Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Путешествие к Старику годовику
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Голубева Анастасия Николаевна

На занятии Закрепляется представление детей об основных признаках всех времён года, умение выражать в речи свои знания о них.

 В игре у детей углубляется представления детей о временах года и их признаках.

Дети учатся работать коллективно над одной темой, выполняя при этом определенное задание.

Развивается  у детей умение выделять приметы каждого времени года.

Способствует формированию логического мышления, памяти, зрительного внимания, творческого воображения, фантазии.

У детей развивается  умение работать коллективно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего возраста

на тему Путешествие к Старику –годовику.


 

Цель: формировать навыки сотрудничества детей старшего дошкольного возраста (навыки взаимовыручки, взаимопомощи, взаимопонимания)

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представление детей об основных признаках всех времён года, умение выражать в речи свои знания о них.

Углублять в игре представления детей о временах года и их признаках.

Учить детей работать коллективно над одной темой, выполняя при этом определенное задание.

Развивающие:

Развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года.

Способствовать формированию логического мышления, памяти, зрительного внимания, творческого воображения, фантазии.

Развивать умение работать коллективно.

Воспитательные:

Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.

Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе (формировать умение договариваться, уступать друг другу, четко выполнять правила игры).

Воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа:

- Создавать игровые условия, для более легкого восприятия детьми, данного материала (сказочные персонажи, чтение сказок, интригующие сюрпризные моменты, разгадывание загадок о природе).

- Практические наблюдения за изменениями в природе на прогулке, экспериментирование с осадками, в виде снега и льда, а так же растениями – распускание почек, пересадка цветов и т. д.

- Посредством художественно – эстетического развития закреплять наблюдения детей на бумаге в рисунках, в аппликации, в лепке.

 

Методы: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.


Методические приемы: игровой сюжет; художественное слово; рассматривание; беседы;

игровые приемы; дидактические игры; индивидуальная работа; вопросы.

 

Ход занятия
 

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем мы скажем «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!
 

На экране Старик –годовик , голос «Здравствуйте, ребята!»

 

Воспитатель: Дедушка, кто ты такой? Ой, подожди, подожди, пусть ребятки сами угадают.

(ответы детей)

Он вам ни кого не напоминает? Кто же такой Старик Годовик? высказывания детей

Старик годовик словами с экрана

«Спасибо ребята, как хорошо вы про меня рассказали, но у меня случилась беда! Злая волшебница заколдовала моих птиц. Мои птицы будут спасены, если я выполню её задания. Но одному мне не справиться. Ребята, может среди вас найдутся кто поможет выполнить её задания, И тогда, злые чары развеются, и мои птицы будут спасены, а если нет, то случится непоправимое, потому что все признаки природы перепутаются и среди лета выпадет снег, а зимой распустятся цветы, весной пожелтеют листья, а осенью расцветут подснежники, разве это можно допустить? Конечно, нет, поэтому очень вас прошу, помогите, я знаю, что вы хорошо знаете сказку, значит, сможете выполнить задания волшебницы. Быстрее отправляйтесь в путь, а волшебное облако быстро домчит вас в мою волшебную страну, чтоб вы в моей стране не заблудились и не сбились с пути ,я отправлю с облаком  карту (схему) по которой вы будите идти.

Прилетает облако

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем спасти птиц Старика-Годовика (Да) А справитесь? Ну, тогда в путь на волшебном облаке, беритесь за веревочки и крепко держитесь.

Воспитатель: подводит детей к столу, на котором лежат картинки (дид.игра)

Мы прилетели в волшебную страну. А куда нам направляться, вам поможет… (карта).У вас на каждом ребенке прикреплены  смайлики ,как вы думаете что вы можете сделать?  (разделиться на группы), посмотрите каким цветом у вас смайлик, и объединитесь в группы. Каждая группа займет место возле стола.

И так мы с вами прибыли на первую станцию.

1 станция«Собирай-ка»

Воспитатель (конверт) 

1 задание. Здесь картинки. Они разделены на части. Ребята, что нам нужно сделать с этими картинками. (Соединить части, чтобы получилось целое.) Да, правильно, надо соединить картинку, чтобы получилось целое. Итак, «Раз, два, три к работе приступи».

Что изображено на вашей картинке?(зима, весна, лето, осень) Да правильно, вы собрали четыре времени года.

 Ребята, а давайте проверим, как справились ваши группы, поменяйтесь местами и проверьте друг у друга правильно ли выполнены все задания волшебницы. (дети говорят например, «Все правильно», «Молодцы», « Вот здесь нужно исправить»)

 А вот и птички Старичка – годовичка прилетели, разложите птиц по временам года. И расскажите что вы о них знаете .

Какая хитрая волшебница, и для меня приготовила картинки. Вот только ребята я что- то и не знаю к какому времени года положить эту карточку (сосульки), дождь. (ответы детей). Да, сосульки бывают и весной, и зимой, зимой есть такое явление природы как оттепель, тогда и появляются сосульки, и дождь бывает и летний, и весенний, и осенний.

2 станция « Помогай-ка»

2 задание Коробочка «Сделай птицу»

Посмотрите ребята, какое задание для нас приготовила злая волшебница. Она наших птиц оставила без крыльев, надо спасать их. Договоритесь между собой, кто будет делать крылья, кто рисовать глазки. Крылья делаем гармошкой, вставляя в прорези у птиц. Ребята, а кто знает, почему у сказочных птиц четыре крыла. (рассуждения детей)

Ребята, птицы необычные, волшебные, сказочные, давайте и мы построим необычную пирамидку, с помощью наших ладошек. Я люблю лето, потому что летом у меня день рождение, и вы расскажите какое время года любите и почему, положив свою ладошку на мою и т.д..
 Какие вы молодцы! С такими сложными заданиями справились, вот Старик – Годовик обрадуется.

3 станция «Отдыхай-ка»

Физминутка.(под музыку)

 В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели посчитали.

Злая Волшебница Голос с магнитофона

4 Задание. «Отгадай-ка»

«Ой, ой, что вы разыгрались. А вот для вас моя загадка.

Месяцы ходят по кругу,

Не уступая друг другу,

Каждому - свой черёд.

Вместе все месяцы - ГОД

Н, что ж отгадали загадку, а вот это самое трудное задание, вам с ним не справиться, ха-ха-ха! Придумайте игру так, чтобы Времена года следовали друг за другом и образовали круглый год. Только тогда я расколдую свое заклинание, а если не справитесь, то не видать вам ни снега, ни цветов, ни ягод, ни золотых листьев! Ха-ха-ха!»

 

Воспитатель: Ой-ой-ой, как страшно, напугала нас волшебница, да наши детки и не с такими заданиями справлялись, правда ребята! (да) Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? На макете покрутить стрелочку «Времена года» - зима, весна, лето, осень – вот и прошел год. Что же нам придумать, что же сделать, чтобы Времена года следовали друг за другом и образовали круглый год.

Ребята на столе много разного материала, коробочки, пробки разного цвета, непонятная дорога и многое другое. Давайте подумаем как применить весь этот материал для выполнения задания волшебницы. (высказывания детей), как вы думаете какую игру можно сделать из этого материала.

Давайте представим, что это круглый год (показ на дорогу), состоящий из времен года. Но как нам быть, чтобы волшебница их снова не перепутала. (соединить, связать и т.д.)

Конечно, правильно, умница. Я предлагаю вам договориться, кто что будет делать: одни соединяют месяцы - вагончики, кто – то размягчает пластилин, а кто- то крепит ось и колеса.

Ребята, вы договорились, ну тогда за работу, я в вас верю! Работаем тихо, разговариваем между собой в полголоса, не мешая другим выполнять свою работу. (воспитатель обходит детей и комментирует работы детей с похвалой, уточняя, кто что делает)

- Ребята мы с вами делаем общее дело, помогаем Старичку-годовичку.

- Соня, а для чего это нужно?

- Ваша пара что делает?

- Зачем нужно размягчить пластилин?

- Степан помоги (подскажи) Лиле, как надо сделать?

Воспитатель: Вот и готова наша игра. А как же в неё играть? (ответы детей) Вот кубик…Надо придумать правила игры. Давайте попробуем. Бросим кубик, сколько точек выпадет на кубике, столько и надо отсчитать вагончиков- месяцев. Старичок годовичок укажет нам с какого месяца начинать отсчет. И на какой месяц выпадет положить в вагончик признаки этого времени года, например, белые вагоны- снежинки, зеленые – подснежники, красные – ягоды, желтые – грибочки . Давайте попробуем поиграть.

Прилетает облако

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все задания волшебницы выполнили и злые чары развеялись, мы помогли Старику- годовику. И нам пора возвращаться домой, А вот и облако, беремся за веревочки и отправляемся домой.

В зале стоит корзина с подарками от Старика – годовика и письмо.

Воспитатель: Ребята, Старик годовик оставил нам письмо, давайте прочтем

«Большое Вам спасибо, ребята! Вы спасли всю землю от беспорядка, который хотела совершить злая волшебница. За это вы заработали награду, все мои подарки со значением и соответствуют временам года, закрепите свои знания и угадайте, что в какое время года бывает. Ваш Старик – Годовик»

Подводим итог занятия:

Воспитатель: Что же мы доброго сделали для Старика-годовика? спасли птиц

«Какое задание было для вас самым трудным?

«Какое задание больше всего понравилось?

«Полина , ты очень здорово придумала……..»,

«Мне было очень приятно видеть, как Соня и Денис  договорились сами»,  замечательно выполнила трудное задание»,

«Порадовал сегодня меня Варвара . Хоть у нее не очень получилось справиться с заданием …, но она показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности»

Молодцы, мне понравилось.

Ну, давайте посмотрим, чем нас угостил Старик-Годовик?

Ребята, подснежники! Когда подснежники цветут (весной), да весной, молодцы. Раскраски .

А вот ягодные мармеладки, когда ягоды спеют? (летом)

Да, это же грибочки, это дары какого времени года? (осени)

И еще какая то белая, пушистая, сладкая вата, на что она похожа? (на снег,) правильно, значит это признак какого времени года (зимы)

Молодцы с заданием справились на отлично!.

А сейчас мы пойдем на улицу искать приметы Зимы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание» Тема: "Где живёт эхо"

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин возникновения тех или иных причин появления природных явлений. В данном конспекте дети с помощью педагога узнают, ка...

Конспект непосредственной образовательной деятельности старшей группы с общим недоразвитием речи "Сюрприз для мамы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группы с общим недоразвитием речи  "Сюрприз дя мамы". Итоговое занятие по теме  "Овощи"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (старшая группа), тема: "Дерево доброты".

Материалы на епархиальный конкурс методических разработок для детей дошкольного возраста, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского "Когда сердцем правит любовь"....

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект занятия с дошкольниками старшей группы Тема: Как старик корову продавал

Развитие связной речи дошкольников посредством русского народного фольклора. Данный материал содержит полный конспект занятия в старшей группы ДОУ с элементами театрализации....

КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности средняя группа «Путешествие в город профессий» (ОО «Речевое развитие)

Образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическо...