КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ: «РУССКАЯ МАТРЁШКА – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мазнина Юлия Владимировна

Данное занятие направлено на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традиционной русской игрушкой — матрёшкой. В ходе мероприятия решаются следующие задачи:

  • Образовательные: познакомить детей с историей возникновения матрёшки как одного из символов России; расширить представления о народных промыслах.

  • Развивающие: развивать связную речь, обогащать словарный запас (символ, мастер, художник, расписная); активизировать познавательный интерес.

  • Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре, чувство гордости за свою страну.

Занятие построено в интегративной форме с использованием различных видов деятельности: беседа о Родине и её символах, дидактические игры («Какая матрёшка?»), игровое упражнение «Карусели», слушание сказки и музыкального произведения. Для поддержания интереса и активности детей применяются наглядные материалы (сама матрёшка, иллюстрации) и сюрпризный момент.

Мероприятие способствует формированию у детей целостного представления о национальном культурном наследии и завершается рефлексией и творческим заданием (раскрашивание матрёшки), что позволяет закрепить полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matryoshka_-_simvol_nashey_rodiny.docx60.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15 «БЕРЕЗКА» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ:

«РУССКАЯ МАТРЁШКА – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=bc30acddb4e7ecb0f493dd8be7237157c76173a6-9066439-images-thumbs&n=13

        Составлен

воспитателем

высшей квалификационной

категории

Мазниной  Ю.В.

с. Владимировка

Тема: «Русская матрешка-символ моей Родины».        

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.

Задачи:

 Познавательное развитие:

  • продолжать пополнять знания детей о русской народной игрушке – матрёшке;
  • развивать чувство патриотизма;
  • воспитывать гордость за наш народ.

Речевое развитие:

  • способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;
  • формировать умение правильно строить свой ответ;
  • развивать связную речь;
  • активизировать и обогащать словарный запас.

Социально - коммуникативное развитие:

  • вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки;
  • учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту;
  • воспитывать патриотизм, уважительное отношение к нашей стране.

Художественно - эстетическое развитие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки;
  • обращать внимание детей на выразительные средства;
  • воспитывать любовь к народному искусству.

Физическое  развитие:

  • вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

Интеграция областей:

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями

 ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Методы:

Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы:

Рассматривание матрёшки, алгоритм с этапами изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир, символ, чернобровая.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства,  чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России, отгадывание загадок и разучивание стихов о матрёшке.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: игрушка матрёшка, сюрпризная коробка, аудиозапись русской народной музыки, наглядные материалы и атрибуты.

Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек.

Интерактивные формы: хороводная игра: «Карусели»

Ход:

1 этап – Организационный.

Дети входят в группу.

Упражнение: «Здравствуйте»

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Я живу в родном краю,

И конечно всех люблю.

Воспитатель: А теперь поздороваемся с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте, гости!

Воспитатель: - Молодцы, вы очень вежливые. 

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете  выражение «родной край»?

Дети: Наша родина.

Воспитатель: Правильно, это наша родина.

Воспитатель: Скажите, как называется наша Родина?

Дети: Россия.

Воспитатель: Как называется главный город нашей Родины?

Дети: Москва.

Воспитатель: Кто главный человек в нашей стране?

Дети: Президент.

Воспитатель: Как зовут президента нашей страны?

Дети: В.В.Путин.

Воспитатель: А что такое Символ Родины?

Дети: …

Воспитатель: Символ Родины - это предметы, когда их видишь сразу думаешь о России. Это особенные предметы, которые есть только у нас в стране. (Для воспитателей: Символ – условный знак каких либо понятий).
Воспитатель: - Какие символы нашей Родины вы знаете?

Дети: береза, флаг, герб, ромашка, самовар, балалайка…

Воспитатель: Ребята, но есть ещё и музыкальные символы. Послушайте музыкальное произведение. Кто знает, как оно называется?

Дети: «Калинка-малинка»

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся ещё с одним символом, он спрятался в этой коробочке.

Воспитатель загадывает загадку:

Красненький платочек,
Сарафан в цветочек.
Упирается рука,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская …………(
матрёшка!)

Воспитатель достаёт матрёшку из коробки и показывает детям.

Воспитатель: Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви и согласия. 

          Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память.

Воспитатель: Ребята, может, вы знаете, как у нас в России появилась матрешка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ну тогда послушайте сказку.

«Сказка о Матрёшке»

          Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его - а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …

          Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, по фамилии Звездочкин, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Как-то  позвал купец  мастера Звездочкина к себе и увидел мастер необычную игрушку. И  задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

          Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только  простая, деревянная. Не очень красивая получилась, подумал мастер Звездочкин. Дайка я позову художника, пусть раскрасит её. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.  Их украшал красками, разрисовывал им сарафаны, платья, платочки. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.

          Вот так выглядели первые матрёшки. (показывает картинку)

Воспитатель: С тех пор стали делать матрёшек в разных городах. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные. (картинки разных русских матрёшек) Появились семёновские, вятские, загорские.

Воспитатель: Вот так ребята родилась русская матрёшка.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже немножко поиграем.  Наша Матрешка была на ярмарке, каталась там на каруселях. Небольшую карусель она принесла к нам в садик, чтобы вы тоже смогли на каруселях покататься. Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно.

Игра: «Карусели»

«Тихо-тихо, еле-еле

Завертелись карусели, (Идут по кругу друг за другом, встряхивая ленточками)

А потом, а потом

Все бегом, все бегом. (Бегут по кругу друг за другом, держа ленточку на вытянутой руке)

Тише, дети, тише, тише —

За матрешкой не спешите,

Карусель остановите. (Идут по кругу друг за другом, ленточки опущены вниз)

Останавливаются.

Воспитатель: Ребята, а теперь  подойдите к столу. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц. 

Воспитатель: Какой формы Матрёшка?

Дети: Немного напоминает яйцо, но для устойчивости у неё есть донышко, дно, чтобы матрёшка не падала.

Воспитатель: Сколько частей у этой игрушки?  

Дети: Две – верхняя и нижняя.

Воспитатель: Из какого материала её изготавливают? 

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Во что одета Матрёшка?

Дети: В сарафан с передником.

Воспитатель: А что на голове у Матрешки?

Дети: Косыночка, платочек.

Воспитатель: Какими узорами украшена одежда Матрёшки?

Дети: На сарафанах и фартуках изображены красивые цветы, сюжеты сказок и изображения природы, точки, полоски.)

Воспитатель: Ребята, какого цвета узоры?

Дети: Белого, розового, красного, синего и т.д.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру: «Какая Матрёшка»- скажем нашей матрёшке много комплиментов.

- У Матрёшки круглое лицо. Значит она какая?   …. круглолицая;

- У Матрёшки красные щёки. Значит она, какая? …. краснощёкая;

- У Матрёшки черные бровки. Значит она, какая? …. чернобровая; 

- У Матрёшки большие глаза. Значит она, какая? …. большеглазая;

- У Матрёшки белое лицо. Значит она, какая? …. белолицая;

- Матрёшка сделана из дерева. Значит она какая? …. деревянная.

- Какая еще матрешка? (расписная, яркая, красивая, яркая)

Воспитатель приглашает ребят встать в круг и предлагает  послушать стихотворение.

Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Воспитатель: Ребята, мне очень понравились ваши ответы и как вы сегодня работали. И я хочу подарить вам вот таких Матрёшек. Вы их заберёте домой и дома с мамами их раскрасите. А позже в нашем  уголке творчества мы оформим выставку: «Хоровод Матрёшек»

Итог-рефлексия:

Воспитатель: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали?

Дети: о Матрёшке.

Воспитатель: Что нового вы узнали о Матрёшке?

Дети:  - Матрешка является символом нашей Родины;

            - Мы узнали, что сделал матрёшку мастер Звездочкин;

            - Расписал ее художник Сергей Малютин;

            - Узнали почему ее называют Матрешкой.

Воспитатель:  Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. В память о нашем занятии я дарю вам маленьких сладких матрёшек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в средней группе: "Моя семья".

Конспект НОД формирующий представление о семье, как о людях, которые живут вместе, развивающий умения сравнивать, располагать предметы в порядке уменьшения, воспитывающий любящее и заботливое отношени...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Мой город»

Сыктывкар - столица Республики Коми, в данном конспекте НОД дети знакомятся с основными достопримечательностями родного города....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе: «Русские богатыри».

Цель: Познакомить детей с произведением искусства –картиной В. М. Васнецова.Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и геро...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в средней группе на тему «Моя семья»

В данной статье представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию  в средней группе на тему  «Моя семья»...

Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....