Проект «Детство одно на всех» (Формирование толерантности у детей дошкольного возраста)
проект

Актуальность. Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний

день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает как норма социального действия.

В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, уделяет особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_form._toler.docx389.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Российская Федерация

                                      Иркутская область

                                       Слюдянский район

               _______________________________________

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Светлячок» 665932,                 г. Байкальск, мкр. Гагарина, д. 209, тел./факс (8-39542)-3-64-02

                                                                                  Утверждено:

                                                                                                                              педагогическим советом  

                                                                                                             протокол № ____  от «___» ______ 20__г.

                                                                                                               Заведующий МБДОУ №9 «Светлячок»

                                                                                                               _________________     И.В. Воронова

                                                                                                                       «____»__________20___г.

Главная

Проект «Детство одно на всех» (Формирование толерантности у детей дошкольного возраста)

C:\Users\Elena\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\сад.jpg

Разработали:

Воспитатели: Сидельник М.Н. Шиханова Е.П.

2019г.

Актуальность. Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний

день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает как норма социального действия.

В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, уделяет особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников

Цель проекта: Построение целостной педагогической системы формирования основ толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного, инклюзивного образовательного пространства.

       

  Задачи:

1.Ознакомление с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения

2.Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;

3.Оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культур сообразности, индивидуальности

4.Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

5.Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры

6.Анализ и результативность работы, и перспективность проекта.

Вид проекта: творческо-исследовательский, межгрупповой, однодневный. Участники: воспитатели детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта:

 Этапы проекта:

Организационно – содержательно - результативный

  • Разработать план работы по формированию толерантности
  • Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения дня толерантности
  • Оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культур сообразности, индивидуальности
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности.

Формы

Тема

Цели

Просмотр альбома

«Костюмы разных народов»

Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями, народностями, расами. Начать с ознакомление с национальным составом группы и довести до ознакомления детей с нациями мира.

Беседа

«Ступени в мир национальностей»

Ознакомить детей с разработанной программой

Беседа

«Давайте жить дружно»

Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.

НОД по ознакомлению с окружающим

«Что такое, кто такой?», «»Мы все разные»

Ознакомить детей с понятиями национальность, народ, миролюбие, толерантность, поли культурность, формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны. Учить выделять характерные особенности внешности человека. воспитывать уважение к детям и взрослым.

Словесная игра

«Общаемся играя»

Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей

Игра

«Пойми меня»

Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей без барьерному общению

НОД Физическое развитие

«Детские подвижные игры разных народов»

Направлять действия детей в оказании взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх

Выставка книг

«Поэты разных народов»

Способствовать совместной деятельности педагогов с детьми в оформлении в  группе выставки книг  и создании предметно-развивающей среды с учетом национального колорита

Игра

«Дружные ребята»

Совместное разучивание народных игр

Просмотр мультфильма

«Голубой щенок», про «Василия Блаженного»

подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини.

Чтение сказки

«Цветик семицветик»

вырабатывать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения; формировать  умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки

НОД

«Мы все разные»

формирование у детей разных национальностей основ толерантности через приобщение к русской культуре.

Рисунки

«Найди отличие», «Волшебный стул»

развивать умение у детей сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются) 

Акция

«Детство одно на всех»

укрепление детско-родительских отношений, формирование ценностного отношения к близким людям, получение позитивной обратной связи от родителей, сплочение семьи.

Коммуникативные игры

«Волшебный стул», «Волшебники», «Клубочек»

Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.

Реализация проекта в образовательной деятельности:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.

2. Чтение художественной литературы из серии «Сказки народов мира», устный народный фольклор народов РФ.

3. Система блочных занятий.

Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект - субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:

свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,

– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,

– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.

Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

4.Проектная и исследовательская деятельность:

Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры, создание выставки кукол о народностях РФ.

5. Досуговая деятельность:

Развлечение «День добрых дел»

6. Трудовая деятельность «Мы помощники»

7.Тренинги с дошкольниками по освоению социальных норм.

1.разрешение проявления агрессивности у детей по принципу “ Здесь и

сейчас”,

2.коррекционно-развивающая работа с детьми по поведению и

взаимодействию друг с другом и т.д.

Работа с родителями:

1.Выпуск памятка-рекомендация «Права и обязанности взрослых и детей»

2.Организация совместной деятельности «Рисуем вместе с мамой»

3. Знакомьтесь -  ребенок с ограниченными возможностями.

Заключительный этап

1.Выставка работ «Рисуем вместе с мамой»

Практическая значимость

Данный проект был разработан для участников образовательного процесса в ДОУ (дети, воспитатели, родители), с целью создания условий для формирования у детей дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что создание условий для формирования у детей дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности ребенка.  Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться   правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.

Результаты работы:

1.Повышение педагогической компетентности воспитателей группы и специалистов по тематике проекта.

2.Составление картотеки подвижных игр народов мира, досугов с родителями.

3.Повышение правовой и педагогической культуры родителей (памятка-рекомендация по воспитанию толерантности).

4.Развитие творческих способностей воспитанников, родителей и педагогов группы, их коммуникативных качеств.

5.Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

Как подчеркнул немецкий философ Эммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.

Литературные источники:

1.Семина Л.И.,Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. [текст] Семина Л.И. Семья и школа. 2001 №№11-12

2.Степанов П, как воспитать толерантность? [текст] Степанов П Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

3.Риэрдон Б. Э., Толерантность – дорога к миру.   [текст] Риэрдон Б. М., 2001

4.Воробьева О.Я., Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., .[текст] Воробьева О.Я ., 2007

5.Байбородова Л.В Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников., [текст] Байбородова Л.В., Ярославский педагогический вестник. 2003 №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности. Формирование толерантности цедесооюразно начинать с дошкольного возраста. В формировании толерантности необходимо опираться...

Нетрадиционные методы и приемы работы по формированию толерантности сознанияя детей дошкольного возраста

Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании. Необходимость формирования толерантных отношений...

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Теория, план на год в средней группе, подборка игр...

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Консультация по формированию толерантности у детей дошкольного возраста...

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через реализацию образовательного процесса

В данной статье представлен опыт работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста через реализацию образовательного процесса...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

педагогический проект "формирование толерантности у детей дошкольного возраста"...

Проект «Этот большой мир» (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

В свою очередь, такие признаки толерантности как умение слушать и слышать, стремление разобраться, совет, предложение, согласие, подбадривание, благожелательность, утешение, уважение, эмпатия, поддерж...