Консультация на тему «Организация системы закаливания в ДОУ.»
консультация по окружающему миру

Мальцева Евгения Владимировна

     Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при неблагоприятных условиях среды он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, ее роговой слой тоньше, а просвет кожных капилляров шире, чем у взрослых. В связи с малой приспособленностью детей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную силу. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому детей младшего возраста приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных заболеваний. 

Закаливание — это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.). 

     Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. 

 Цель закаливания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sistemy_zakalivaniya_v_dou.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему

«Организация системы закаливания в ДОУ.»

Составила: Мальцева Е.В.

     Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при неблагоприятных условиях среды он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, ее роговой слой тоньше, а просвет кожных капилляров шире, чем у взрослых. В связи с малой приспособленностью детей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную силу. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому детей младшего возраста приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных заболеваний. 

Закаливание — это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.). 

     Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. 

 Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.

Положительные результаты от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении ряда принципов

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

1.  Постепенность увеличения дозировки раздражителя.

    Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими. 

2. Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания. 

3.  Систематичность.

    Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается. 

4. Комплексность.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. 

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы: 

1) здоровые, ранее закаливаемые;

 2) здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;

 3) с хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний.

 Постепенность увеличения дозировки раздражителя.

Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию.

 Систематичность.

Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается.

Комплексность.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д., и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой.

 Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции. Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды)

Виды закаливания в ДОУ.

1. Закаливание воздухом

Воздух — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети.

Чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание проводят кратковременно, 5-7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4°-5° C, т. е. опускаться до +14° - 16° C.

Проводят его:

1) утром перед приходом детей,

2) перед занятиями,

3) перед возвращением детей с прогулки,

4) во время дневного сна,

5) после полдника.

Температура воздуха в группах должна быть:

  • до 3-х лет – 22˚С;
  • 3 – 4 года – 21˚С;
  • 5 – 7 лет – 20-18˚С

Оздоровительный эффект проветривания тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах или носках.

Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи. С детьми первого года жизни воздушные ванны можно проводить спустя 30—40 мин после приема пищи, а старше года — через 1 —1,5 ч.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни, подвижными играми, физкультурными занятиями. Во время движений в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Хождение босиком — хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 — 3 мин до 10 — 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20° — 22 °С.

Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. С детьми 5 — 7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При температурах выше или ниже указанных, наступает соответственно перегревание или переохлаждение, что может стать причиной заболевания.

2. Закаливание солнцем

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей.

 Закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 — 6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках.

3. Вода как фактор оздоровления и закаливания

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела). Используют воду такой температуры, которая не вызывает большого напряжения терм регуляционных механизмов ребенка (28 — 36 °С, и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето.

Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2 — 3 дня) снижают на 1 градус и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с 28° до 20 °С, от 2 до 3 лет — до 16° С, для детей 3 лет и старше — до 14°С.

Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2 — 3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Обтирание можно начинать с 3-месячного возраста. Детям первого года жизни, а также ослабленным воспитанникам старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1 — 2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого её покраснения. Чтобы раздетые дети не ждали процедуры, следует заранее подготовить все необходимое. Мальчиков и девочек старше 3 лет обтирают отдельно.

Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микроорганизмов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

Местное обливание ног проводят из ковша вместимостью 0,5 л при температуре воздуха в помещении не ниже 20 °С. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4—5 см). На каждое обливание расходуется 2 — 3 л воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15 — 20 с, затем ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого прорезывания кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка.

При обливании ног детей первых лет жизни используют воду начальной температуры 30 °С, а затем ее снижают через каждые 1 — 2 дня на 2 °С. В дошкольных группах пользуются водой начальной температуры также 30 °С, снижая ее через каждые 1 — 2 дня на 2° С и постепенно доводя до 18°— 16 °С для детей первых лет жизни, а в дошкольных группах (4 — 7 лет) до 16°—14 °С.

Летом обливание и душ рекомендуется проводить на воздухе. Когда при закаливании будут достигнуты конечные температуры воды и воздуха, на них останавливаются в течение 2 месяцев для обеспечения эффекта тренировки. Далее можно усилить действующий фактор (перейти от местных к общим, от слабых к более сильным процедурам) или увеличить время его действия.

  Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) — одна из любимых детьми закаливающих процедур. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее температура, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. 

  Купание в открытых водоемах вызывает значительное напряжение тепло регуляционных механизмов ребенка и поэтому должно строго контролироваться. В условиях дошкольных учреждений к купанию в открытых водоемах допускают только здоровых детей (1-я группа по здоровью) старше 3 лет. 

  Дошкольникам можно начинать купаться в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 25 "С и воды 23 °С. Закаленным детям можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Нельзя купать детей натощак или раньше, чем через 1,5 ч после приема пищи. Купаются воспитанники 1 раз в день. 

  Продолжительность первых купаний не должна превышать 3 мин, в дальнейшем ее постепенно увеличивают: для детей 3 — 5 лет до 5 мин, 6 — 7 лет — до 8 — 10 мин. Купать детей надо в утренние часы после солнечных ванн. 

  Купаться одновременно могут 6 детей, при этом один воспитатель, умеющий плавать, должен быть вместе с ними в воде, а другой воспитатель или няня остается на берегу и следит за остальными детьми. В воде дети должны все время двигаться, играть в мячи, резиновые игрушки. Пятилетних ребят уже можно обучать плаванию. 

  Во время купания нельзя разрешать детям заходить дальше указанного места, шалить, толкать друг друга, окунаться в воду с головой. Если какой-либо ребенок замерзнет, начнет дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть. 

   После купания всех воспитанников быстро обтирают индивидуальными полотенцами, организуют подвижные игры в тени. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется. 

Водный бассейн, где купаются дети, должен быть обязательно проточный, чистый, дно бассейна — без ям и камней, с постепенным понижением.

При многих ДОУ созданы плескательные бассейны для купания детей в жаркую погоду. Такие бассейны значительно облегчают работу по закаливанию детей в летнее время года, однако пользоваться ими можно только в тех случаях, если воду в них регулярно меняют, а стены и дно очищают от грязи и посторонних предметов.

Летом с целью закаливания детям можно разрешать играть в воде в бассейнах, ручьях и других проточных водоемах. Температура воды при этом должна быть не ниже 20 °С. Время игры постепенно увеличивается до 5—10 минут.

Хорошим средством закаливания полости рта и носоглотки является систематическое их полоскание водой комнатной температуры.

Точечный массаж "Волшебные точки"

(по А.А.Уманской)

            Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

       Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

Техника выполнения массажа

      Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия. 

Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.

Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.

Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

Закаливающие мероприятия особенно важно проводить в периоды повышенной заболеваемости детей, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом сила воздействующего фактора временно снижается, а врачебный контроль за детьми усиливается. Медицинских отводов от закаливания в детских коллективах дошкольных учреждений не должно быть, поскольку методы и средства закаливания подбирают индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды.

Методы закаливания:

Воздушные ванны

• В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;

• В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты и спальни. При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну;

• Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде(при температуре воздуха не ниже 18-20 С);

• Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда);

• Организуем дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18 С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39 С. проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20 С. Это отличный тренинг для терм регуляционного аппарата;

• Гимнастика пробуждения

Упражнения воздействуют на все суставы, начиная с пальцев ног и заканчивая пальцами рук. Упражнения проводятся на все группы мышц, включая глазодвигательные;

• Хождение босиком по дорожке здоровья после сна.

Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела.

Закаливающий массаж подошв – один из эффективных видов закаливания для детского дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах, способствует формированию физиологических сводов стопы, а также является профилактикой плоскостопия.

• В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

Хождение босиком - технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста

• Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика – отличная профилактика болезней органов дыхания.

Дыхательные упражнения бывают:

1. Статические (которые выполняют в состоянии покоя)

2. Динамические (которые выполняются с использованием элементов движения)

3. Специальными (т. е. дренажными, которые выполняются при определенных заболеваниях)

Дыхательная гимнастика может проводится 2р в течение 10-30 минут и делается не ранее чем через 1 час после приема пищи.

Знаете ли вы, медленный выдох поможет ребенку успокоится, расслабится, справится с волнением и раздражительностью и поможет избежать стресса.

Закаливание носоглотки, полоскание рта и горла Игра «Волшебный напиток» Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а…а…а», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду. Постепенно температура воды снижается до 8-10 градусов с целью достижения закаливающего эффекта.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня. Все мы знаем, что спеша на работу или по другим делам мы редко пытаемся провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед детским садом. Именно по этой причине ежедневное её проведение в детском дошкольном учреждении должно быть обязательным. Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака. Желательно помещение, где проводится утренняя гимнастика проветрить за несколько минут до прихода детей.

Выбирая упражнения для утренней гимнастики в детском саду, обратите внимание, что они должны затрагивать различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.

Водные процедуры

У водных процедур есть одна особенность. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. И уже неважно то, что у вас вокруг лужи.

• Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем;

• Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 1С, доводя до 18С.

• Игры с водой

Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Для игр с водой используют начальную температуру воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Организация сна детей

• Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса;

• Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате (помним про контрастную ванну);

• Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её;

• Следим за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей;

Организация детей на прогулку

Прогулка для ребенка – это познание окружающей действительности через движение, которые должны приносить радость.

• Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя;

• Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;

• Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20 С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе;

• Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4, 5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

• Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также раз в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.

• При организации оздоровительной работы также используется дыхательная гимнастика на свежем воздухе, так как дыхательная гимнастика обладает превосходным закаливающим и лечебно-профилактическим действием, предупреждается развитие острых респираторных заболеваний в хронические, способствует очищению слизистой дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от микробной флоры, обеспечивает дренаж бронхов. Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, что способствует увеличению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.

«Закаляйся, если хочешь быть здоров!». С годами старый девиз не теряет своей актуальности. Еще древнегреческий врач Гиппократ, который является основоположником античной медицины, утверждал, что ―холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным.  Закаливающие процедуры должны проводиться только в том случае, если ребенок пребывает в хорошем настроении — страх, беспокойство или плач недопустимы. В этом случае запланированное закаливание откладывают или отменяют вовсе. Уделите время психологической подготовке ребенка и постарайтесь сделать так, чтобы закаливание сочеталось с играми и было интересно ребенку- достигнутый результат непременно окупит все затраченные усилия. Здоровый и энергичный ребенок станет лучшей наградой за работу, проделанную родителями и педагогами.

Задание для воспитателей:

Пройти тест

  1. Дайте определение термину «Закаливание»
  2. При каком виде закаливания температурный раздражитель действует на всю поверхность тела? Перечислите формы проведения.
  3. Виде закаливания температурному воздействию подвергается лишь ограниченный участок поверхности тела? Перечислите формы проведения.
  4. Перечислите формы проведения закаливания водой.
  5. Перечислите формы проведения закаливания воздухом.
  6. Основными принципами закаливания являются …. Перечислите.
  7. Какая начальная температура воды должна быть при закаливании «топтание в ванночках»?
  8. Какое количество воды должно быть в ванночках при заливании?
  9. Каким способом организует воспитатель движение детей при закаливании?
  10. Перечислите оборудование «дорожки здоровья» при проведении закаливания «топтание в ванночках»?

  1. Как воспитатель осуществляет индивидуальный подход при проведении закаливания «топтание в ванночках»? в чём это выражается?
  2. Какие методики спец закаливания игрового массажа вы знаете? Расскажите о двух из них.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему:"Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей"

В консультации даётся обзор форм сотрудничества ДОУ с семьёй: традиционные и нетрадиционные родительские собрания, совместные мероприятия, участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, ф...

Консультация На тему: «Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах»

Общие принципы организации прогулки. Организация и проведение наблюдений. Дидактическая игра. Трудовая деятельность. Подвижная игра. Индивидуальная работа по разде...

Консультация на тему: "Организация приёма вновь поступивших детей"

Организация приёма   вновь поступивших детей....

консультация на тему:"Организация игровой самостоятельности детей"

Организация игровой самостоятельности детейВ исследованиях отечественных ученых (Л.С. Выготского, A.B. Запорожца, М.И. Лисиной, Э.Б. Эльконина) действия с предметами, равно как и игра, определяются ве...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО».

Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные новым (проектом) ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогич...

Консультация на тему:«Организация прогулки с детьми с ОВЗ, организация и значение».

Одна из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями физического и психического характера - максимальное расширение их социальных связей. Занятия по бытовой и социальной ориентировке с отс...

Консультация для родителей "Организация системы закаливания"

Как рассказать родителям о закаливании? В этом поможет статья о закаливании. В простой информативной форме родители узнают о том, как закаливать своих детей, и растить их здоровыми....