Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Васильева Ольга Александровна

Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_matreshka.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

Цель: приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.

Программные задачи:

  • Способствовать формированию представлений  об истории возникновения русской деревянной куклы;
  • Содействовать развитию умения самостоятельной деятельности, способствовать формированию представлений о нетрадиционных способах лепки (пластилинография), содействовать развитию  памяти, внимания, мелкой моторики рук;
  • Содействовать развитию интереса к русским народным игрушкам, народному творчеству,  побуждать к доброте и любви  друг к другу, к русскому народу и нашей Родине – России.

Словарная работа: содействовать обогащению словарного запаса детей, существительными, обозначающими детали одежды матрешки, и прилагательными, характеризующими матрешку.

Предварительная работа:создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме «Русская матрешка». Беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров.

Материал:игрушка матрешка, иллюстрации с изображением разных видов матрешек, пластилин, салфетки, плоская матрешка (заготовка), доски для лепки.

Ход  ОД

-Ребята, я на ярмарке была

Сундучок вам принесла

Сундучок тот не простой

И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ

И веду о нем рассказ.

- Что же в этом сундучке? Я открываю вам секрет,он наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка.

Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка).

- Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового древнего японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили они фигурку из деревянного бруска и художникам отдали. Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платок, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной красавице русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матрена? И стали новых игрушек матрешками звать. И начали матрешек по русским селам вытачивать и расписывать. И получались они одна, краше другой. Ведь не зря в народе говорится: «Дело мастера - боится» или «Всякий мастер сам себе дивится».

-Матрешка – игрушка особенная! Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

Пальчиковая гимнастика.

Мы красавицы, матрешки

Разноцветные одежки.

Раз – Матрена, два – Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять

Нас не трудно сосчитать.

- Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Ответы детей

- Какая самая большая?

Ответы детей

- Какая самая маленькая?

Ответы детей

- Какие матрешки?

Ответы детей

- Во что они одеты?

Ответы детей

- Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березой, самоваром, медведями и ромашками, она стала символом нашей страны – России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

- Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Они известны во всем мире. Они радуют нас своей оригинальностью и простатой.

- Наши игрушки – матрешки – веселушки – хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте и мы с вами поиграем.

- Вы, ребята, не зевайте

 А в кружок все вставайте

 Хотите поиграть немножко?

 Станьте вы тогда матрешками.

Игра «Матрешки и мышь».

- Вот матрешечки гуляли        

  В лесу ягоды искали.

  Так, так и вот так

  В лесу ягоды искали.        

- Под кусточком посидели.

  Вкусные ягоды  поели.

  Так, так и вот так

  Под кусточком задремали.  

- А потом они плясали.

  Свои ножки показали.

  Так, так и вот так        

Свои ножки показали.

- Только слышат вдруг подружки:

 Прямо у лесной опушки        

 Побежали по дорожке

 Чьи-то серенькие ножки.

 Эй, матрешки, берегись!

 Оказалось – это мышь!

- Ребята, у меня есть еще одна матрешка. Она загрустила. У художника случилась беда: потерялась кисть и закончились краски. Он не раскрасил ей передник. Я предлагаю помочь художнику, и раскрасить матрешку.

Продуктивная деятельность

- Молодцы! Замечательная матрешка у вас получилась. Ребята, когда мы совместно выполняли нашу работу, я подумала, какие искусные мастера были в давние времена; что матрешек нужно делать только с добрым сердцем, что надо помнить нашу историю, любить нашу Родину.

-Скажите, ребята, Вам понравилось сегодня наше путешествие?

Ответы детей

 Прекрасный мир вещей

 Накоплен был веками.

 Хранит их каждый дом,

 А может быть музей.

 Умейте рисовать, творить руками.

 Все то, что может радовать людей.

- Эту матрешку мы оставим в нашей группе, чтобы она радовала нас своей красотой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому воспитанию в средней группе "Веселые котята"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по  художественно - эстетическому воспитанию  в средней группе "Веселые котята"...

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию в средней группе «Дорогами добра».

Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.Задачи:1.Формировать умения делиться, уступать, быть добрыми.2.Развивать умения различать эмоции других людей и ориентироваться в своих собств...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;вовлекать детей в разговор во время рассмат...

«Я и Родина моя» Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому развитию во 2 младшей группе «Капелька»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие....