Проект «Этот большой мир» (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
проект по окружающему миру

Истомина Наталья Михайловна

В свою очередь, такие признаки толерантности как умение слушать и слышать, стремление разобраться, совет, предложение, согласие, подбадривание, благожелательность, утешение, уважение, эмпатия, поддержка наиболее ярко проявляются в сократическом диалоге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektetot_bolshoy_mir.docx501.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад «Ёлочка» (МБДОУ «ДС «Ёлочка»)

                                                                 

Проект «Этот большой мир»

(ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Истомина Наталья Михайловна

Старший Воспитатель

г. Новый Уренгой

2021г.

Аннотация.

       Практикуемой формой общения в данном возрасте выступает диалог, который можно считать одним из эффективных механизмов становления толерантного сознания. Идея воспитания детей через организацию диалогов на мировоззренческие по своему содержанию темы появилось еще в Древней Греции. Гениальный Сократ любил беседовать с детьми на сугубо философские темы. Этот мыслитель впервые в истории использовал диалог и как метод постижения истины, и как способ «воспитания души» своих собеседников. Помочь человеку рассуждать, вооружить средствами размышления — в этом заключался главный новаторский прием Сократа.
  В свою очередь, такие признаки толерантности как умение слушать и слышать, стремление разобраться, совет, предложение, согласие, подбадривание, благожелательность, утешение, уважение, эмпатия, поддержка наиболее ярко проявляются в сократическом диалоге.

  Таким образом, именно сократический диалог является надежным и эффективным средством формирования толерантности детей в дошкольном возрасте.

   Данная технология представляет оптимальный инструмент для формирования толерантности, поэтому она и стала основой педагогического опыта по проблеме формирования толерантности детей дошкольного возраста.

   Целью данного проекта является оптимизация процесса воспитания толерантного сознания дошкольников посредством применения сократического диалога.

 Новизна проекта состоит в адаптации технологии М.В. Телегина «Воспитательный (сократический) диалог» к процессу формирования толерантности детей дошкольного возраста.

Формирование толерантности детей старшего дошкольного

возраста посредством сократического диалога.

   Актуальность воспитания толерантности обусловлена негативными социальными процессами, происходящими в современном российском обществе. Общество встревожено возрастанием агрессии, насилия, жестокости не только во взрослой, но и в детской среде. Повседневная жизненная практика показывает, что преодолеть социально-психологическую напряженность невозможно без участия образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, ведь именно в этом возрасте закладываются основы этнической идентификации.

   Сензитивным периодом для воспитания нравственности и формирования толерантности является старший дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка и создается широкая основа для закладывания первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев. Нравственность ребенка воспитывается в результате интенсивного общения со взрослыми и сверстниками.

  Во все времена толерантность выступала показателем человеческой добродетели. В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия культур, норм, верований человеческого сообщества. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

    Возможность заменить «культуру войны культурой мира» («Декларация принципов толерантности» ЮНЕСКО, 1995) обозначает проблему организации воспитательного процесса на основе толерантности как одной из насущных в современном мире. Особенно актуальным данный вопрос является для нашего города Новый Уренгой, так как он является многонациональным, основанным на земле коренных народов Севера, что предполагает наличие и взаимодействие различных культур.

   Многообразие культур предполагает диалог культур, что возможно при организации воспитания на основе толерантности.

         Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, что предполагает создание атмосферы безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе; организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива; организация диалога и сотрудничества в коллективе; использование демократического стиля педагогического руководства.

   К принципам организации толерантной образовательной среды можно отнести следующие:

  • Принцип культуросообразности, позволяющий учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
  • Принцип разностороннего развития личности, обеспечивающий эмоциональное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание; активизирующий познавательную деятельность воспитанников.
  • Принцип опоры на положительное в ребенке позволяет видеть в нем саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации.
  • При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.
  • Принцип учета индивидуальных особенностей воспитанников, позволяющий учитывать уже имеющиеся моральные устои поведения, этические установки, развитость интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровень развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д.
  • Принцип диалогичности и сотрудничества,        обозначающий диалогизацию образовательного пространства и опору на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия. При этом диалог и сотрудничество являются приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура.
  • Принцип воспитывающей рефлексии, позволяющий воспитателю фиксировать происходящие в воспитанниках изменения и анализировать складывающиеся отношения в детском коллективе, семье, обществе.

  Толерантная образовательная среда строится на деятельностной основе, в которую входят четыре компонента:

  1. Непосредственно образовательная деятельность; (дети овладевают различными способами познания окружающего мира. Когда ребенок высказывает свое суждение отличное от других, то поиск нужного решения происходит в диалоге, через коллективное обсуждение. И на помощь приходит игра, игровая деятельность, как средство, осуществляющее социально-личностное развитие ребенка).
  2. Совместная партнерская деятельность педагога и детей;(опыт показал, чем более разнообразно содержание совместном партнерской деятельности, тем полнее будут решены поставленные задачи. Приоритетным становится создание доброжелательного, доверительного общения педагога с детьми. Все это создает атмосферу диалога, побуждает к творчеству, стремление к самовыражению).
  3. Самостоятельная деятельность детей; (осуществляется через организацию разнообразной деятельности детей в развивающей среде. Уровень, достигнутый ребенком в результате общения со взрослым, позволяет ему самостоятельно использовать все разнообразие представленного в среде материала, расширяя и углубляя тем самым свой опыт. При таком подходе, во время взаимодействия педагога с ребенком происходит переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мне интересно, что ты думаешь об этом»).  
  4. Взаимодействие с родителями; (как с социальными партнерами предполагает совместную деятельность педагогов и родителей в области воспитания толерантного сознания детей, организацию повышения компетентности родительской общественности в сфере реализуемого опыта).

При подготовке к проведению занятии с использованием воспитательного (сократического) диалога применяется следующий алгоритм:

  • Выявление системообразующего для диалога абстрактного слова (словосочетания, суждения) обыденного языка, отражающего суть диалогического взаимодействия.
  • Создание образа оптимального для педагога результата занятия.
  • Описание представлений, имеющихся у детей до диалога по теме.
  • Создание оптимальных психолого-педагогических условий для активизации и экстериоризации спонтанных мировоззренческих представлений.
  • Выбор методических приемов ведения сократического диалога:
  • деструктивная и конструктивная майевтика, агон.

      Развертывание диалога осуществляется по разным схемам. Часто встречаются диалоги, в которых на один и тот же вопрос мы получаем разные ответы детей, а каждый из ответов, в свою очередь, порождает новые вопросы, которые обращены к прошлому опыту ребенка или устремлены в будущее. Иными словами, совместная мыслительная деятельность выступает как непрерывный диалогический процесс постановки вопросов и получения ответов. Сущность диалогической ситуации в общении состоит в том, что предметом обсуждения выступают реальные проблемы, взятые из жизни детей; обозначение проблемы происходит через вопросы и факты, дающие начало поиску истины; отношение к любому участнику диалога как к полноправному и интересному человеку.

   Воспитательный (сократический) диалог есть совместная деятельность, субъект субъектное взаимодействие воспитателя и воспитуемых, взрослых и детей, самих детей по поводу постановки и создания вариантов преодоления важных для всех участников диалога мировоззренческих (моральных, нравственных, этических, эстетических, аксиологических, гносеологических, онтологических) проблем.

   Воспитательный (сократический) диалог ведется поэтапно.

      Первый этап — постановка философской проблемы, которая фиксируется в виде вопроса и направляет участников диалога на установление смысла абстрактного слова.

     Второй этап — решение философского вопроса через создание проблемной ситуации. Участники диалога «совершают открытие», создавая новое для себя знание, и переживают этот факт эмоционально.

     Третий этап решение философского вопроса на актуальном уровне развития участников диалога. Происходит обобщение участниками диалога собственных представлений, которые приводят к выделению признаков, становящихся основанием точки зрения. Результат диалога «открытие», в форме идеи о возможности разрешения поставленной проблемы. Проговаривание собеседниками собственных представлений, внутреннего опыта, связанного с абстрактными словами, приводит к возникновению особой коммуникативной среды, где представлены различные точки зрения на способ преодоления проблемы.

     Четвертый этап воссоздание проблемной ситуации на новом, более сложном диалектическом уровне. Ответы, появившиеся ранее, подвергаются сомнению и критике с помощью двух методов, которыми пользовался Сократ: «агон» и «майевтика». Главная задача педагога — это умелое руководство и поддержка детских рассуждений.

     «Агон» это спор относительно мировоззренческих проблем, открытое столкновение позиций, двух конкурирующих точек зрения. Люди по-разному оценивают окружающий мир. Знания, опыт, мыслительные приемы у каждого человека свои. И поэтому сократический диалог с использованием метода агон можно классифицировать как социо-когнитивный конфликт между собеседниками, имеющими разные точки зрения на способ преодоления философско-мировоззренческой проблемы. Участники такого диалога-спора знакомятся с мнением каждого участника и в процессе согласования противоречий, вместе устанавливают и расширяют значение обсуждаемой темы. То есть данный метод позволяет создать несколько развернутых, автономных точек зрения в области одной философско-мировоззренческой проблемы.      

      Второй метод сократического диалога майевтика имеет два вида: деструктивную («привести в замешательство»; «посеять сомнение») и конструктивную («возведение частного к общему», «восхождение от вида к роду»).

   Для деструктивной отрицательной майевтики предметом особого внимания является мнение одного из собеседников, а средством — создание педагогом проблемной ситуации для данной точки зрения, задавая вопросы, не соглашаясь с высказанным мнением, критикуя его. Формы деструктивной майевтики могут быть самыми разными: приведение примера, явно опровергающего точку зрения собеседника; критический анализ точки зрения собеседника и т.д. Результат применения деструктивной майевтики-воссоздание философско-мировоззренческой проблемной ситуации на новом уровне и мотивация к дальнейшему размышлению.

    Конструктивная положительная майевтика в отличие от отрицательной деструктивной, метод, лишенный конфликтного потенциала. Это диалектический подход к анализу вариантов решения философской проблемы. Не опровергая мнения собеседника, задаются вопросы, выводящие партнера за пределы его непосредственного опыта, требующие движения от конкретного к абстрактному. Положительная майевтика помогает свести разрозненные явления к единой идее, привести собственные представления, связанные с изучаемым абстрактным словом обыденного языка, в систему.                                                                                                                                     

                                              Используемая литература

  1. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. М.: Просвещение, 1983.
  2. Кузнецова, ВГ. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх /.
  3. Марголис ХА, Ковалев С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Объяснительная записка к программе «Философия для детей («Воспитательный диалог»)». — М.: Центр «Развивающее образование, 2002.
  4. Телегин МВ. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. — М.: МГППУ, 2007.
  5. Телегин МВ. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: МГППУ, 2006.
  6. Телегин МВ. Воспитательный диалог как средство социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Начальная школа плюс До и После. 2002.
  7. Телегин МВ. Сказка о том, как Машенька хороших людей от плохих отличать училась и что из этого получилось: Для детей 6-10 лет и их родителей. - М.: МГППУ, 2005.
  8. Телегин М.В. Черно — белая быль про Машеньку: Для детей 6-9 лет и их родителей. - М.: МГППУ, 2006.

                                                                                                                                       

Приложение 1

Методические рекомендации по проведению занятий методом сократического диалога при формировании толерантного сознания дошкольников.

  Главным условием эффективности занятий по программе является добровольное участие в них детей. Необходимо организовать и проводить занятия так, чтобы все дети захотели принять в них участие.

  Деятельность и высказывания детей не оцениваются, так как каждый ребёнок по-своему воспринимает окружающий мир.

Педагог должен быть заинтересован в подготовке и проведении занятий, так как дети легко заражаются чужими эмоциями.

  Время проведения занятий зависит от возраста детей: 5-6 лет — 25 минут, 6-7 лет — 30 минут. Занятие всегда завершается чем-то радостным, положительным.  Занятия проводятся регулярно, один раз в неделю, во втором блоке (совместная деятельность педагога с детьми). Между занятиями необходимо обращать внимание детей на свои эмоции и окружающих, их поступки.

Задушевная беседа с ребёнком может получиться только тогда, когда диалог ведется в неофициальной обстановке:

  •  перед прослушиванием текста необходимо, чтобы дошкольник был уже внутренне и психологически подготовлен к последующей деятельности, т.е. к обсуждению прочитанного, хотя такая готовность может и не осознаваться самим ребёнком. Нередко сам взрослый является для ребёнка эталоном: его эмоциональные реакции, интонации воспринимаются ребёнком как образец для подражания.
  • знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать его, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы. Если необходимо использовать демонстрационный материал, то это могут быть сюжетные картинки, рисунки самих детей, рисунки родителей по данной теме заранее выполненные.
  • успех начального этапа формирования спонтанных мировоззренческих представлений определяется и тем, создано ли у детей эмоционально положительное отношение к взаимодействию с педагогом. Создаётся ситуация доверия и внутренней свободы, которые помогают ребёнку перебороть стеснение и проявить творческую активность. Таким образом, отношения между взрослым и ребёнком на уровне эмпатии являются необходимым условием для развития диалога.
  • выбор одной из форм работы — продуктивную творческую деятельность, которая включает в себя рисование, аппликацию, ручной труд, что позволяет закрепить знания детей, полученные в результате общения.
  • обращение к тексту должно быть неоднократным. Нужно дать детям возможность, время понять содержание этого текста. Если ребёнок способен внимательно слушать текст и отвечать на поставленные вопросы, значит, будет развиваться и его речь.

  Вопросы, которые предлагаются детям с целью углубления понимания смысла продумываются заранее и определяется их последовательность.

  Главная задача педагога умелое руководство и поддержка детских рассуждений, и поэтому деятельности педагога отводится особая роль:

  • педагог наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами,        идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности;
  • педагог, организуя деятельность детей, развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций;          
  • педагог проводит организованное обучение, которое строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества;
  • - педагог организует самостоятельную деятельность детей. С этой целью создается развивающая педагогическая среда. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности;
  • педагог устанавливает доверительные отношения с родителями: совместные мероприятия (дети, родители, педагог).

                                                                                                                         Приложение 2

Результативность проекта

    Оценка результативности осуществлялась комплексно через применение пакета диагностических методик и посредством педагогического наблюдения.

    С помощью пакета диагностических методик изучались: развитие мировоззренческих представлений детей (методика «Инопланетянин» МВ. Телегина); развитие связной речи (методика «Обследование состояния связной речи детей с общим недоразвитием речи» В.П. Глухова); психологический климат в детском коллективе (методика «Социометрия» Я.Л. Коломенского).

      Результаты исследования мировоззренческих представлений. Для изучения влияния сократических диалогов на развитие мировоззренческих представлений детей по методике «Инопланетянин» (М.В.Телегин) (приложение 3) в начале и в конце учебного года проводилось исследование мировоззренческих представлений по уровням (наглядные и конкретные; предпонятийные; «умные образы»)

 (таблица 1). В изучении приняли участие: 21 ребенок в 2018-20219 учебном году и 22 ребенка в 2019-2020 учебном году.

                                                                                                                                   Таблица 1

Динамика результативности исследования мировоззренческих представлений дошкольников

Мировоззренческие представления

2018-2019

2019-2020

Начало года

Конец года

Начало года

Конец

года

Наглядные и конкретные

80%

20%

       70%

        20%

Предпонятийные

20%

60%

20%

50%

«Умные образы»

     -

20%

         10%

30%

    Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

а) Наблюдается совершенствование методов языковой фиксации мировоззренческих представлений (от 3-4 предложений в начале года, до 6-7 предложений — в конце).

б) Дети перешли от наглядных и конкретных мировоззренческих представлений к более общим («умные образы»).

   При обследовании связной речи основное внимание уделялось определению сформированности следующих речевых умений:

  • воспроизведение небольшого по объему литературного текста (пересказ);
  • составление законченного высказывания по сюжетной картинке;
  • установление логико-смыслового отношения по серии картинок
  • (последовательные фрагменты, эпизоды);
  • использование языковых средств, словесной характеристики (рассказ-описание);
  • владение связной фразовой речью при передаче жизненных впечатлений.

   В изучении приняли участие: 21 детей в 2018-2019 учебном году и 22 ребенка в 2019-2020 учебном году (таблица 2).

                                                                                                                                              Таблица 2

Динамика результативности обследования состояния связной речи детей

Состояние связной речи

  2018-2019

             2019-2020

Начало

года

Конец года

Начало года

Конец года

В

С

Н

В

С

Н

  В

  С

  Н

 В

  С

  Н

Пересказ текста

50

50

0

90

10

0

60

40

  0

100

0

  0

Составление рассказа по сюжетной картинке

40

60

0

90

10

0

50

50

  0

100

0

0

Составление рассказа по серии картинок

30

70

0

80

 20

0

40

60

0

90

  10

0

Составление рассказа —

описания

20

80

  0

80

 20

  0

  30

70

  0

80

20

  0

Сочинение рассказа на основе личного опыта

  10

90

0

60

 40

0

20

80

0

80

  20

0

Примечание: В- высокий уровень; С- средний уровень; Н низкий уровень.

       Анализ результатов позволил сделать следующие выводы: дети чётко и ясно произносят слова; правильно и понятно излагают свои мысли; вежливо отвечают на вопросы взрослых и обращаются к ним с просьбой; не перебивают говорящего; умеют внимательно выслушать указания старших; научились говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями; спокойно и скромно держать себя во время разговора, смотреть на собеседника, быть с ним приветливым и доброжелательным. Их разговорная речь стала более выразительной, содержит эпитеты, образные сравнения, а не ограничивается общеупотребительными словами необходимыми для бытового общения. Очень заметна разница речи при составлении рассказов, особенно на основе личного опыта. Например, по теме «Дружба».

                            Высказывания ребенка по теме «Дружба»

Начало года

Дружба означает, что дети дружат, разговаривают со мной, играют. рисуют вместе, или строят из конструктора.

Конец года

Дружба — это хорошо. Сначала нужно найти себе друга, познакомиться, потом подружиться. Можно дружить с мальчиками и девочками. Дружба это когда играем вместе в игрушки, шашки, компьютер, можно па улице поиграть в разные игры. Не жадничаем, даем игрушки друзьям. Никогда не ссоримся. Дружба бывает с животными, они понимают, что человек заботится о них.

  Изучение психологического климата в детском коллективе позволяет выявить: наличие положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками; восприятие сверстника как партнера по совместной деятельности; способность ребенка самостоятельно определять свою позицию во взаимодействии со сверстниками; социометрический статус каждого воспитанника в группе  (таблица З).

                                                                                                                                               Таблица 3

    Результативность изучения личностных отношений в коллективе (%)

Направления личностных отношении

2018-2019

2019-2020

ННачало года

Конец года

Начало года

Конец года

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Взаимоотношение в группе

40

60

0

80

20

0

50

50

о

90

Восприятие сверстников

20

80

0

70

  30

0

50

о

80

20

0

Направленность ребенка на взаимоотношения

50

50

0

90

  10

0

60

40

о

90

Статус

З-10

ПП-40

Пр-50

  0

З-40

ПП-50

пр-

10

0

З-20 пп-

пр40

о

з50

50

пр-

0

  Примечание: В- высокий уровень; С- средний уровень; Н низкий уровень; З звезда: ПП- предпочтение; ПР-принятие.

   Анализ результатов изучения личностных отношений показал наличие положительного эмоционального фона при взаимодействии детей.

   Проведенные выше изучения позволяют судить о взаимоотношениях в группах детей и потенциальный рост каждого ребенка.

                                                                                                                                     Приложение 3

Исследование экстериоризации спонтанных мировоззренческих преставлений (сюжетно ролевая игра драматизация «Инопланетянин» (М.В. Телегин).

  Участники игры принимают на себя роль единственного землянина, встретившегося с инопланетянином, потерявшим какое-либо абстрактное слово («власть», «ученик», «добро»). В соответствии с сюжетом, пребывание инопланетянина на нашей планете ограничено во времени, и землянин-ребенок от имени всего человечества должен объяснить пришельцу из других миров содержание того или иного абстрактного слова обыденного языка.

   После того, как ребенок даст доступное его понимаю объяснение, сюжет меняется, задача усложняется. Экспериментатор указывает на то обстоятельство, что инопланетянин, вероятно, не знает русского языка, следовательно, не поймет значения понравившегося ему слова. Разрешая новую проблемную ситуацию, с подсказки экспериментатора (зачастую по собственной инициативе), ребенок создают рисунок, поясняющий содержание того или иного абстрактного слова обыденного языка.

    Далее взрослый хвалит ребенка, задает вопросы, позволяющие оценить уровень осознанности спонтанных мировоззренческих представлений: «Ты дал замечательный ответ, нарисовал великолепный рисунок, достойно представил человечество в глазах космического пришельца. Мне самому стало интересно, почему ты сказал, что добро это (повторяется ответ ребенка), нарисовал добро именно так (показывается рисунок)». Все ответы детей протоколируются. В завершение эксперимента инопланетянин «улетает».

                                                                                                                                       Приложение 4

Высказывания детей на тему «ДРУЖБА»

«Когда дружишь, играешь вместе. Когда зима – снеговика лепишь, снежки играешь». Толя, 6 лет

«Это когда тебе дают поиграть тем, что ты хочешь. И надо говорить друг другу «спасибо», не говорить плохие слова». Лёня, 6 лет

«Когда со всеми дружишь, всем помогаешь делами какими – нибудь, хорошими. В гости приглашаешь и даришь подарки». Арсений, 6 лет

«Обозначает это что с кем – нибудь дружить, долго - долго. Что все вместе в садик ходите, рисуете один рисунок, играете. Потом в школу вместе пойдут, и день рожденья вместе празднуют». Надя, 6 лет

«То, что все дружат друг с другом, никто никого не обижает. В выходные в гости приходят, и мы играем с игрушками. Старшим нужно уступать». Андрей, 6 лет

«Дружить с ребятами, ходить друг к другу в гости, гулять вместе, ходить вместе в зоопарк». Даша, 6 лет

«Когда человек помогает, играет, гулять с ним можно. Если что – то перетащить помочь – это дружба. Ещё говорить хорошие слова». Денис, 6 лет

«Значит это с кем – то надо сначала познакомиться, потом дружить, не ссориться, не обижать, приходить на день рождения, дарить подарки, угощать. Дружить – это не жадничать, не тянуть игрушки из рук». Артём, 6 лет

 «Надо найти друга и с ним дружить, познакомиться. Друг с другом играть в «Догонялки», «Прятки», в гости ходить». Зарина, 6 лет

 «Дружить с девочками и мальчиками, играть вместе, делиться игрушками. Если вдруг поссоримся, можно помириться». Настя, 6 лет

«Ну, это с детьми играть, когда дети с детьми дружат, иногда ссорятся – потом мирятся. Я вот подружке сказала, что у неё красивое платье». Аиша, 6 лет

«Когда дети играют вместе, гуляют, помогают друг другу, рисуют вместе, людей не обижать. Говорят, о людях только хорошее». Эльвира, 6 лет

«Это значит мы кого – нибудь любим, уважаем, играем, мы с ним друзья. Это значит мы почти всегда вместе, и пишем и занимаемся». Алёша, 6 лет

«Чтоб дружить и с девочками, и с мальчиками, со всеми. Уважать друзей, играть с ними, можно погулять и поиграть на улице. Ещё давать свои игрушки». Дима, 6 лет

«Нельзя спорить, надо дружить. А если всё спорить никто в жизни с тобой не подружится. Мы вместе мультики смотрим, веселимся друг другом». Ринат, 6 лет

«Это когда дружить с друзьями. С Кириллом я стою в паре, он мой друг. С ним можно рисовать. Ещё можно делиться игрушками, улыбкой, можно пазлы пособирать, поиграть». Люся, 6 лет

«Дружить с девочками и мальчиками, никогда не ссориться, весело играть, не жадничать – делиться игрушками, не драться». Павел, 6 лет

«Дружить с друзьями, с братьями, дядями. Ко мне гости приходят, я им чаю даю, играем дома, в детском саду, на улице. Дружить можно с животными, они будут понимать, что человек заботиться о них». Кирилл, 6 лет

«Когда дружат мальчик с девочкой. Могут взрослые дружить. Мальчик с девочкой становятся в пару, общаются. Сладости можно в садик принести и угостить. Взрослые могут целоваться. Я Люсю могут целовать. Взрослые могут говорить о сексе». Максим, 6 лет

«Означает, что дети дружат, разговаривают со мной, играют, рисуют вместе, строят». Артём, 5 лет

«Дружить, никого не обижать, вместе играть и ещё не жадничать. Дать игрушку, если у тебя попросят». Маша, 5 лет

«Это дружить с друзьями и не драться. Ещё не ломать чужие игрушки, делиться ими, когда просят». Сергей, 5 лет

«Это дружить с ребятами.  «Привет» - и уже подружились. Помогать надо». Даша, 5 лет

«Это подружиться, ходить заниматься, завтракать, на зарядку всегда вместе. И играть машинками, строить кубики, пазлы собирать, гулять на улице, снеговика лепить». Дима, 5 лет

«Дружить с мальчиками, девочками, играть. Если не буду ни с кем дружить, то и со мной не будут дружить. Дружить – брать за ручку, давать игрушки». Гриша, 5 лет

«Дружить со всеми друзьями, играть с ними в игрушки, рисовать, и в компьютер играть, в шашки». Виталий, 5 лет

«Это означает дружить. Сначала надо найти себе друга и подружиться с ним. Сначала познакомиться с ними и тогда дружить. Дружить – это значит играть вместе, угощать конфетами разными». Вероника, 6 лет

«Когда дружишь и любишь человека. Веселю, загадки загадываю, ещё можно дружить: в кафе сходить, развлекаться». Катя, 6 лет

«Дружба – это хорошо. Все говорят «пожалуйста», можно сказать: «Дайте, пожалуйста» и им всё дают. Братик, сестра – это друзья.  У меня у бабушки есть два друга и девочка. Плохие слова нельзя говорить, ну дружишь, когда». Данил, 6 лет

«Это значит с кем – то дружить, гулять, бегать, прыгать, рисовать. Это нельзя ссориться, а если случайно побьешь, нужно извиниться. Жадничать нельзя». Никита, 6 лет

«Это означает, что все дружат. Вот если маленькие ребята, то значит играть. Если большие, то всегда быть вместе. Если средние ребята, то всегда гулять, когда уроки не делают, когда свободные дни». Артём, 6 лет

«Думаю, когда люди дружат, они ходят вместе, гулять, бывает, ходят, встречаются. Маленькие дети могут дружить. И большие с маленькими. Я понимаю, и подружку свою на день рождения приглашаю, даю поиграть ей всякими штучками». Валерия, 6 лет

                                        

                                                           

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности. Формирование толерантности цедесооюразно начинать с дошкольного возраста. В формировании толерантности необходимо опираться...

Нетрадиционные методы и приемы работы по формированию толерантности сознанияя детей дошкольного возраста

Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании. Необходимость формирования толерантных отношений...

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Теория, план на год в средней группе, подборка игр...

Диалог- как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста.

Рекомендации для формирования правильной связной речи детей дошкольного возраста....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

педагогический проект "формирование толерантности у детей дошкольного возраста"...

Проект «Детство одно на всех» (Формирование толерантности у детей дошкольного возраста)

Актуальность. Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшнийдень является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на дру...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....