Картотека по экспериментированию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Казанцева Светлана Алексеевна

Развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -kartoteka_po_eksp.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ №1

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Цель: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Материал:  две баночки (одна с сухим,  другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке.

Ход: Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий);

Из сухого песка слепить колобок – не  получается (сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль);

Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит в  глубь).

Вывод:  песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

Опыт №2

 «Рассматривание песка через лупу»

Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам. 

                                

                                        Опыт №3

 «Все увидим, все узнаем»

Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Материалы и оборудование: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход опыта  эксперимента: Предлагаем рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стёклышка? В чем секрет стёклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)

Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы

по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.

Выводы: Через стекло лупы можно лучше разглядеть мелкие детали предметов. Стекло лупы увеличивает предметы.

ОПЫТ №4

«ИГРА В ПРЯТКИ»

    Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.

     Материал: две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.

       Ход:

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем капельку искать

Из пипетки появилась

На стекле растворилась…

Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)

Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)

Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит?  (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)

На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)

    Вывод: при попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.

ОПЫТ №5

«ТЁПЛАЯ И ХОЛОДНАЯ ВОДА».

            Цель: уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

            Материал: мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

    Ход:

    Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

   Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

 Вывод: вода – добрый помощник человека.

ОПЫТ №6

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

            Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

           Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

   Ход:

Воспитатель: Какую песенку поет вода?

Дети: Буль,  буль,  буль.

Воспитатель: Послушаем сразу две песенки, какая из них лучше?

Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы, отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

 Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит?

Вывод: Вода в бутылки набирается неравномерно, из-за размера горлышка.

.                                

                                ОПЫТ №7

       «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

            Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

    Ход:

  Воспитатель вместе с детьми набирает в тарелку снег и предлагает им сказать, что будет со снегом в помещении. Тарелку уносят в группу. Вечером вместе рассматривают талую воду, обсуждают, что и почему произошло, откуда взялся мусор?

Вывод: Снег в тёплом месте тает.

ОПЫТ №8

«ЗАМОРАЖИВАЕМ ВОДУ»

           Цель: показать, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твёрдый лёд.

   Ход:

     Воспитатель вместе с детьми разливает воду по стаканчикам, кладут в сосуды концы верёвочек, относят стаканы на холод. Затем рассматривают полученные льдинки.

Вывод: При холоде вода замерзает.

                                        

                                        ОПЫТ№9

                                 «Прозрачность льда»

Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять  кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.                      

ОПЫТ №10

«КАК ЛЁД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ?»

   Цель: показать детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду.

   Материал: льдинки, куклы, тарелка.

Ход:

    Воспитатель разыгрывает ситуацию с куклами игрового уголка. Говорит, что куклы узнали о льдинках, и хотят их принести в группу и украсить ими ёлку.

    Обсудить  с ребятами,  можно ли это сделать? Что будет с льдинками в группе? С прогулки приносят 2-3 льдинки, оставляют на тарелке. Вечером дети рассматривают воду в тарелке, обсуждают, откуда она взялась

Вывод: Лёд тает в тёплом месте

ОПЫТ №11

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

        Цель: показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

Ход:

В две белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают воду в тарелках, сравнивают её, отгадывают, в которой из них был снег (по мусору на дне).

Убеждаются, что чистый снег – это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать животным. 

Вывод: Пить талую воду нельзя.

ОПЫТ№12

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают

ОПЫТ № 13

«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

        Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

        Материал: две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.

Ход:

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют

Оранжевые, жёлтые, красные,

Синие, зелёные – разные!

В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

ОПЫТ № 14

«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

        Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

        Материал: две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка.

        Ход:

Ты плыви кораблик, по речке, ручейку

Ты вези кораблик песенку мою.

        Перед вами бутылочки из стекла. Посмотрите: в них что - нибудь есть? Хотите, чтобы они стали корабликами?

Опустить одну бутылочку на воду. Что с ней происходит? (постепенно наполняется водой, становится тяжёлой и тонет).

Другую бутылочку закрыть пробкой, опустить на воду. Почему она не тонет? Погружают её в воду. Почему она всплывает?

Вывод:  легкая бутылочка может плавать, а тяжелая нет.

ОПЫТ № 15

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

        Цель: продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

        Материал: ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани.

        Ход:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (кораблик плывёт медленно).

Делают то же самое с силой. (кораблик плывёт быстрее и может даже перевернуться).

Вывод: при слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость.

ОПЫТ№16

                                 «Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.   

ОПЫТ № 17

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

        Цель: дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

        Материал:  ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка.

        Ход:

        Поиграем с мячиком в прятки?

Помять мячик в ладонях (упругий, мягкий), опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (мяч плавает; он лёгкий).

Погружают мячик на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (мячик выскакивает на поверхность воды)

Вывод: мяч заполнен воздухом, он лёгкий – лёгкие предметы не тонут, вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.

ОПЫТ № 18

«ВКУСНЫЙ СОК»

        Цель: познакомить с процессом приготовления сока; развивать наблюдательность, любознательность.

        Материал: мандарин, две марлевые салфетки, одна

ситцевая салфетка, стеклянный стаканчик, блюдце, толкушка, лист бумаги.

        Ход:

Мы делили мандарин

Много нас, а он один

Эта долька для тебя,

Эти дольки для ребят

Какой красивый мандарин!

Давайте мы его съедим.

Вы любите соки?   Хотите научиться их готовить?

Дети очищают мандарин от кожуры. Что при этом происходит? (капельки разлетаются во все стороны).

Отделить дольки (их много).

Накрыть стакан марлевой салфеткой. Одну дольку завернуть в марлевую салфетку, положить на тарелку, надавить толкушкой, выжать сок над стаканом.

Процедить сок через салфетку.

Вывод: сок готовят из фруктов.

ОПЫТ № 19

«СЕКРЕТ СОСНОВОЙ ШИШКИ»

        Цель: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

        Материал: две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани.

        Ход:

Белка шишку сорвала –

А орешки не нашла.

Лежит шишка под сосной,

Очень скучно ей одной.

Возьми её и потрогай. Какая она? С какого дерева? почему чешуйки раскрылись?(созрела шишка).  Хотите увидеть, какой она была раньше?

Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешую.  Почему они не сгибаются?(они высохли и стали твёрдыми).

Опустить шишку в тёплую воду. Что происходит? (она плавает на поверхности, потому что лёгкая). Оставить шишку в воде на сутки.

Дети снова рассматривают шишку. Она изменила форму. Почему? (пропиталась водой). А ещё она опустилась на дно. Почему?(стала тяжёлой).воды в ванночке стало меньше.

Вывод:  Сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка,  погружённая  в воду поглощает её, становится тяжёлой – опускается на дно.  

                                

                                

                                ОПЫТ№20

                        «Опыты с бумагой»

Цель: исследовать свойства бумаги.

Материалы и оборудование: листы бумаги, стаканчики с водой, клей.

Ход  опыта \ эксперимента:

Свойство 1. Мнется(  дети сминают листы).

Вывод: бумага мнется.

Свойство 2. Прочность. (дети разрывают бумагу).

Вывод: можно разорвать, значит, она непрочная.

Свойство 3. Склеивается  (дети склеивают листы бумаги).

Вывод: бумага склеивается

Свойство 4. Водопроницаемость. Листы опускают в ёмкости с водой.

Вывод: листы впитывают воду.

Свойство 5. Горение.

Ребята, мы с вами хорошо знаем правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь. Почему? Значит,каким свойством обладает еще бумага?

Вывод: Бумага горит, мнется, рвется, намокает, склеивается.

                                ОПЫТ№21

                         «Опыты с бумагой»

Цель: формировать представления о бумаге и её свойствах

Материалы и оборудование: стаканы с водой, лист бумаги.

Ход опыта \ эксперимента:

Давайте проведём опыт и узнаем, насколько сильной может быть бумага. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги, чтобы получился мостик, и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Она падает.

Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку. Какой вывод сделаем?

Вывод: Если бумага сложена гармошкой, то она сильнее.

                                

                                ОПЫТ№22

                        «Выращиваем чудо кристаллы»

Цель: вырастить кристалл из обыкновенной соли.

Материалы и оборудование: Пол-литровая банка на две трети наполненная горячей водой. Соль. Скрепка или иголка, нитка, карандаш.

Ход опыта \ эксперимента: Готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не сможет растворяться.

Теперь соорудим основу для нашего будущего кристалла. Берем скрепку или иголку привязываем ниткой. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку в такое место, чтобы ребенок мог легко за ней наблюдать, и объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе ничего не выйдет.

Рост кристалла - дело не быстрое. А можно попробовать вырастить кристаллы сахара. Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на скрепке и нитке появятся сладкие кристаллы, которые можно будет даже попробовать.

Выводы: Из перенасыщенного раствора, соль, которая была растворена в воде, опять выкристаллизовывается.

                                        ОПЫТ№23

                                «Из чего что состоит?»

Цель: Познакомить с понятием «клетка» и показать детям клеточное строение на примере фруктов, овощей, воды.

Материалы и оборудование: микроскоп,  покровные стёкла, вода, сахар, кусочки банана, картофеля.

- рассматривание кристаллов соли и сахара (что общего, и чем отличаются);

- рассматривание волокон банана и картофеля (что общего, и чем отличаются).

Вывод: стёкла микроскопа увеличивают рассматриваемые предметы, что нельзя рассмотреть невооружённым глазом.

Опыт№24

"Почему плавает подводная лодка?"

Цель: раскрыть секрет подводной лодки

Материалы и оборудование: миска с водой, пластиковые стаканчики, соломинка.

Ход опыта \ эксперимента:

Налейте в глубокую миску воды. Боком положите в воду пластиковый стакан и полностью утопите его. Удерживая  стакан  под  водой,  поставьте его на дне вверх дном. Слегка приподняв край  стакана , просуньте в него соломинку, конец  которой можно согнуть под углом. Вдуйте в стакан воздух через соломинку. Он вытеснит  воздух  и стакан поднимется вверх. Поэтому же принципу всплывают и опускаются на дно подводные лодки. Когда им нужно всплыть, специальные отсеки заполняются воздухом, а при  погружении, наоборот – в отсеки подаётся вода.

Выводы: воздух вытесняет воду из стакана.

                                ОПЫТ№24

                        "Что такое звук?"

Цель: формирование знаний у детей о неживой природе и явлениях.

Материалы и оборудование: радиоприёмник, зеркало.

Ход опыта \ эксперимента:

Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд и назад. Это называется «колебаниями». Когда какой-нибудь предмет колеблется, он вызывает колебание воздуха. Чем дальше мы от источника звука, тем слабее слышен звук.

Что такое «эхо»? Посмотримся в зеркало. Что мы там видим? Себя. Так и со звуком. Он отражается от предметов.

Послушаем музыку, затем источник звука вынесем за дверь. .Так же хорошо слышно? Нет. Это дверь, задерживает колебания воздуха, поэтому звук слышен слабее.

Вывод: звук – это колебания воздуха, которое исходит от источника звука.

                                ОПЫТ№25

                        "Что такое упругость?"

Цель: формировать знания у детей о неживой природе, понятие упругость.

Материалы и оборудование: резиновый шарик, пластилин.

Ход опыта \ эксперимента:

В одну руку возмите резиновый шарик, в другую шарик из пластилина. Бросьте на пол с одинаковой высоты. Почему пластилин не подпрыгивает, а шарик подпрыгивает. Потому что он круглый, или красный или потому что он резиновый?

Вывод:

Это объясняется тем, что мяч надут воздухом. При ударе о пол мяч вдавливается и затем выпрямляется. Поэтому отскакивает от пола. Это и есть упругость. А пластилин может вдавиться при ударе, но не выпрямляется, не возвращает свою форму т. е. не упругий.

                                ОПЫТ№26

                "Понятие об электрических разрядах."

Цель: формирование у детей знаний о неживой природе, что такое электричество.

Материалы и оборудование: воздушные шарики.

Ход опыта \ эксперимента:

Надуйте небольшой воздушный шарик. Потрите шар о шерсть, мех или волосы и увидите, что шар прилипает ко всем предметам, даже к нам

Вывод:

Это объясняется тем, что все предметы имеют электрический разряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Опыт№27

«Свеча в банке»

Цель: погасать детям, что для горения нужен воздух.

Материал: 2 свечи, стеклянный стакан

Ход эксперимента

Воспитатель рассказывает детям о керосиновых лампах. Предлагает узнать, для чего делали отверстия в горелке лампы. Для проведения опыта берут две свечи, укрепляют на столе и воспитатель зажигает. Одну свечу накрывает стаканом, а вторую оставляет открытой.

Свеча в стакане сейчас же погаснет. Открытая свеча не гаснет, пока вся не сгорит. Этот опыт показывает, что для горения нужен воздух.

Вывод: для горения нужен постоянный приток свежего воздуха

                                ОПЫТ№27

                                "Термометр"

Цель: Посмотреть, как работает термометр.

Материалы: Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Ход эксперимента:

Воспитатель показывает детям термометр, обсуждает с ними его строение и как с помощью термометра можно измерить температуру воздуха, тела, воды. Предлагает выполнить действия с термометром. Дети под руководством воспитателя зажимают пальцами шарик с жидкостью на термометре, наблюдают за движением жидкости по шкале термометра. Затем берут чашку воды и кладут в нее лед. Помещают термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью, наблюдают, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Вывод: столбик термометра реагирует на изменения температуры. Когда жидкость в столбике термометра нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по экспериментированию с неживой природой

Для того, чтобы повернуть действие маленького исследователя в полкзное русло я рекомендую особый тип-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружаю...

картотека по экспериментированию во II младшей группе

данная картотека разработана в помощь воспитателю...

Картотека игр-экспериментирований с водой.

Картотека игр-экспериментирований с водой в средне-старшей группе ....

«Творчество на песке и с песком» Картотека игр - экспериментирование с песком (3-4 лет)

Песочные художестваЦель: развивать мелкую моторику.* * *Сделайте большой конус из картона, оставив небольшое отверстие в его вершине, и привяжите к его краям веревочки. На этих веревочках он будет сви...

Картотека игр-экспериментирования с водой

Картотека игр-экспериментирования с водой для дошкольников...

Картотека игр. Экспериментирование с водой.

Картотека игр. Экспериментирование с водой....