Берегите птиц!
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Боталова Светлана Ивановна

Экологический проект для детей подготовительной группы (6-7 лет).

Проект формирует начала экологической культуры, навыки экологически грамотного  для природы и здоровья человека поведения, интерес и бережное отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

(познавательный, долгосрочный, коллективный)

   Основание выбранной темы: проект формирует начало экологической культуры, навыки экологически грамотного,  для природы и здоровья человека поведения, интерес к птицам;

развивает мышление, эмоциональную сферу, сенсорные навыки, эстетику.

   Актуальность: 1)приобщение ребёнка к природе и её познанию;

«Природа – могучий источник знаний, средство для развития ума чувств и воли».

Ж.Ж. Руссо, Я.Н. Коменский 

                                 2)взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности;

                              3)природа – это мир человеческих ценностей. Ребёнок испытывает радость от экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом, знакомое в новом.

  Участники: дети 6-7 лет, родители, воспитатели.

  Время работы над проектом: с сентября по май (осень, зима, весна).

 Объекты исследования: птицы, прилетающие на кормушки и гнездящиеся на территории участка детского сада.

    

Стратегия реализации проекта.  

Формирование у детей начала экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.

   Задачи:

  • познакомить детей с тремя категориями птиц
  • перелётные,
  • зимующие,
  • домашние;
  •  знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение, повадки);
  • формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц;
  • учить правильному поведению в природной среде;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатление, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности;
  • воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия;
  • повысить уровень экологической культуры личности родителей.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируются:

  • знания о жизни перелётных, зимующих и домашних птиц;
  • представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц;
  • сознание важности природоохранных мероприятий;
  • навыки правильного поведения в природной среде;
  • эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе;
  • желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

         У родителей:

  • повысится интерес к современной деятельности по охране и защите птиц нашего края;
  • гармонизируются детско-педагогические отношения;
  • повысится уровень экологической культуры личности;
  • расширяется знание о птицах нашего края.

Этапы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Ι. Подготовительный

Повышение собственной  профессиональной компетентности

- подбор и изучение методической литературы,

- программа воспитания и обучения в детском саду «Радуга»,

- «Наш дом природа» Рыжова,

-«Ознакомление с природой через движение» Рунова М.А., Бутилова А.В.

сентябрь

воспитатели

Анализ программных задач раздела «Ознакомление детей с животным миром»

сентябрь

воспитатели

Подбор диагностического инструментария (методика Емельяновой)

Диагностирование детей по вопросам экологического воспитания.

сентябрь

воспитатели

Анкетирование родителей, анализ полученных результатов.

октябрь

воспитатели

Педагогическое просвещение родителей

Разработки анкет для родителей, анализ полученных результатов.

октябрь

воспитатели

Оформление экологической рубрики в родительском уголке «Это интересно»

октябрь – май

воспитатели

ΙΙ. Деятельный период

Осуществление мероприятий по выполнению проекта.

Познавательное развитие

  • Проведение занятий познавательного цикла о птицах (домашние, перелётные, зимующие).
  • Экскурсии, прогулки в   лес.
  • Чтение книг, журналов, энциклопедий, художественной литературы о птицах.
  • Ведение календаря наблюдений за птицами на кормушках, в лесу, на участке детского сада, рассматривание следов на снегу.
  • Рассматривание иллюстраций птиц  в альбомах, на открытках, в книгах.
  • Слушание голосов птиц (в записи).
  • Просмотр мультфильмов о птицах.
  • Конструирование кормушек из пластилина, палочек, картона.  

Эстетическое развитие

  • Рисование птиц по ходу изучения их.
  • Аппликация: «Как розовые яблоки на веточках снегири».
  • Изображение птиц по данному контуру способом налепа «Зимующие птицы».
  • Сбор семян для корма.
  • Изготовление кормушек из бросового материала (палочки, картон, коробки, бутылки и т.д.)
  • Выпекание «жаворонков».
  • Рисование листовок «Покормите птиц зимой».
  • Рассматривание картин «Грачи прилетели» Саврасова.

Художественная литература.  

  • Приметы о птицах, пословицы.
  • Чтение сказок: «Гуси-лебеди» русская народная сказка, «Дикие лебеди», «Кукушка» немецкие сказки, «Воробьишко» Горький М., «Серая шейка» Мамин-Сибиряк Д.Н. и другие.

Речь и речевое общение.

  • Заучивание стихов по выбору детей о птицах.
  • Составление описательных рассказов о птицах по плану, схеме.
  • Пересказы коротких рассказов о птицах.
  • Составление сложных слов (короткий хвост – короткохвостая утка, острый клюв - остроклювый грач и др.).

Театр.

Инсценировка «Ворона и лисица», «Гуси-лебеди», «Умная галка».

Дидактические игры.

  • «Чем это было раньше»,
  • «Кто у кого»,
  • «Кто на кормушке»,
  • «Узнай по голосу»,
  • «Собери птицу»,
  • «Узнай птицу по описанию»,
  • «Улетает – не улетает»,
  • «Подбери признак»,
  • «Назови ласково»,
  • «Четвёртый лишний»,
  • «Что может делать птица?»,
  • «Что будет, если птицы исчезнут?».

Подвижные игры.

  • «Перелётные птицы»,
  • «Гуси-лебеди»,
  • «Птички и кошка»,
  • «Птички и автомобиль» и др.

в течении года

Деятельный период

Организация и привлечение родителей к совместной деятельности

  1. Родительское собрание «Земля - наш общий дом».
  2. Творческие работы на выставки детских рисунков, поделки.
  3. Деловая игра «Знатоки птиц».
  4. Викторина «Что мы знаем о птицах».
  5. Создание книжек-самоделок о птицах.
  6. Подборки загадок, стихов о птицах.
  7. Участие в республиканской акции «Покормите птиц зимой».

в течение года

май

в течение года

март

Организация предметно-развивающей среды

Экскурсия в Костомукшский заповедник, краеведческий музей.

Природоохранные акции «Ёлочка – зелёная иголочка», «Кормушки»,  «День птиц» - скворечники.

Приобретение методической литературы, дидактических игр, пособий.

Март

декабрь – январь

апрель

в течение года

Заключительный этап

Оценка эффективности реализации проекта

Повторная диагностика  и опрос родителей.

Проведение итогового занятия «День птиц»

март

апрель

Обобщение результатов работы проектной деятельности и их анализ

Оформление альбома «Вот какие они птицы».

Обобщение опыта по проблеме «Берегите птиц».

Выставка работ из природного материала и пластилина, соленого теста, рисунков «Наши друзья – птицы».

Встреча с родителями по итогам работ данного проекта.

в течение года

май

май

Литература.

  1. Программа «Радуга».
  2. Рыжова П.Л. «Наш дом – природа».
  3. «Я познаю мир» (подготовительная группа)
  4. Николаева «Экологическое воспитание в детском саду».
  5. Рунова М.А., Бутилова А.В. «Ознакомление с природой через движение».
  6. Скребицкий Г.А. «Грачи прилетели».
  7. Соколов-Микитов И. «Весна в лесу».
  8. Бианки В. «Синичкин календарь», «Весна», «Заяц, косач, медведь и весна».
  9. Сладков Н. «Вежливая галка», «О чём пела сорока», «Дрозд и сова», «Дятел».
  10.   Сутеев В. «Весна».
  11.  Крылов И. «Ворона и лисица».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Берегите птиц зимой». Развлечение для детей старшей логопедической группы совместно с родителями.

Закрепление представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Воспитание заботливого отношения к птицам, желания помогать в т...

Экологический проект «Берегите птиц зимой».

Экологический проект «Берегите птиц зимой»....

Конспект образовательной деятельности на тему «Берегите птиц» для детей подг. группы

Закрепление с детьми знаний о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7685867","attributes":{"alt":"","class":"media-image","h...

занятие "Берегите птиц"

Цель: закрепить и уточнить знания детей о перелётных и зимующих птицах родного края, об из образе жизни....

Фото проекта "Берегите птиц"

Проект воспитанников и родителей "Берегите птиц".  Фото занятия по ИЗО....

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Участие во Всероссийском экологическом конкурсе"Столовая для птиц". Информация "Берегите птиц!"

Птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ведь большинство источников пищи становятся недоступными для птиц. И тогда птицы перебираются поближе к жилью человека. Поэтому мы должны помогать своим...