давайте рассмотрим ее и поговорим о ней. Кто изображен на картине?

Дети. Три богатыря.

Воспитатель. Кто находится в центре картины?

Дети. Илья Муромец.

Воспитатель.  Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Дети. Он самый старший, могучий, мудрый.

Воспитатель. Кто слева от Ильи Муромца? А кто справа от него?

Дети. Добрыня Никитич слева, Алеша Попович справа.

Воспитатель. Богатыри смотрят вдаль: не видать  ли где врагов? Они защищают Землю Русскую, её границы. Как одеты богатыри?

Дети. На тело надета кольчуга.

Воспитатель. Что такое кольчуга и зачем она нужна?

Дети. Это рубашка из металлических колец. Она защищала от ударов копья или меча, от стрел.

Воспитатель.  Что надето на головы богатырей?

Дети. Шлем.  Он оберегал голову богатыря от ударов.

Воспитатель. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Дети. У Ильи Муромца копье и булава или палица, у Добрыни Никитича меч, а у Алеши Поповича лук со стрелами.

Воспитатель.  На чём умел играть  Алеша Попович? Давайте внимательно посмотрим на картину.

Дети. Алеша играл на гуслях.

Воспитатель. Вы правы. Богатыри не только воевали, но и умели отдыхать. Сейчас  и мы с вами отдохнём. Я познакомлю вас с русской народной игрой «Достань сапожок!». Она проводилась на ярмарках и в праздники.

Сапожок подвешивали на шесте или веревке;  достать его можно было только подпрыгнув. Сапожок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет сапожок. (Можно использовать несколько сапожков;

игра проводится под русскую народную музыку.) 

А теперь давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический.(Надевают элементы одежды на ребенка: кольчугу, шлем, плащ; снаряжают оружием-мечом, щитом; дают верного коня.)

Воспитатель. Вы отлично справились с заданием! Богатырь получился на славу. Сейчас он произнесет клятву богатыря.

Ребенок(в роли богатыря). Обещаю бороться в бою честном! Друга в беде не бросать! Да не посрамим Земли Русской!

Воспитатель. Дети, давайте вспомним пословицы, в которых говорится о русских богатырях.

Дети.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет,  чем родную землю от врагов защищать .

Мое богатство-сила богатырская, мое дело-Руси служить, от врагов оборонять. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси-матушке.

Заключительная часть.

Воспитатель. Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет (правило) богатыри оставили нам.

Дети. Любить Родину, защищать и беречь ее. Защищать слабых, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по средствам мультимедийной презентации для детей старшего дошкольного возраста по теме «Люблю березку русскую»

Данная презентация создана с целью, использования мультимедийных ресурсов в образовательной области " Познания"...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя»

Интеграция образовательных областей:  Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...

проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Люблю берёзку русскую".

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ "ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ",...

Конспект к презентации для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русские народные праздники»

Конспект к презентации для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русские народные праздники»...