Конспект непосредственно-образовательная деятельность подготовительная группа "Путешествие в страну Финансов"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Воронина Галина Ивановна

Формировние основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_finansov.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе по теме "Путешествие в страну Финансов"

                                                                                              Воспитатель: Воронина Г. И.

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
  • Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
  • Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
  • Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

  • Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Форма проведения: образовательная деятельность.

Предварительная работа: беседы, рассматривание монет и банкнот, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок.

Оборудование: мультимедийное оборудование, денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, листы бумаги А-4 на каждого ребенка, шаблоны платья и машинки (простые карандаши).

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

В круг скорее становитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Пожелать хочу вам я: утра доброго и дня!

Приглашаю на игру в необычную страну.

Та страна – страна Финансов,

Страна рынка, денег, шансов.

В ней меняют, продают,

     Экономят, в долг дают!

А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки.
Загадки

На товаре быть должна
Обязательна ... (цена)

Люди ходят на базар:
Там дешевле весь ... (товар)

И врачу, и акробату
Выдают за труд ... (зарплату)

Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

Воспитатель: Ребята, где используют эти термины? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, это финансовые термины. И я вам предлагаю отправиться в путешествие в Страну Финансов. Закрывайте глаза и повторяйте за мной: "Вокруг себя повернись и в стране финансов очутись".

Воспитатель: Вот мы и в стране Финансов, в которой нас ожидают различные испытания, выполнив которые, мы узнаем великую тайну финансов и все, что с ними связано.

(На экране презентация).

- Сейчас мы с вами мы с вами посмотрим какие деньги существовали в разное время.

*У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.

Воспитатель: А сейчас ответьте на вопрос. Были ли деньги у древнего человека?

С течением времени на Руси появились первые монеты, которые люди подвязывали на веревочку и носили на шее. Первые бумажные деньги появились во время правления императрицы Екатерины 2.
Воспитатель: Мы живем с вами в современном мире, и наши деньги изменились по отношению к прошлому веку.

Ребенок

Мы живём привычной жизнью:

Ходим в школу, в детский сад,

На работу и в аптеку,

В магазин, в кино, в театр.

Есть у нас одежда, обувь,                  Даша

И на каждый день еда,

Телевизоры, машины-

Так привыкли жить всегда!

Ну а если на работу

Маме с папой не ходить?

Сможем ли мы всей семьёй

Продолжать привычно жить?


Воспитатель: А для чего людям нужны деньги? (ответы детей)

  • для покупки продуктов питания; одежды;
  • для оплаты бытовых услуг;
  • для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
  • для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
  • для оплаты проезда на транспорте;
  • для покупки подарков;
  • на благотворительность.

Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).

Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? (ответы детей)

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (показ на экране дети называют монеты разного достоинства).

Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?

Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.

(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).

Воспитатель: Какие банкноты вы знаете?

(Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям на экране).

Игра «Дополни»

Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…

Воспитатель: А где можно хранить деньги ребята сейчас расскажут.
Воспитатель: Ой беда, беда, беда!
                      Денежки остались без жилья.
                      Что нам делать как нам быть?
                      Как нам деньги сохранить?
Кошелек.
Я солидный кошелек
Я монетам бы помог!          Дамир
Приходите ко мне жить!
Будем вместе мы дружить!

Сейф.
Приходите ко мне жить!
Могу я деньги защитить!        Мирон
Заходи скорей не дрейф!
Я самый прочный в мире сейф!

          Копилка.
         Копилка – нужная, вещица
         Помогу я деньги накопить,      
         Мирра
         И если что-то неожиданно случится –
         Копилочку придет пора открыть!

          Банк.
        Я банк, я денежки люблю!             Рома
        Приютить я всех могу!  

Банковские карты.
Мы карточки-подружки
Симпатичные девчушки,        Катя
Приходите деньги к нам,        Ксюша
Здесь удобно будет вам

Шкатулка.
Хоть я шкатулочка простая,
Я все ж девчонка удалая!         Вика
Приходите ко мне жить,
Не придется вам тужить!

Банк.
Согласились вы напрасно-            Рома
В шкатулке жить не безопасно!      

Воспитатель: А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно, верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника называется -заработная плата.
Заработная плата — это деньги, которые работник получает за свой труд

А что получает взрослый за свой труд? (Ответы детей).

Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход.
Доход — это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите.
Ваши затраты — это расход.
 
Игра: «Доход-расход»
Давайте поиграем. У вас две буквы Д-означает доход семьи, Р-означает расход семьи. Я буду называть предложение, а вы внимательно слушать и поднимать вверх нужную карточку – с буквой Д или Р.

Зарплата папы                               Ремонт машины
Пенсия бабушки                           Покупка игрушки
Стипендия сестры                        Оплата за детский сад
Продажа собранных на
огороде овощей.                           Оплата за свет и отопление
Подарок на день рождение          Поход в магазин

Предлагаю немного отдохнуть.

«Разминка» «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! 
(один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? 
(обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! 
(потопать ногами в ритм словам 4 раза)

Станем денежки считать! 
(потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один 
(рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! 
(указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку ногу)

Игра "Выполни работу качественно"

Воспитатель: Мы с вами будем работать, девочки будут работать в ателье - проходят за эти столы, мальчики в автомастерской - садятся за эти столы. (Садятся за столы)

Воспитатель: Девочки, которые работают в ателье, у вас у каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка платья. Вам нужно выкроить как можно больше платьев.

Мальчики, которые работают в мастерской по изготовлению автомобилей Вам нужно изготовить как можно больше автомобилей. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: - Давайте посчитаем, сколько платьев у вас получилось. (Дети считают)

- Кто экономнее раскроил ткань? Кто больше заработает денег? (Ответы детей)

- А теперь давайте посмотрим, сколько машин изготовили в автомастерской? (Дети считают)

Воспитатель: Ребята, а когда мы зарабатываем деньги, это как называется? А когда тратим?

  • Доход — это деньги, полученные в результате работы.
  • Расход — это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

    Давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых говорится о деньгах.

  • 1. Копейка рубль бережёт.
  • 2. Время – деньги.
  • 3. Копейка к копейке — проживет семейка.
  • 4. Деньги любят счёт.
  • 5. Кто долго спит, тот денег не скопит.
  • 6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • 7. Скупой платит дважды.
  • 8. Денежки труд любят.
  • 9. Считай деньги в своем кармане.
  • 10. Бережливость — не скупость.

Ребята, скажите, а все можно купить на деньги? (нет, нельзя купить здоровье, дружбу, удачу)

«Покупки».

Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.
Топните ногой и скажите: 
«Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

В.: — Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.

Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька        
Воду пью из родника.
Где – то дома у метро,
Пепси – кола и ситро,          Костя
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.              Ира
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.

Воспитатель: Молодцы. Вы очень старались и справились со всеми испытаниями.

Воспитатель: Закройте глаза и повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в саду очутись».

Ребята, о чем говорили, что узнали. (Ответы детей)

Выход из деятельности

Полчаса мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....

. Конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в средней гр «Путешествие в Страну мальчиков и девочек»

Цель: Закрепление представлений детей об особенностях мальчиков и девочек (внешний вид, женские и мужские имена, любимые игрушки и т. д, о своей половой принадлежности.Задачи:1. Закрепить пр...

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в подготовительной группе "Африка"

quot;Путешествие в Африку" с детьми 6 -7 лет, где они знакомятся с природными зонами этого большого континента и учатся составлять интеллект-карту по итогам путешествия....