Проект по экологии "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Хабибуллина Альбина Ильдаровна

 Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormite_ptits_zimoy.docx38.85 КБ
Файл vot_tak_my_delali_nashi_kormushki.docx1.64 МБ
Файл foto.docx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Покормите  птиц  зимой»

Воспитатель

                

                                                                                                     Хабибуллина А.И.

                                                                                Пусть со всех концов

                                                                                К вам слетятся, как домой,

                                                                                Стайки на крыльцо.

                                                                                Сколько гибнет их - не счесть,

                                                                                 Видеть тяжело.

                                                                                 А ведь в нашем сердце есть

                                                                                 И для птиц тепло.

                                                                                 Приучите птиц в мороз

                                                                                 К своему окну,

                                                                                 Чтоб без песен не пришлось

                                                                                 Нам встречать весну.

                                                                                                                    А.Яшин

Тема  проекта: «Покормите  птиц  зимой»  

 Актуальность:

       Зима - суровое время года, а для птиц  самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты  тонким слоем льда.  Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса!  Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы  чередуются  с оттепелями  все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм,  к нему невозможно  добраться. Молодые  особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться  и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!

     Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.

            В нашей республике обитает приблизительно 274 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако много видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в городе Зеленодольске  зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей городской, сорока, синица большая, большой пестрый дятел, малый пестрый дятел, снегирь и во второй половине зимы –свиристель.  Холод  этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью.  Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

    Мы решили провести в группе акцию в поддержку зимующих птиц «Покормите птиц зимой!».

     Проблема:

       Далеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. Этот период, пожалуй, один из самых сложных в жизни птиц. Конечно, зимующие виды имеют механизмы, защищающие их от холода - это оперение и интенсивный обмен веществ. Но при недостатке корма эти приспособления не срабатывают и многие птицы замерзают в морозные ночи. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой и в начале весны.  

 Цель:

 оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.

Задачи:

  1. Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.
  2. Формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками.
  3. Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
  4. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
  5. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
  6. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Тип проекта :

 групповой, практико-ориентированный, краткосрочный, информационный (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы ).

Список литературы :

1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.

 2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.

 3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.

 4. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.

 5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г.

Результаты  наблюдений  в  рамках  проекта

Наблюдая за поведением птиц в городских условиях в зимнее время можно отметить некоторые особенности:

1)Домовые воробьи проявляют к человеку бесстрашие, ночуют на чердаках, в вентиляционных трубах. Зимой воробьи питаются пищевыми отходами,

брошенным зерном. Их можно встретить возле мусорных контейнеров, во дворах, возле мусоропроводов.                                                          

2)Большие синицы в городе появляются в октябре месяце, когда в лесу

корма становится меньше, исчезают насекомые. Встретить их можно повсюду. Они осматривают каждое дерево, каждый кустик в поисках спрятавшихся насекомых или их личинок. Птица очень подвижна. В зимний период питается в основном семенами растений. Держатся синицы небольшими стайками 8-10 птиц, так как именно стайный образ жизни помогает быстрей найти корм, согреться морозной ночью.

3)Снегири у нас в городе  встречаются  парами или стайками. Самцы от самок отличаются более красивым нарядом- красной грудкой; у самок грудки серого цвета. Снегири очень любят ягоды рябины, поедая только семена из ягод, остальное выбрасывают, поэтому в местах кормежки на снегу всегда остается масса не расклеванных ягод. Насытившись, снегири отдыхают на высоких деревьях.

4)Обычными птицами и наиболее многочисленными являются галки и сизые голуби. Держатся эти птицы стаями. И встретить их в нашем городе можно повсюду. Их основной корм в зимнее время пищевые отходы. Если галки, вороны, сороки смогут прокормиться возле свалок, помоек и мусорных контейнеров, то мелким птицам в морозные дни приходится трудно, потому что к середине зимы рябина заканчивается, семян клена становится меньше. Здесь должен прийти на помощь человек. Без нашей помощи птицы в морозные зимы гибнут, поэтому развешивать кормушки изготовленные из простейших материалов - наша задача. В зимнее время птицы становятся доверчивее, теряют бдительность, ведь главная задача - найти корм. Мы визуально определили критическую дистанцию, на которую птица может подпустить человека. Самая короткая дистанция у голубя сизого, это и понятно, голубь практически подходит к ногам человека. А уж если их подкармливать, то соберется большая стая. Самая длинная дистанция у сороки, так как птица эта лесная, осторожная. При виде человека не только пугается, но и начинает «трещать».

 Во время реализации проекта мы узнали что для подкормки многих зимующих  птиц замечательно подойдут семена подсолнечника. Они очень калорийны и питательны, содержат большое количество растительных жиров, только должны быть обязательно  сырые. Кроме подсолнечных, пернатые с удовольствием поклюют семечки арбуза, дыни и тыквы. Так же птицы не откажутся от крошек белого хлеба, не побрезгают остатками вчерашней каши. Любимым лакомством для многих видов является несоленое сало, а так же сушеные ягоды рябины, бузины, боярышника, шиповника.

      Еще мы узнали, что ни в коем случае нельзя кормить птиц черным хлебом. Он вызывает заболевание, что означает для них верную гибель! Нельзя также развешивать соленое сало и мясо, от соли птицы слепнут, мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки.

      Таким образом, мы пришли к выводу, что у каждого из нас дома найдется достаточное количество корма для пернатых.

      Дальше мы выяснили, есть ли какие правила в изготовлении кормушек?

     Оказалось, что правильный выбор кормушки зависит от вида птицы, которую мы хотим привлечь, а также от того, насколько близко мы будем от них находится, чтобы наблюдать их повадки. Ближе всего наблюдать за птицами можно в окно. Для этого используют «оконные» кормушки, их можно прикрепить к оконному стеклу. Такие кормушки рассчитаны на маленьких птиц (синичек, воробьев). Главное учитывать расстояние между кормушкой и стеклом, чтобы птицы не влетели в стекло. Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из под сока или молока. Но важно помнить:                                                  

  • У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
  • Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
  • Так же надо помнить, что ни в коем случае нельзя прибивать кормушки к дереву гвоздями,  иначе получится "одно лечишь, а другое калечишь"!

       В нашей группе родители вместе  с детьми принялись делать кормушки. К сожалению, активность на первых шагах проекта была не очень высокая. Но в ходе наблюдений, бесед, чтения художественной литературы дети прониклись сострадательным чувством к птицам и убедили родителей в том, что пернатым необходима помощь человека. Изготовленные с помощью родителей кормушки мы развесили на деревьях возле сада. Эта работа доставила нам много удовольствия. Каждый принес с собой корм, им мы наполнили кормушки. В дальнейшем следили, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми, чтобы их не заносило снегом, не сдувало ветром, а  корм  был всегда свежий - от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть.

        Работа оказалась не только полезной, но и очень приятной, мы больше времени проводили вместе  на свежем воздухе.

                                                         

 Вывод:

       Зима для пернатых – самая тяжелая пора. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо  постоянно подкармливать их в течение зимы. На сооружение кормушки из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное - в дальнейшем кормить птиц постоянно. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Во второй половине зимы, когда большая  часть  зимних  ягод  и  плодов     съедена  или  пропала,  дополнительные подкормки  особенно  важны.

       Мы рады, что смогли позаботиться о братьях наших меньших и  помочь хотя бы небольшой части из армии пернатых жителей нашего города. Заботясь о птицах, мы получили прекрасную возможность наблюдать за птицами в природе, познавать их тайны.

 Заключение:

     Как мы уже отмечали, проделанная работа помогла нам ближе познакомиться с природой родного края, мы стали более дружные и приятно ощущать, что ты кому то оказываешь помощь. Поэтому  будем продолжать работу по привлечению птиц и вести агитацию по их охране.

     Для успешного привлечения птиц необходимо довольно подробно знать их жизнь, повадки, кормовую базу, места естественных гнездований, сроки выведения птенцов. Поэтому планируем изучать литературу для получения более точной информации по  данному вопросу.

   С целью пропаганды практических мероприятий по охране и привлечению птиц  весной проведем праздник  «День птиц», в рамках которого планируем изготовить и развесить искусственные гнездования.

     В летние каникулы и осенью будем заготавливать корм для зимней подкормки: семена арбуза, дыни, тыквы, репейника.

             


Выполнение проекта в соответствии с направлениями развития детей в рамках интеграции образовательных областей и формы организации познавательной деятельности

Направления развития детей, образовательные области

Формы организации познавательной деятельности

Социально-личностное развитие

(«Социализация», «Труд»)

 Дидактические игры:

"Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т.).

  "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

 «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.) 

«Один- много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.) 

 «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко) .

 «Кто больше подберет действий, признаков? »: закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

 Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (корм для птиц).

 Пальчиковые игры: «Кормушка», «Снегири», «Птички».

 Логоритмические игры: «Воробей», «Ворона»

Труд :

1.Совместно с родителями сделать кормушку для птиц.  2.Развесить кормушки на деревьях участка детского сада.

3.Подкормка птиц во время прогулки.

4.Очистка кормушек от снега, мусора.

       

Познавательно-речевое развитие

(«Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»)

Беседы: « Птицы наши друзья».  Рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие)  «Наши пернатые соседи» 

 «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

 «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.  «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.

                 

             

  1. Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах. 
  2. Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
  3.  Наблюдение  «Какие звуки издают птицы»: формировать умение различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звук, а в каких молчат.
  4.  Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

      Экспериментирование

              «Что необходимо, чтобы зимующие птицы перезимовали?»              

              «Какой корм для какой птицы нужно заготовить?»

               

Чтение художественной литературы    

    Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного»,  М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам 

    Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой»,  В. Звягиной «Воробей»

 А. Прокофьева «Снегири»,  Н. Рубцова «Ворона» и др. : продолжать совершенствовать художественно речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.

    Отгадывание загадок про зимующих птиц.

    Заучивание дразнилок о птицах.

    Заучивание скороговорок о зимующих птицах.

     

Художественно-эстетическое развитие

(«Художественное творчество», «Музыка»)

Продуктивная  

1.        « Снегирь на ветке рябины».

2.        « Прилетели воробьи, вот их сколько – посмотри! »  (лепка)

3.        « Синица в полете » (аппликация)

Физическое развитие («Физическая культура», «Здоровье»)

Подвижные игры: 

«Воронята»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

 «Птицы и автомобиль» : развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

 «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка. 

«Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

 Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

Взаимодействие с семьями воспитанников

1.Рекомендации  «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну»

2.Изготовление кормушек

3. Подбор иллюстративного материала о зимующих птицах

        


   

                                                 

           

                                   

 

               


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Позаботимся о птицах зимой" во 2 младшей группе

Экологический проект «Покормим птиц зимой» для 2 младшей группы«Позаботимся о птицах зимой. »Тип проекта : информационно - воспитательный.Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочный (1 нед...

Проект. Тема: «Покормите птиц зимой!»

формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают...

Проект "Акция покормите птиц зимой"

На протяжении всего проекта дети знакомились с зимующими птицами нашего города в разных видах деятельности: узнали народные приметы, связанные с птицами, разгадывали загадки о них, решали задачи, учил...

Проект "Позаботимся о птицах зимой"

В  современном мире проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.    Именно в период дошкольного детства происходит становление человеч...

Проект "Как помочь птицам зимой"

формирование у родителей экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним...

Проект"Мы покормим птиц зимой"

Познакомить с зимующими птицами и средой обитания...

Экологический проект "Как помочь птицам зимой"

Зимой птицам очень трудно. Большое количество птиц гибнет от холода и голода. Мы можем им помочь пережить тяжелое время года. Задача взрослых воспитывать интерес к окружающей природе, беречь ее предст...