КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ: «РУССКАЯ МАТРЁШКА – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Данное занятие направлено на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традиционной русской игрушкой — матрёшкой. В ходе мероприятия решаются следующие задачи:
Образовательные: познакомить детей с историей возникновения матрёшки как одного из символов России; расширить представления о народных промыслах.
Развивающие: развивать связную речь, обогащать словарный запас (символ, мастер, художник, расписная); активизировать познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре, чувство гордости за свою страну.
Занятие построено в интегративной форме с использованием различных видов деятельности: беседа о Родине и её символах, дидактические игры («Какая матрёшка?»), игровое упражнение «Карусели», слушание сказки и музыкального произведения. Для поддержания интереса и активности детей применяются наглядные материалы (сама матрёшка, иллюстрации) и сюрпризный момент.
Мероприятие способствует формированию у детей целостного представления о национальном культурном наследии и завершается рефлексией и творческим заданием (раскрашивание матрёшки), что позволяет закрепить полученные знания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15 «БЕРЕЗКА» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ:
«РУССКАЯ МАТРЁШКА – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ»
Составлен
воспитателем
высшей квалификационной
категории
Мазниной Ю.В.
с. Владимировка
Тема: «Русская матрешка-символ моей Родины».
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.
Задачи:
Познавательное развитие:
- продолжать пополнять знания детей о русской народной игрушке – матрёшке;
- развивать чувство патриотизма;
- воспитывать гордость за наш народ.
Речевое развитие:
- способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;
- формировать умение правильно строить свой ответ;
- развивать связную речь;
- активизировать и обогащать словарный запас.
Социально - коммуникативное развитие:
- вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки;
- учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту;
- воспитывать патриотизм, уважительное отношение к нашей стране.
Художественно - эстетическое развитие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки;
- обращать внимание детей на выразительные средства;
- воспитывать любовь к народному искусству.
Физическое развитие:
- вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.
Интеграция областей:
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями
ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Методы:
Игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы:
Рассматривание матрёшки, алгоритм с этапами изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир, символ, чернобровая.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России, отгадывание загадок и разучивание стихов о матрёшке.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: игрушка матрёшка, сюрпризная коробка, аудиозапись русской народной музыки, наглядные материалы и атрибуты.
Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек.
Интерактивные формы: хороводная игра: «Карусели»
Ход:
1 этап – Организационный.
Дети входят в группу.
Упражнение: «Здравствуйте»
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Я живу в родном краю,
И конечно всех люблю.
Воспитатель: А теперь поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте, гости!
Воспитатель: - Молодцы, вы очень вежливые.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете выражение «родной край»?
Дети: Наша родина.
Воспитатель: Правильно, это наша родина.
Воспитатель: Скажите, как называется наша Родина?
Дети: Россия.
Воспитатель: Как называется главный город нашей Родины?
Дети: Москва.
Воспитатель: Кто главный человек в нашей стране?
Дети: Президент.
Воспитатель: Как зовут президента нашей страны?
Дети: В.В.Путин.
Воспитатель: А что такое Символ Родины?
Дети: …
Воспитатель: Символ Родины - это предметы, когда их видишь сразу думаешь о России. Это особенные предметы, которые есть только у нас в стране. (Для воспитателей: Символ – условный знак каких либо понятий).
Воспитатель: - Какие символы нашей Родины вы знаете?
Дети: береза, флаг, герб, ромашка, самовар, балалайка…
Воспитатель: Ребята, но есть ещё и музыкальные символы. Послушайте музыкальное произведение. Кто знает, как оно называется?
Дети: «Калинка-малинка»
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся ещё с одним символом, он спрятался в этой коробочке.
Воспитатель загадывает загадку:
Красненький платочек,
Сарафан в цветочек.
Упирается рука,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская …………( матрёшка!)
Воспитатель достаёт матрёшку из коробки и показывает детям.
Воспитатель: Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви и согласия.
Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память.
Воспитатель: Ребята, может, вы знаете, как у нас в России появилась матрешка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ну тогда послушайте сказку.
«Сказка о Матрёшке»
Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его - а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, по фамилии Звездочкин, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Как-то позвал купец мастера Звездочкина к себе и увидел мастер необычную игрушку. И задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая, деревянная. Не очень красивая получилась, подумал мастер Звездочкин. Дайка я позову художника, пусть раскрасит её. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Их украшал красками, разрисовывал им сарафаны, платья, платочки. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.
Вот так выглядели первые матрёшки. (показывает картинку)
Воспитатель: С тех пор стали делать матрёшек в разных городах. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные. (картинки разных русских матрёшек) Появились семёновские, вятские, загорские.
Воспитатель: Вот так ребята родилась русская матрёшка.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже немножко поиграем. Наша Матрешка была на ярмарке, каталась там на каруселях. Небольшую карусель она принесла к нам в садик, чтобы вы тоже смогли на каруселях покататься. Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно.
Игра: «Карусели»
«Тихо-тихо, еле-еле
Завертелись карусели, (Идут по кругу друг за другом, встряхивая ленточками)
А потом, а потом
Все бегом, все бегом. (Бегут по кругу друг за другом, держа ленточку на вытянутой руке)
Тише, дети, тише, тише —
За матрешкой не спешите,
Карусель остановите. (Идут по кругу друг за другом, ленточки опущены вниз)
Останавливаются.
Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите к столу. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц.
Воспитатель: Какой формы Матрёшка?
Дети: Немного напоминает яйцо, но для устойчивости у неё есть донышко, дно, чтобы матрёшка не падала.
Воспитатель: Сколько частей у этой игрушки?
Дети: Две – верхняя и нижняя.
Воспитатель: Из какого материала её изготавливают?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Во что одета Матрёшка?
Дети: В сарафан с передником.
Воспитатель: А что на голове у Матрешки?
Дети: Косыночка, платочек.
Воспитатель: Какими узорами украшена одежда Матрёшки?
Дети: На сарафанах и фартуках изображены красивые цветы, сюжеты сказок и изображения природы, точки, полоски.)
Воспитатель: Ребята, какого цвета узоры?
Дети: Белого, розового, красного, синего и т.д.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру: «Какая Матрёшка»- скажем нашей матрёшке много комплиментов.
- У Матрёшки круглое лицо. Значит она какая? …. круглолицая;
- У Матрёшки красные щёки. Значит она, какая? …. краснощёкая;
- У Матрёшки черные бровки. Значит она, какая? …. чернобровая;
- У Матрёшки большие глаза. Значит она, какая? …. большеглазая;
- У Матрёшки белое лицо. Значит она, какая? …. белолицая;
- Матрёшка сделана из дерева. Значит она какая? …. деревянная.
- Какая еще матрешка? (расписная, яркая, красивая, яркая)
Воспитатель приглашает ребят встать в круг и предлагает послушать стихотворение.
Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Воспитатель: Ребята, мне очень понравились ваши ответы и как вы сегодня работали. И я хочу подарить вам вот таких Матрёшек. Вы их заберёте домой и дома с мамами их раскрасите. А позже в нашем уголке творчества мы оформим выставку: «Хоровод Матрёшек»
Итог-рефлексия:
Воспитатель: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали?
Дети: о Матрёшке.
Воспитатель: Что нового вы узнали о Матрёшке?
Дети: - Матрешка является символом нашей Родины;
- Мы узнали, что сделал матрёшку мастер Звездочкин;
- Расписал ее художник Сергей Малютин;
- Узнали почему ее называют Матрешкой.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. В память о нашем занятии я дарю вам маленьких сладких матрёшек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в средней группе: "Моя семья".
Конспект НОД формирующий представление о семье, как о людях, которые живут вместе, развивающий умения сравнивать, располагать предметы в порядке уменьшения, воспитывающий любящее и заботливое отношени...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Мой город»
Сыктывкар - столица Республики Коми, в данном конспекте НОД дети знакомятся с основными достопримечательностями родного города....
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе: «Русские богатыри».
Цель: Познакомить детей с произведением искусства –картиной В. М. Васнецова.Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и геро...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в средней группе на тему «Моя семья»
В данной статье представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в средней группе на тему «Моя семья»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА».
Формирование у детей патриотических чувств к своей Родине....

Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – Матрёшкой...

