Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Павельева Татьяна Леонидовна
  • продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;
  • способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;
  • вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_nravstvenno.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №189 «Солнышко»

Конспект  НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе

 «Русская матрешка-символ Родины моей».

Подготовила: Павельева Т.Л.

2020г.

г. Камень-на-Оби

Конспект  НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.

Задачи:

 Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;
  • способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;
  • вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.

 Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства;
  • развивать умение делать выводы на основе исследования;
  • развивать творческую активность.

 

Воспитательные

  • воспитывать любовь к народному искусству;
  • содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.

Интеграция областей:

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями

 ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное

 развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-

исследовательская, двигательная.

Методы:

Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы:

Рассматривание матрёшки, мнемотаблица стихотворения «Матрешка», алгоритм с этапами изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир.

символ, чернобровая, сувенир.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства,  чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России, отгадывание загадок и разучивание стихов о матрёшке.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: игрушка матрёшка, подарочная коробка, презентация, аудиозаписи русской народной музыки.

Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек, бумажная одежда для матрёшек, баночки с водой, металлические, деревянные предметы, матрешки.

Интерактивные формы: «хоровод», «работа в парах»

Ход:

Организационный момент.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Я живу в родном краю ,

И конечно всех люблю.

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете  выражение «родной край»?

Правильно, это наша родина.

-Скажите как называется наша Родина?

-Как называется главный город нашей Родины?

-Кто президент ?

- Символ - это предмет, его видишь и думаешь о России. Это особенные предметы, которые есть только у нас в стране. (Для воспитателей: Символ – условный знак каких либо понятий).
- Какие символы нашей Родины вы знаете?(береза, флаг, ромашка, самовар…)

Воспитатель: Ребята, но есть ещё и музыкальные символы. Послушайте музыкальное произведение. Как оно называется? («Калинка-малинка»).

-Сегодня вы познакомитесь ещё с одним символом, он спрятался в той коробочке. Кто это? (Слайд №2)

-Узнайте стихотворение по схеме - подсказке.

Красненький платочек,
Сарафан в цветочек.
Упирается рука,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская матрёшка!

 (Слад №3)

Воспитатель: Молодцы, сегодня мы познакомимся с ещё одним символом- матрёшкой.(Слайд №4)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на матрёшку, какая она? (нарядная, красивая, румяная, яркая)

-У матрёшки красные щеки, значит она какая? ( краснощекая).

-Уматрёшки черные брови, то она какая? (Чернобровая)

Воспитатель: 

Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви и согласия. 

Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память.

-Ребята может кто-то знает как у нас в России появилась матрешка?

-Ну тогда послушайте сказку.

 Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его - а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …(Слайд № 5)

 Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, по фамилии Звездочкин,который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Как-то  позвал купец  мастера Звездочкина к себе и увидел мастер необычную игрушку. И  задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

(Слайд6)Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только  простая, деревянная. Не очень красивая получилась, подумал мастер Звездочкин. Дайка я позову художника, пусть раскрасит её. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.  их украшал красками, разрисовывал им сарафаны, платья, платочки. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.

(Слайд №7) Вот так выглядили первые матрёшки.

Воспитатель: С тех пор стали делать матрёшек в разных городах. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
(Слайд №8, 9) Появились семёновские, вятские, загорские, полхов-майданские матрёшки.

Воспитатель:Вот так ребята родилась русская матрёшка.

- Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем

(Дети встают в круг, воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот потопает с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

У кого в руках матрешка тот попрыгает немножко

Кто матрешку в руки взял тот наклоны показал!

(Слайд №10)

Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Хозяюшка: Ребята давайте вместе рассмотрим и расскажем во что одета матрешка? Что на голове у матрешки?

Дети: На голове у матрешки повязана косыночка, платочек, одевали матрешку в сарафан.

Хозяюшка: Ребята, а что нарисовано у матрешки на сарафане?

Дети: Цветочки, горошки, полосочки.

Хозяюшка: А какого цвета цветочки и горошки?

Дети: Красные розовые, зеленые.

Хозяюшка: Скажите какого обычно размера цветочки ?

Дети: Большие и маленькие.

Хозяюшка: Из какого материала делали матрешек?

Дети: Из дерева.

Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Опыт№1.
- Как вы думаете, дерево тонет в воде? Давайте проверим: опустим деревянную пластинку в емкость с водой. Почему не утонула деревянная пластинка?
Вывод: 
Дерево легкое, поэтому и в воде не тонет.
Опыт №2

- Ребята, а дерево теплое или холодное? Как узнать? Перед вами на столах лежат 2 ложки. Приложите деревянную ложку к одной ще

Опыт№3 К-Ребята, как по-вашему, что прочнее металл или дерево? (Дети пробуют переломить ложку, а затем зубочистку)

Опыт№4 Горит ли дерево? (Воспитатель поджигает спичку. Дети делают вывод)


Дети, а наша матрешка хочет поиграть с нами.

Хочется вам поиграть с матрёшкой?

Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

Игра  «Наряди матрешку» (Работа в парах)

 Матрешка- это мать семейства. В большой маленькие и все меньше и меньше, как раньше в семьях, когда семьи были большие, было много детей в семье, старшие дети заботились о младших.

Правильно

Упражнение на внимание: «Найди различия».

На экране две матрёшки. Дети должны внимательно рассмотреть и найти, чем они отличаются друг от друга.

Рекомендуемые различия:

у одной из матрёшек волосы желтые, у другой коричневые

у одной из матрёшек платочек в руках с рисунком, у другой без рисунка

у одной из матрёшек блузка желтая, у другой синяя

у одной из матрёшек платочек на голове желтый с рисунком, у другой синий без рисунка у одной из матрёшек есть бусы, у другой нет бус.

  1. Итог-рефлексия:

Воспитатель:

Педагог: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали? Дети: О матрешке!

Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)

Педагог: Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек? Дети: Вырезают из дерева.

Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. В память о нашем занятии я дарю вам маленьких матрешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»....

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....

Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....

Кружок по нравственно – патриотическому воспитанию детей средней группы «Русские узоры»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства нашего народа, осво...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Белая береза — символ Родины моей»!

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Белая береза — символ Родины моей»!Цель: воспитание чувства уважения и любви к Родине...

НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрёшка»

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Ппродолжить знакомство дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её через народный фольклор. Закреплять представления дете...