Проект "Акция покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Мочалова Светлана Анатольевна

На протяжении всего проекта дети знакомились с зимующими птицами нашего города в разных видах деятельности: узнали народные приметы, связанные с птицами, разгадывали загадки о них, решали задачи, учились узнавать их по окраске оперенья, силуэту, форме тела, размерам и полёту; рисовали их,вырезали птиц-зимовщиков из бумаги, лепили из пластилина.

В процессе наблюдения за повадками птиц, прилетающих на участок, учились разгадывать следы, оставленные птицами на снегу, узнали,  что птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма, и что от человека тоже зависит, выживут ли птицы в зимние холода.

Родители приняли активное участие в проекте: помогали детям искать и оформлять материал, в том числе и иллюстративный, мастерили кормушки и помогли их развесить на прогулочном участке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormite_ptits_zimoy.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта:

Тип проекта: информационно-творческий

Вид деятельности: проектная
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы
Срок реализации проекта: краткосрочный
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями

Цель: Развитие экологического воспитания дошкольников и формирование правильного отношения к представителям животного мира (птицам) через различные виды деятельности в соответствии реализации программы по ФГОС.

Задачи:
1.Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
2.Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
3.Способствовать развитию творческих и  интеллектуальных способностей воспитанников.
4.Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Актуальность проблемы.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.

Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Этапы и содержание проекта.

Подготовительный этап:

Выявление проблемы, определение цели, задач. Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.

Основной этап:

Реализация в работе с детьми комплекса мероприятий, направленных

на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей. Создание условий активного привлечения родителей к совместной деятельности.

Заключительный этап: Подведение итогов. Совместное изготовление кормушки для зимующих птиц.

Ожидаемые результаты проектной деятельности: Активизация интереса у детей к зимующим птицам, заботливого, чуткого и внимательного отношения к ним; повышение уровня знаний и практических умений по данному направлению. Изготовление кормушки для птиц, с участием родителей воспитанников.

Домашнее задание родителям
1. Рекомендации на совместные прогулки.
2. Совместно с ребенком сделать кормушку.
3. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
3. Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
4. Отгадывание загадок про зимующих птиц.
5. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в 
книгах и журналах.

I этап – подготовительный

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, так как  хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от морозов.

Для того чтобы научить детей особенностям кормления, правилами поведения возле кормушек с видовым разнообразием зимующих птиц, педагогам самим необходимо знать все о птицах. Поэтому, в детском саду проводятся консультации, семинары-практикумы, беседы.

Примерная тематика памяток для педагогов:

1. «Меню птиц»

2. «Забота о птицах»

3. «Орнитологи предупреждают»

4. «Любимое блюдо птиц»

5. «Птичья столовая»

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно   заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз). У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек. Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

Большую помощь в воспитании бережного отношения к природе, изготовлении кормушек, оказывают родители. В родительских уголках  на протяжении всего времени прохождения акции помещаются информационные листы «Покормите птиц зимой!», памятки.

II  этап – основной (практический)

Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.

Ежегодно, начиная, с 12 ноября …(пока не появится корм для птиц) в нашем детском саду проходит акция «Покормите птиц!» (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни).

Мы с ребятами с большим удовольствием изготавливаем кормушки для птиц.

Содержание работы в процессе реализации проекта.
Игровая деятельность
1. Дидактические игры:
«Один - много», «Назови ласково», «Четвертый лишний», " «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы», «Разрезные картинки».

«Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Добиваться, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

2. Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор

3. Подвижные игры:
«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и  автомобиль». Учить детей бегать в разных направлениях,

Не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Познавательная деятельность (формирование целостной картины мира)

Пр. сод: Способствовать обобщению и закреплению знаний детей о птицах, расширять представления о лесе и его обитателях. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса, и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, умение слушать друг друга. Воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу, доброжелательность и внимание ко всему живому.

Художественное творчество:

Рисование «Синички».

Пр. сод: Учить детей рисовать птицу нетрадиционным способом оттиск - ладошкой, располагать изображение по центру листа бумаги. Развивать память, воображение, логическое мышление, творческие способности: чувство цвета, фантазию. Воспитывать эмоционально - положительное отношение к рисованию, стремление к достижению результата.

Аппликация «Снегирь».

Пр. сод: Учить детей создавать образ снегиря с помощью приклеивания геометрических фигур из бумаги. Учить передавать форму предмета (снегиря), учить детей составлять аппликацию в виде птицы, держать правильно кисточку. Закреплять умения пользоваться клеем, намазывать детали клеем и приклеивать их.  Развивать умение детей передавать образ птиц с помощью геометрических фигур, формировать творческое воображение, развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, связную речь детей. Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.

Беседы:

  1. «Почему птиц стало меньше?»
  2. «Синичка - гостья нашего двора»
  3. «Знакомство с воробьем».
  4. «Помощь пернатым в зимнее время года».
  5. «Кормушка. Наши пернатые друзья».
  6. Решение проблемной ситуации:

«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

                     Наблюдение за птицами зимой:
Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями (экскурсия на городскую площадь), наблюдение за синичкой.

                            Трудовая деятельность:
Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

                     Коммуникативная деятельность:

Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".
Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Работа с родителями:
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

III этап – заключительный

После таких бесед, игр познавательного характера, конечно же, ребята готовы и хотят помочь птицам. Для этого дети вместе с родителями, педагогами изготавливают кормушки. Рассматривают их, доделывают, чтобы птицам было удобно сесть и поклевать корм. Затем кормушки развешивают, прикрепляют и кормят уже своих маленьких друзей.

Находясь возле кормушек ребята строго соблюдают правила поведения возле кормушек: громко не кричать, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. Поэтому, даже в праздничные дни у ребят нашего детского сада есть обязанность, приходить и приносить вместе с родителями корм для птиц. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья. Поэтому детям интересно проверять народные приметы.

Ребята с чувством понимания и гордости относятся к кормлению птиц, зная, что если не покормят, то птица может погибнуть.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Организация и участие родителей изготовление кормушек.

Результаты реализации проекта.
1. Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
2. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
3. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
4. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...

Покормите птиц зимой( 15 января - день зимующих птиц !)

Консультация для родителей на тему: «Покормите птиц зимой».15 января -  день зимующих птиц.Подготовила воспитатель: Юрченко Елена НиколаевнаГБДОУЦРР детский сад №48Красносельского рай...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)

Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...

«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)

Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...