эколог. проект - птицы
проект по окружающему миру (младшая группа)

Гордеева Татьяна Владимировна

Актуальность. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде. Экологическое образование детей является важным звеном в дошкольном воспитании, потому что именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено только при взаимодействии детского сада и семьи.

 Цель: формировать представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog._proekt_-_ptitsy.docx94.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 – детский сад№ 44 «Колокольчик»

Экологический проект

«Будьте добрыми душой, покормите птиц зимой»

Группа раннего возраста

hello_html_43966f36.jpg

                                                                 Воспитатель: Гордеева Т.В.            

         

Актуальность. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде. Экологическое образование детей является важным звеном в дошкольном воспитании, потому что именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено только при взаимодействии детского сада и семьи.

 Цель: формировать представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц.

 Срок реализации: краткосрочный   (25.01 – 29.01.2021г.)

Интеграция   образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид проекта: познавательно  - творческий, групповой.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 2-3 лет, родители.

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, картинки);

-дидактические игры;

- сюжетно – ролевые игры;

 -презентации «Как мы птичек кормили»;   «Зимующие птицы»

Необходимые условия для реализации проекта: заинтересованность  родителей, методические разработки.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представление о зимующих птицах;

2.Обогащать словарный запас детей; развивать слуховое внимание, формировать способность к диалогической речи, формировать умение отвечать на вопросы словом и предложением (состоящем из 3-4 слов)

 3. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. Развить познавательную активность, любознательность

4. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

 5.Привлечь внимание детей и их родителей к проблемам сохранения природы;

6. Пополнять предметно - развивающую среду по теме проекта.

  Методы проекта:

Игровые: дидактические игры, сюжетно - ролевые подвижные игры, пальчиковые игры.

Словесные: чтение и рассказывание стихов.

Практические: выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка.

Наглядные: показ игрушек, рассматривание иллюстраций, показ презентации «Как мы птичек кормили»; «Зимующие птицы».

Задачи по работе с родителями:

1. Привлечь родителей к помощи птицам зимой, активизировать совместную деятельность родителей и их детей.

2.Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком;

3 Повышение компетентности родителей   в экологическом воспитании.

Предполагаемый результат:

1.  Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

2. Повысился познавательный интерес и любознательность  детей к природе( птицам)

3. Проявляют доброту, заботу, бережное отношение к птицам, желание покормить птиц, радость при встрече с пернатым другом.

1 этап – подготовительный

 Постановка цели и задач, создание необходимых условий для реализации проекта. Подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности, перспективное планирование проекта. Сообщение родителям об акции «Кормушка для птиц».

Задачи: вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Формы организации работы 1 этапа:

- планирование проектной деятельности по теме «Будьте добрыми душой, покормите птиц зимой», опираясь на методическую литературу;

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор дидактических,   подвижных, пальчиковых игр;

- составление плана взаимодействия с родителями и детьми.

Задачи: вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Формы организации работы 1 этапа:

- планирование проектной деятельности по теме «Будьте добрыми душой, покормите птиц зимой», опираясь на методическую литературу;

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор дидактических,  подвижных, пальчиковых;

- составление плана взаимодействия с родителями и детьми.

2 этап - практический. Выполнение задач проекта, через практическую деятельность детей.

Организации работы

Понедельник 25. 01.

Тема

Форма работы

Взаимодействие с родителями

 «Знакомство с птицами- снегирь, синица»

Беседа. Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц – первая половина дня.

Индивидуальная беседа: «Берегите птиц»

«Птицы зимой»

Наблюдение ежедневно - на  прогулке,  из окна.

«Одна птичка — много птичек, большая птичка — маленькая птичка»

НОД по познанию – первая половина дня

«Воробышки»

 

Утренняя гимнастика

(ежедневно) - первая половина дня

 

«Воробышки и автомобиль»

Подвижная игра первая,  вторая половина дня

( прогулка)

 «Птичий двор»

Сюжетно – ролевая игра– первая, вторая  половина дня

Л. Воронкова «Птичьи кормушки»

Чтение  художественной литературы - вторая половина дня

«Кормушка»

Пальчиковая игра – первая, вторая  половина дня – ежедневно

«Птички»

Гимнастика после сна, хождение по дорожкам здоровья –вторая половина дня- ежедневно

«Сорока-белобока»

Пальчиковая игра – первая, вторая  половина дня - ежедневно

«Как мы птичек кормили»

Презентация   для детей – вторая половина дня.

                                                   Вторник 26. 01.

 «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой» Цель: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах

Тематическая беседа - первая половина дня

 Привлечение  родителей к акции «Кормушка для птиц»

«Зимующие птицы»

Презентация -  вторая половина дня.

 С. Маршак «Где обедал воробей»

Чтение  художественной литературы - вторая половина дня

«Четвертый лишний»

Дидактическая игра – первая, вторая половина

«Песенка - Чудесенка»

Музыка - слушание песен: прослушивание звуков птиц  - вторая половина дня

«Птички»

Подвижная игра  половина, вторая дня, (прогулка)

Среда 27.01.

 «Меню птиц»

Цель: расширить знания детей о жизни птиц зимой: о питании.

Тематическая беседа – первая половина дня

 

«Воронята»

Подвижная игра первая, вторая половина дня (прогулка)

«Как мы птичек кормили»

НОД по развитие речи– лепка -первая половина дня

 «Что есть у птички» 

Дидактическая игра – первая, вторая половина дня, прогулка 

«Воробьи» 

Цель: Формировать представления о воробьях, их отличительных признаках (маленький, серенький)

Наблюдение из окна группы

Барто «Птичка»

(заучивание наизусть)

Чтение  художественной литературы - вторая половина дня.

«Птичий двор»

Сюжетно –ролевая игра- первая, вторая половина дня, прогулка

 Четверг 28.01.

 «Пользу или вред приносят птицы» Цель: воспитывать заботливое отношение и интерес

Беседа- половина дня

Консультация для родителей «Как знакомить детей с птицами»

«Кто что ест?»

Дидактические игра –первая, вторая половина дня

«Воробышки и автомобиль»

Подвижная игра первая,  вторая половина дня

(прогулка)

«Зернышки для птичек»

                

НОД по лепке- вторая половина дня

«А. Яшин «Покормите птиц»

Чтение  художественной литературы - вторая половина дня.

 

«Птичий двор»

Сюжетно - ролевая игра - первая, вторая половина дня

«Голоса птиц»

Прослушивание аудиозаписи – первая, вторая половина дня

Пятница 29.01.

«Птицы»

Цель: формировать представление о птицах, их внешнем виде, основных частях тела

Рассматривание картинок

«Ягоды рябины для птиц»

Занятие – рисование- первая половина дня

«А. Барто «Воробей»

Чтение  художественной литературы - вторая половина дня

 «Птичий двор»

Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.

Сюжетно – ролевая игра – первая,  вторая половина дня

«Воронята»

Подвижная игра  первая, вторая половина дня, прогулка

«Покормите птиц зимой»

Целевая прогулка ( на участке)-

Итоговое мероприятие.

3 этап -  заключительный. Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К концу работы будут приобщены фотоматериалы и итоговое мероприятие недели развлечение «Покормите птиц зимой» - целевая прогулка на участок».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект утренней гимнастики

в группе раннего возраста

«Воробьи»

Программные задачи:

- формировать умение у детей сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;

-учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга;

-развивать двигательную активность детей;

- продолжать укреплять   здоровье детей;

-воспитывать интерес и желание повторять движения за воспитателем.

Место проведения- групповая комната.

Форма одежды: облегченная одежда.

Ход утренней гимнастики

Вводная часть

- Спокойная ходьба за воспитателем (дети стоят врассыпную 0,5-1м.)

ОРУ без предметов

- «Воробушки машут крыльями» (4раза, темп средний)

Исходное положение ноги на ширине, руки опущены

1-2. Поднять руки в стороны, помахать ими.

2-4. Опустить руки вниз.

- «Воробушки пьют водичку» (4раза, темп средний)

Исходное положение ноги стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

1-2.Наклониться вперёд, руки отвести назад,

3-4.Вернуться в исходное положение.

 - «Воробушки зернышки клюют» (4раза, темп средний)

Исходное положение ноги стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

1-2. Присесть, постучать по коленям,

3-4. Вернуться в исходное положение.

- «Птички полетели»

 Бег стайкой  10-15м. 

Заключительная часть

Прыжки.  чередующие с ходьбой)-5-1м.

Ходьба спокойная 0,5-1м.

  Пальчиковая игра «Кормушка»

Ребята дощечки пилили, пилили. (пилящие движения ребром ладони)

И дружно кормушку для птиц мастерили. (стучать кулаком по ладони)

В нее мы насыплем для птиц угощенье: (растирание подушечек пальцев) 

Немного семян, и остатки печенья, (загибаем пальцы)

Сушеные фрукты и хлебные крошки (загибаем пальцы) 

И сала на ветки развесим немножко. (имитация развешивания сала)

А чтобы на птичий обед посмотреть

Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь. ("очки" подносим к глазам)

Конспект

по художественному творчеству (лепка)

в группе раннего возраста

Тема: «Зернышки для птичек»

Программные задачи:

формировать умение у детей отщипывать от большого куска глины маленькие комочки для лепки и раскатывать   их круговыми движениями рук;

- развивать познавательный интерес и любознательность (закрепить представления детей об особенностях поведения птиц- воробей, синица, снегирь-летает, прыгает, клюёт);

- развивать мелкую моторику рук;

-воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах.

Оборудование:

  Демонстрационный материал: изображение птиц (воробей, синица, снегирь) и ягод рябины на большом формате, глина,   игрушка - птица, клеенки, салфетки, образец зернышек для птиц, доска для лепки, аудиозапись – голоса птиц.

Раздаточный материал: глина, клеенки, салфетки, доска для лепки.

Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе зимой, за птицами, прилетающими на участок, наблюдение за птицами на прогулке, из окна группы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, слушание музыки - голоса птиц.

Словарная работа: птица, кормушка, летает, прыгает, клюёт.

Способ организации детей: две подгруппы.

Ход занятия

Дети на ковре сидят полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на прилетевшую птичку (картинка синички)

Села птичка на окошко

Посиди у нас немножко

Посиди, не улетай

Улетела птичка – Ай!!!

Воспитатель: Ребята, скажите, кто к нам прилетал?

Дети: птичка- синичка

Воспитатель: А как вы думаете, зачем же к нам прилетала синичка, что она хочет?

Дети:  синичка  хочет кушать.

Воспитатель: Да, ребята, на улице зима, холодно, кругом лежит снег.

Мы с вами можем зайти домой и погреться и покушать. А что же делать птичкам? Птичкам холодно зимой, но не пустишь их домой!

Ведь они не люди, как же жить тут будут?

Ребята, помочь им можем мы, чтобы было птичкам много еды!

Чтобы они не замерзли зимой! Чтобы пели песни весной!

Скажите, ребята, что мы можем сделать для синички?

Дети: покормить

Воспитатель: Вы правы, ребята, добрые люди зимой заботятся о птицах, делают кормушки, насыпают туда зернышки, хлебные крошки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на дереве у нас есть кормушка, но она пустая, и на снегу нет зернышек, вот и не прилетают к нам птички: ни синички нет, ни воробья нет, ни снегиря нет,  потому что зернышек нет.. что же делать?( показ кормушки)

Давайте мы с вами, сделаем доброе дело для птичек, приготовим много, много зернышек. Птички увидят и прилетят к нам на угощение. Согласны? Хорошо, проходите за столы, ребята.

Воспитатель: Ребята, мы будем делать с вами угощение для синички, воробья, снегиря. А что любят эти птички? Да, правда, зернышки. Но сначала мы с вами разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Маленькая птичка прилетела к нам, (ладонями обеих рук имитировать полет птички)

Маленькой птичке зернышки я дам, (сложить пальцы правой руки вместе, имитация -  раздаем  зерна)

Маленькая птичка зернышки клюет,(пальчиками обеих рук стучать по столу, проговаривая «клюв-клюв», «клюв-клюв»)

Маленькая птичка песенки поет:

Чик-Чирик, Чик-Чирик (поворот головы вправо- влево, проговаривая «чик-чирик»)

Дети: она хочет, кушать за кормом.

Воспитатель: Да, ребята, на улице зима, холодно, кругом лежит снег. Мы с вами можем зайти домой и погреться и покушать. А что же делать птичкам? Птичкам холодно зимой, но не пустишь их домой! Ведь они не люди, как же жить тут будут?

Воспитатель Ребята, помочь им можем мы, чтобы было птичкам много еды!

Чтобы они не замерзли зимой! Чтобы пели песни весной!

Скажите, ребята, что мы можем сделать для синички?

Дети: покормить зернышками.

Воспитатель привлекает внимание детей к  кормушке.

Воспитатель: Вы правы, ребята, добрые люди зимой заботятся о птицах, делают кормушки, насыпают туда зернышки, хлебные крошки. Наши птички очень любят зернышки -Какой формы зернышки?

Дети: круглые.

Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас вылепим для  птиц зернышки, на что похожи зернышки.

 Дети: на шарик.

Воспитатель: Зернышки круглые и мы будем лепить ее, делая вот такие движения (показываю приемы скатывания из пластилина небольших шариков).

Показ способа лепки

Физ. минутка «Вот летали птички»

Самостоятельная работа детей. Дети выполняют задание,  при необходимости воспитатель помогает детям. Приготовленные зернышки кладут в кормушку. В процессе выполнения работы воспитатель может прочитать стихотворение:

Мы кормушку смастерили

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь, синица, прилетайте поскорей,

Будет вам зимой обед.

После выполнения детьми задания, воспитатель обращает внимание на прилетевших птиц- помощник воспитателя незаметно для детей «сажает» птиц рядом с кормушкой.

Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела стайка птичек, и воробьи, и снегири и синички, и садятся поклевать зернышки, которые мы приготовили. А воробей подлетел к кормушке!

Давайте, рассмотрим зернышки. Какие красивые, и наверное очень вкусные, птички очень рады и клюют их с удовольствием.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы вспомним. Кто к нам прилетал в гости? (воробьи, снегири, синички) Чем мы помогли и угостили наших птиц?

Да, мы лепили зернышки для птичек. Молодцы, ребята, покормили птичек.

Конспект занятия «Покормите птиц зимой» (целевая прогулка) 

Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Программные задачи: формировать у детей умение узнавать птицу ( синицу, воробья, снегиря), называть части тела птицы;

-расширять знания дошкольников о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках;

- способствовать развитию познавательной активности, любознательности;

-расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь;

-развивать физическую активность детей;

-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

Ход занятия.

 Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание  детей,   что зимой холодно, везде лежит снег,  нет ни зернышек,  ни жучков,  ни червячков и маленьким птичкам кушать нечего. Обращает внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают), только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель: Чик- чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это

Дети: Воробей 

Воспитатель: Правильно!

Дети вместе с воспитателем повторяют «Здравствуй, птичка невеличка, мы пришли тебя угостить».

Воспитатель еще раз рассматривает кормушки, которые дети, изготовили вместе с родителями   и объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками, салом. Дети с воспитателем развешивают кормушки. Воспитатель предлагает детям покормить птиц (дети насыпают в кормушки зернышки, хлебные крошки.

Воспитатель с детьми отходят от кормушки и начинают наблюдение за птицами.

Воспитатель: Кто прилетел, какая птичка, что она делает; сколько птиц прилетело.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые, и наблюдать можно только издалека. На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички. Серая птица,

Меня не боится

Моргнет удивленно,

Ведь это… (Ворона)
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль
» - 2-3 раза. Дети имитируют характерные движения птицы.

 Итог занятия: Дети научились называть части тела птицы: клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Знают, что надо заботиться о зимующих птицах, подкармливая их, насыпать корм в кормушки.

Подвижная игра

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цели: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель( ребенок) изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект -презентация по экологии "Зимующие птицы" для средней группы

Краткое, последовательное изложение  материала для проведения работы по созданию экологического проетка "Зимующие птицы" для детей среднего дошкольного возраста...

Проект по экологии "Зимующие птицы"

Проект на тему "Зимующие птицы"  Участники : дети второй младшей группы;  первой младшей группыРабота с родителями: Изготовление кормушек для птиц...

проект по экологии "Зимующие птицы"

Специально организаванная работа по углубленному изучению зимующих птиц, по воспитанию бережного отношения к птицам, заботе о них....

Проект по экологии "Покормите птиц зимой"

Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка....

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект по экологии "Зимующие птицы"

проект по экологии "Зимующие птицы"...