Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе .
проект по окружающему миру (средняя группа)

Целью данного пректа является создание условий для формирования у детей дошкольного возраста готовности сомостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи взаимодействия с природой в процессе поисковой детельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: «СОЛЬ – ДРУГ, СОЛЬ – ВРАГ »46.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное    учреждение МКДОУ Д/с №37

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе

Тема: «СОЛЬ – ДРУГ, СОЛЬ – ВРАГ »

Воспитатель: Акшинцева М.П

Проект «СОЛЬ – ДРУГ, СОЛЬ – ВРАГ»

Цель: создание условий для формирования у детей  дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.

Задачи:

1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

2. Расширить представления о добыче соли.

3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию; способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.

4. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

5. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.

6. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.

7. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.

8. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.

Гипотеза. Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознанно правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

Участники проекта: творческая группа детей средней группы «Юные исследователи».

Основные принципы реализации:

•  развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);

•  принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, во время проведения опытов и экспериментов (при этом не только расширяется круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования);

•  интеграция образовательных областей, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире;

•  рациональное сочетание разных видов детской деятельности;

•  сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Стратегия реализации проекта

Этап

Ситуации развития
проекта

Цель

Продукт

Ответст-

венные

1

2

3

4

5

Вводный этап

1. Беседа с детьми «Что мы знаем
о соли?»

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности

Определение проблемы

Воспитатель

2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта

Создание условий для реализации проекта

Проект

Воспитатель

3. Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Юные исследователи»

Создание условий для реализации проекта

Творческая проектная группа детей и родителей «Юные исследователи»

Воспитатель

4. Подбор познавательной, научной и методической литературы

Анализ литературы для организации осуществления исследования

Мини-библиотека

Дети, воспитатель, родители

Основной этап

1. Изучение с детьми познавательной и научной литературы

Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата

Выставка книг, статей о природном ископаемом

Дети, воспитатель


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

Основной этап

2. Опытно-экспериментальная деятельность на тему «Изучение свойств и качеств соли»

Пробудить у детей интерес к естественнонаучным экспериментам по изучению полезного ископаемого соли и определению ее основных свойств

Картотека опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль»

Дети, воспитатель, родители

3. Экскурсия в детскую библиотеку

Поощрять желание детей самостоятельно (с помощью взрослых) находить необходимую ин-

формацию, пользуясь библиотекой и Интернетом

Создание картотеки детской познавательной литературы

Дети, воспитатель

4. Опытно-экспериментальная деятельность

«Как соль влияет на рост растений»

Подвести детей к пониманию неблаготворного влияния соли на рост растений в природе

Пополнение

картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль»

Дети, воспитатель

5. Творческая мастерская. Лепка из соленого теста – «Подсвечник»

Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста

Детские поделки

Дети, воспитатель

6. Игра-путешествие «Есть ли соль в нашем крае»

Побуждать детей интересоваться местами добычи соли в своем крае

Дидактическая игра «Путешествие по Алтайскому краю»

Дети, воспитатель

7. Встреча с родителями детей творческой группы «Удивительные истории о соли».

Выставка фотографий «Тайнам нет конца»

Расширить кругозор детей, выводя его за пределы непосредственного практического опыта

Альбом «Тайнам нет конца»

Воспитатель, родители

8. Опытно-экспериментальная деятельность на тему «Как из соленой воды добыть питьевую воду»

Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить знания
о свойствах и качествах соли

Пополнение

картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль»

Дети, воспитатель


Окончание табл.

1

2

3

4

5

9. Творческая мастер-ская «Цветы из соли», «Декорирование цветной солью»

Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала

Детские творческие работы

Дети, воспитатель

10. Опытно-экспериментальная деятельность на тему «Кристаллизация соли»

Способствовать формированию умений в опытно экспериментальной деятельности, добивать-ся результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизации

Пополнение

картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль»

Родители, дети, воспитатель

11. Презентация сказки юного исследователя «Сказ о соли»

Помочь ребенку раскрыть творческие способности, умение представлять сказки

Книга «Сказ
о соли»

Семья

юного исследователя

12. Творческая игра «Добыча соли»

Поддержать желание детей придумывать и разворачивать сюжет игры

на основе накопленных знаний о добыче соли

Макет «Добыча соли», игровые атрибуты

Воспитатель, дети, семья юного исследователя

Итоговый этап

1. Создание паспорта «Полезное ископаемое соль»

Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом

Паспорт «Полезное ископаемое соль»

Воспитатель

2. Презентация проекта «Соль – друг, соль – враг»

Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками

Фотоальбом «Фотосессия реализации проекта “Соль – друг, соль – враг”»

Дети, воспитатель

3. Оформление буклета «Проект “Соль – друг, соль – враг”»

Обобщить результаты реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта

Буклет «Проект
“Соль – друг, соль – враг”»

Воспитатель

Методы и приемы реализации проекта:

•  анализ познавательной литературы;

•  опытно-экспериментальная деятельность;

•  исследовательская деятельность;

•  экскурсии;

•  наблюдения;

•  творческая деятельность;

•  игровая деятельность.

Технология реализации проекта.

При подготовке к Новому году дети традиционно лепили подарки для родителей из соленого теста. У них возник вопрос: откуда берется соль? Стали рассуждать: соль бывает разная – крупная и мелкая. Кто-то из ребят вспомнил, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Решено было исследовать соль как полезное ископаемое.

Совместно с детьми разработан и обдуман подробный план деятельности. Поставлена цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. Выдвинута гипотеза: если провести исследование, опыты и эксперименты с солью, изучить познавательную литературу, то можно расширить свои знания о соли как полезном ископаемом и выявить вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы.

Дети уверены, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Обращаются за помощью к родителям и находят у них поддержку. Так формируется творческая группа детей и родителей, ответственная за реализацию проекта.

С помощью взрослых подбирается познавательная, научная литература и организуется книжная выставка «Соль – друг, соль – враг». При знакомстве с выставкой дети с большим увлечением рассматривают иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидности соли (мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская); просят прочитать статьи, которые их заинтересовали.

Интерес к этой теме возрастает. Детям хочется провести эксперименты и опыты с солью. Организуется творческая группа «Юный исследователь». Для поднятия командного духа, для сплоченности придуман девиз:

Край родной – наш общий дом,

Чистоту храните в нем.

Мир природы – мир прекрасный,

Не губи его напрасно.

И, как полагается, у нашей творческой группы теперь есть своя речевка:

Эй, ребята, шире шаг!

Нам нельзя скучать никак!

Нет, наверно, в целом мире

Любопытнее ребят.

Не грустим, не унываем,

Мы исследуем и знаем,

Что для края и страны

Наши знания нужны!

Вместе с детьми разработаны заповеди:

•  исследователь любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;

•  исследователь – друг живой и неживой природы;

•  настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;

•  исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;

•  исследователь ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;

•  исследователь – активный участник походов в лес.

Родителями сшиты халаты и колпаки для работы в лаборатории, куплен микроскоп, напечатаны бейджики. Некоторые дети входят в роль «младших научных сотрудников».

С чего начать исследования? С изучения свойств и качеств соли: на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.

Наблюдения в процессе проведения опыта с луковицей показывают, как влияет соль на рост растений. Детьми самостоятельно готовятся два вида почв, один из которых содержит большое количество соли. Высаживается лук. На протяжении всего опыта осуществляется уход за растениями, фиксируются результаты опыта, вносятся изменения в таблицу. Определяется, что в почве, содержащей соль, растение практически не растет.

Маленькие лаборанты учатся добывать питьевую воду из соленой воды. Этот опыт у детей вызывает такой интерес и желание получить результат, что теперь они уверены: можно смело ехать на море и не бояться жажды.

Но самым интересным для детей становится проведение эксперимента по «выращиванию кристаллов». Юные исследователи внимательно слушают инструкции и самостоятельно проводят опыт под наблюдением взрослых. Самостоятельная экспериментальная деятельность придает детям уверенность в своих возможностях и усиливает познавательный интерес.

В процессе исследовательской, познавательной деятельности дети смело высказывают свои мысли, предположения, доказывают, самостоятельно делают выводы.

Следующим совместным шагом становится экскурсия в библиотеку. Дети знакомятся с разными энциклопедиями. Посещают читальный зал, где библиотекари им выдают литературу, в которой можно найти статьи и интересные иллюстрации о месторождениях, способах добычи и использовании соли. Сотрудники библиотеки предлагают посетить зал, где находятся компьютеры. Взрослые помогают детям выйти в Интернет и поискать нужную информацию о соли.

Событием становится создание в группе творческой мастерской. Дети самостоятельно готовят соленое тесто и лепят из него замечательные работы «Цветы из соли», «Подсвечник», занимаются декорированием, создают оригинальные поделки.

С интересом дети воспринимают встречи с родителями творческой группы. Одна из семей показывает слайд-шоу, знакомит с «Удивительными историями о соли», другая представляет сказку «Соль дороже золота», третья создает макет «Добыча соли». Получается красочно, ярко, увлекательно. Дети наблюдают, как добывают соль, какая техника участвует в этом процессе, знакомятся с трудом соледобытчиков. А макет в дальнейшем они используют в творческой игре «Добыча соли», фантазируют и разворачивают сюжеты, придумывают необычайные истории о соли и ее путешествиях.

После таких удивительных исследований без особых трудностей дети создают паспорт «Полезное ископаемое – соль», где обобщают знания о соли, кратко описывают ее основные признаки, места добычи и использование человеком, отмечая положительные и отрицательные свойства.

Последним этапом проекта является его презентация. Это запоминающееся мероприятие. Приглашены гости – дети из старшей группы, работники детского сада. «Младшие научные сотрудники», понимая значимость своей исследовательской деятельности, демонстрируют знания, умения проводить опыты и эксперименты, добиваться результатов проекта, в котором активно сотрудничали и дети, и взрослые.

В ходе реализации проекта дети творческой группы приходят к следующим выводам:

1. Соль – продукт, который может нанести вред здоровью человека.

2. Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.

3. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

4. Соль добывают в России, в том числе в Волгоградской, Астрахан-ской областях, Алтайском крае, на Урале и Кавказе.

Срок реализации проекта: декабрь-январь.

Результат:

1. Осмысление элементарных естественнонаучных представлений о соли как ископаемом, имеющем полезные и вредные свойства и качества.

2. Повышение уровня начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат).

3. Установление равноценных и равноправных партнерских отношений с родителями. Актуализация их участия в совместной проектной деятельности.

4. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Соль – полезное ископаемое», альбома «Тайнам конца нет».

5. Создание  буклета проектной деятельности детей и взрослых «Соль – друг, соль – враг».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«СОЛЬ – ДРУГ, СОЛЬ – ВРАГ»

ИСТОРИЯ В СТИХАХ О ТОМ, КАК ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ
БЫЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ

Как-то в группе вечерком

Мы с ребятами тайком

От родителей своих

Приготовили для них...

Наш подарок необычный,

Каждый постарался лично.

А подарок был из теста –

Не простого, а цветного.

Хоть красивое оно,

Соли в нем полным-полно.

Тут у нас вопрос возник:

Кто у соли поставщик?

Стали дети рассуждать,

Все о соли вспоминать.

Знаний было маловато,

И решили тут ребята

Проект разработать свой,

Мам и пап позвать с собой!

Долго книги мы искали,

Свои знанья расширяли.

В этом мамы помогли,

На работу налегли:

Разные статьи прочли,

Соли в группу принесли,

Сшили белые халаты,

И мы стали – лаборанты.

Игры больше не нужны,

Мы с ребятами должны

Разузнать о свойствах соли,

Ее важной в жизни роли.

Опыты мы проводили,

Соль везде мы разводили:

В лимонаде и в воде,

Умудрялись в молоке.

Мы умнели с каждым днем,

Трудности нам нипочем.

Всё о соли мы узнали

И «крутыми» сразу стали.

Мы умеем рассказать,

Сделать вывод, доказать.

И, хотя еще мы дети,

На любой вопрос ответим.

Но лиха беда – начало!

Нам всё оказалось мало!

Кто-то в группе вдруг сказал,

Нам вопрос такой задал:

«Что такое солончак?»

Чтобы не попасть впросак,

Мы, конечно, поспешили

И с ребятами решили:

Что в читальный зал пойдем,

Книг побольше там прочтем.

В Интернет даже, возможно,

Мы войдем, это несложно.

Вот вошли мы в Интернет…

И чего там только нет!

И про соль, и про добычу,

Про соленые моря

Будем знать мы на «отлично»,

Не потратим время зря.

И про свойства почитаем:

Почему твердá, белá.

И про то, где на Алтае

Соль слоями залегла.

Так идет за часом час,

День за днем мелькает.

И теперь о соли всё

Каждый из нас знает.

Всех ребят мы соберем,

Им поведаем о том,

Для чего нам соль нужна,

Чем полезна, чем вредна.

И, такой проделав труд,

Дети к выводу придут:

«Соль» – это не просто звук,

Соль – нам враг и соль – нам друг.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ

«СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА СОЛИ»

Опыт 1 «Свойства соли».

Цель: создать условия для ознакомления со свойствами соли.

Ход опыта: воспитатель предлагает детям рассмотреть объект, лежащий на столе, определить его свойства. Сообщает детям, что объект безопасен для здоровья человека, если его применять в пищу в малых количествах. Дети обследуют объект, нюхают, пробуют на вкус, рассматривают в микроскоп.

Вывод: неизвестный объект – соль, без запаха, белого цвета, соленый на вкус, имеет кристаллическую структуру.

Опыт 2 «Соль растворима».

Цели: способствовать осмыслению детьми некоторых свойств соли; обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как соль, таит в себе много неизвестного.

Ход опыта: перед детьми стоят три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан положить по одной чайной ложке соли и посмотреть, растворится ли соль. И если растворится, то где быстрее?

Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях. В лимонаде соль растворилась быстрее всего, образовав пену.

Опыт 3 «Как соль влияет на рост растений».

Цели: создать условия для роста и развития луковицы; подвести к пониманию влияния качества почвы на рост и развитие растений.

Ход опыта: для посадки луковицы дети готовят разную почву: в одном горшке чернозем, в другом – смесь чернозема с солью. Дети сажают две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдают за ростом при одинаковом уходе в течение месяца.

Вывод: соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.

Опыт 4 «Как из соленой воды добыть питьевую воду?».

Цели: способствовать ознакомлению детей с процессом конденсации; познакомить с процессом очистки воды от соли.

Ход: воспитатель предлагает детям налить в глубокий таз воды, добавить две столовые ложки соли, перемешать, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана дети выкладывают промытую гальку, чтобы стакан не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натягивают пленку и завязывают ее вокруг таза. В дальнейшем дети и воспитатель продавливают пленку в центре над стаканчиком и кладут в углубление еще один камешек (пленка не должна касаться краев стакана). Ставят таз на солнце.

Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода.

Вывод: из соленой воды можно получить питьевую воду.

Опыт 5 «Выращивание кристаллов соли».

Цель: подвести детей к пониманию, что соль кристаллизуется.

Ход опыта: взрослый предлагает детям постепенно растворить соль в воде, нагревая воду на слабом огне.

Дети определяют, что при нагревании соль растворяется лучше и быстрее. Продолжая нагревать раствор, дети подсыпают соль. Насыпают до тех пор, пока соль не перестанет растворяться. В среднем необходимо на 100 г воды 250 г соли. После этого дети опускают в стакан веревочку, на которой будут образовываться кристаллы.

Взрослый сообщает детям: если раствор охлаждать быстро, то кристаллы тоже будут расти быстро, но их форма может оказаться неправильной. Если же раствор охлаждать медленно, то форма кристаллов будет правильной.

Вывод: соль имеет свойство превращаться в кристаллы (кристаллизоваться).

Опыт 6 «Подводная лодка из яйца».

Цель: подвести детей к пониманию, что соленая вода тяжелее пресной.

Ход опыта: воспитатель предлагает детям взять 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и опустить в нее сырое яйцо. Дети определяют, что в пресной воде яйцо тонет.

Во вторую банку наливают крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литра воды). Опускают туда второе яйцо и определяют, что в соленой воде оно плавает.

Воспитатель подводит детей к осмыслению, почему в соленой воде легче плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Воспитатель предлагает положить на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как подвешенное, посредине раствора.

Когда опыт будет проведен, можно показать фокус. Подливается соленая вода – яйцо всплывает. Подливается пресная вода – яйцо тонет. Внешне соленая и пресная вода не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Вывод: соленая вода тяжелее пресной воды.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ О СОЛИ

Белое золото земли.

Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен является неизменным спутником человека, так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, обладание которым приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров, государственных конфликтов и даже войн.

Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она участвует в поддержании и регулировании водного баланса в организме. При хронической нехватке соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны, смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соли.

До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранять продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетия назад соль была настолько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в XVII веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась наравне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является самой дешевой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду.

На территории России для получения поваренной (пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, АФОРИЗМЫ

 Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

 Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.

 Без соли, без хлеба худа беседа.

 Соли не жалей, так и есть веселей.

 Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.

 Пуд соли вместе съесть.

 Без хлеба не сытно, без соли не сладко.

 Соли нету, так и слова нету.

 Речь без пословицы все р не отказывается.За хлебом-солью

 Щепотка соли делает сахар слаще.

 Без хлеба, без соли никто не обедает.

 Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы).

 Помяни соль, чтоб дали хлеба

 Хлеб-соль платежом красна.

 Хлеб-соль – заемное дело.

 Хлеб да соль и обед пошел.

 Так солоно, что в пот бросает.

 От хлеба-соли не отказываются.

 После хлеба-соли 7 часов отдыхать.

 От пресной еды и бары хворают.

ЗАГАДКИ

Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались сразу. Это… (соль).

От воды родится,                         Меня одну не едят,

А воды боится. (Соль.)                А без меня мало едят. (Соль.) 

В земле родится,                        В земле родился,

На солнце вырастает,                В огне крестился,

В воде умирает. (Соль.)                На воду пал –

                                                Весь пропал. (Соль.)

СКАЗКА О СОЛИ
(словацкая сказка)

Жил-был король, и было у него три дочери. Пуще глаза он их берег, а когда подошла старость и волосы снежком припорошило, стал подумывать, которой же из трех быть после его смерти королевой? Все три пригожи, все отцовскому сердцу любы.

Наконец решил: пускай та из дочерей трон наследует, которая его больше всех любит.

Позвал он дочерей и говорит:

– Стар я стал, дочери мои, не знаю, сколько суждено прожить. Пора одну из вас на трон прочить. Но чтоб выбрать по справедливости, хочу знать, как вы меня любите. Отвечай, старшая дочь, как ты своего отца любишь?

– О, мой отец, люблю вас больше, чем золото, – целуя батюшкину руку, вскричала старшая дочь.

– Добро! А теперь говори ты, дочь моя средняя!

– О, дорогой отец! Люблю я вас, как свой девичий венец! – кинулась отцу на шею средняя дочь.

– Добро! А ты, моя доченька младшая, ты-то как меня любишь?

– Я, батюшка, люблю вас, как соль любят! – отвечала Маруся, ласково глядя на отца.

– Ах ты, негодница, – накинулись на нее сестрицы, – сравнивать отца с солью!

– Да, я люблю его, как соль, – повторила Маруся и еще нежнее поглядела на отца.

Отец разгневался не на шутку. Как можно сравнивать родителя с какой-то ничтожной солью, которую каждый в щепоть берет и сыплет!

– Убирайся с глаз моих долой! Коль у тебя ко мне любви не более чем к соли! Когда наступят такие времена, что соль станет дороже золота, тогда и возвращайся, я сделаю тебя королевой! – крикнул король.

Маруся от горя словечка сказать не может. Но приказ отцовский для нее закон. Собрала свои немудреные пожитки и подалась куда глаза́ глядят. Долго она шла, не разбирая пути-дороги, пока не добралась, наконец, до темного леса. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась на лесной опушке старая женщина.

– Маруся! Куда путь держишь? Головку повесила, глядишь невесело…

– Зачем тебе про то знать, бабушка? Ведь помочь мне нельзя! – отвечает ей Маруся.

– Ты, девонька, говори, а я послушаю, может, что и присоветую, иль ты того не знаешь, что седая голова на советы мудра?

Поведала Маруся старушке свое горе. «Ничего, – говорит, – мне теперь не надобно, лишь дожить до того дня, когда отец поймет, как сильно я его люблю».

По правде говоря, старая женщина и сама все про Марусю знала, ведь была она не простая старушка, а мудрая волшебница! Но ничего она девушке не сказала, а к себе на службу позвала. Маруся обрадовалась. Будет где голову приклонить. Будет кому свою печаль поведать. И пошла она вслед за бабушкой. Пришли они в избушку за лесистыми горами. Старая женщина покормила девушку, чем могла. И то! Марусю уже голод да жажда мучат.

– Теперь не ленись, принимайся за работу. Умеешь ли ты прясть, да нитки сучить, да ткать? А овец пасти и доить?

– Нет, бабушка, ничему такому меня не учили, но коли вы покажете, я скоро выучусь, – отвечала Маруся.

– Покажу, покажу, доченька! Тебе мое ученье впрок пойдет, а придет время – и в жизни пригодится.

Маруся была девушка прилежная, как пчелка, и хотя раньше никакой работы не знала, скоро всему обучилась. Закатает рукава, белый фартучек подвяжет, и кипит работа в ее руках – любо-дорого посмотреть.

А во дворце в это время старшие сестры живут, не тужат. К отцу ластятся, на шею кидаются, любовь свою выказывают. Отец им ни в чем не отказывает, во всем потакает. Старшая-то все в дорогие платья наряжается да золотом себя украшает, а средняя пиры-балы задает да женихов привораживает. Совсем избаловались, сами не знают, чего бы это еще у отца спросить. Стал, наконец, старый король соображать, что старшей дочери золото милее, чем отец! А как средняя объявила, что замуж собирается, понял, что не нужен ей отец-старик.

Вспомнил он младшую дочь Марусю, да поздно, нет от Маруси ни слуху ни духу.

– Бог с ней, – отгоняет невеселые думы старый король. — Ведь она меня не больше чем соль любит.

Однажды ждали дочери к себе опять гостей. Слух прошел, будто сваты к средней едут. Вдруг в королевские покои вбегает повар, весь дрожит, побелел, как полотно.

– Ох, король-батюшка! – вопит он. – Беда приключилась великая!

– Ты что, умом тронулся? – удивляется король.

– Недолго и тронуться! Ведь у нас вся соль исчезла, то ли размокла, то ли сквозь землю ушла, только нету ни порошинки! Чем теперь солить будем?

– Вот дурень! Пошли кого-нибудь за другой!

– Некуда посылать, в каждом доме, во всей стране нету ни крошки соли!

– Тогда соли без соли, иль стряпай такое, где соль не нужна! – отрезал, разозлившись, король.

А повару что? Будь что будет! Хозяин – барин, коли так велит, пусть так и будет!

И давай все кушанья варить без соли. Сначала стряпал, что в голову взбредет, потом на одни сладкие блюда перешел. Ну и стряпня это была, в рот не возьмешь! Стало все меньше гостей на королевские пиры съезжаться, а потом гости и вовсе позабыли в замок дорогу. Ведь теперь у короля не было даже того, что в самой бедной избушке найдется: «Хлеба с солью да с доброй волей». Король ходит словно в воду опущенный, а дочери как ошпаренные мечутся. Прошли золотые денечки! Золота – пруд пруди, а соли во всем королевстве ни щепотки, хоть на край света иди! Исчезла, словно ее никогда не было!

Понемногу стала у людей охота к еде пропадать. Соли просят, хоть крошку, хоть маковую росинку на язык! Скот падает, коровы и овцы молока не дают, потому что исчезла соль. Начали люди хворать, с ног валятся.

Король и дочери словно тени бродят. Вот какая беда на королевство свалилась! За щепотку соли король сулит столько золота, сколько человек на себе унесет!

Понял король, что соль дороже золота, а тут еще совесть мучит, ведь выходит, что дочку Марусю обидел он понапрасну.

А нашей Марусе тем временем живется не худо. Нету такой работы, которой бы она не обучилась. А про отцовскую беду ей пока неизвестно. Мудрая-то старушка всё, конечно, знает, но до времени помалкивает.

Зовет как-то она Марусю к себе и говорит:

– Я ведь тебе когда-то сказала, что подойдет твое время и пробьет твой час! Пора тебе, дочка, домой возвращаться!

– Ах, добрая бабушка, как же я домой вернусь, коли батюшка меня прогнал? – заплакала Маруся.

– Не плачь, доченька, все образуется. В твоих краях соль теперь стала дороже золота. Значит, надо тебе к отцу идти!

Все ей волшебница рассказала, а потом добавила:

– Ты мне честно служила! Чем тебя за верную твою службу наградить?

– Ничего мне не надо! Это вам, бабушка, спасибо за добрые советы да за ласку. Вот только горсточку соли для моего бедного отца.

– Только и всего? Ведь я все могу, чего бы ты ни попросила, – улыбнулась добрая вещунья.

– Нет, бабушка, спасибо, только соли, – отвечает ей Маруся.

– Ну что ж! Коли так ты соль почитаешь, пусть тебе соли на всю жизнь хватит! Вот тебе, милая, волшебная палочка. Как подует полуденный ветер, ступай за ней следом. Через три долины, через три горы пройдешь – остановись и стукни палочкой оземь! На том месте земля отворится – ты внутрь войди! Что там найдешь – все твое. Это тебе от меня приданое на свадьбу!

Поблагодарила Маруся старушку, взяла золотую палочку и узелок с солью и печально побрела прочь. Жаль было Марусе с мудрой женщиной расставаться, да надеялась еще вернуться за ней и в королевский замок пригласить. А старушка на прощанье ей говорит:

– Обо мне не печалься, будь к людям добра, тогда и они тебе добром ответят!

Вот  и  лесная  опушка.  Хочет  Маруся  еще  раз  старушку  поблагодарить – глядит, а ее нету, словно и не было никогда. Осталась Маруся средь чистого поля одна, как перст. Оглянулась, вздохнула, все вспомнила и поспешила к родному дому.

Приходит в замок, и… То ли ее давно не видали, то ли на ней платок повязан был – не узнает никто королевскую дочку! Не хотят к королю пускать.

– Пропустите меня, – просит Маруся, – я королю подарок несу дороже золота. Он его сразу исцелит!

Доложили королю, тот приказывает гостью впустить. Вошла Маруся, попросила хлеба. Король велит хлеб нести, а сам тяжко вздыхает:

– Хлеб-то у нас есть, да вот соли нету!

– Коли нету, так будет! – отвечает Маруся, отрезает ломоть хлеба, развязывает свой узелок, посыпает хлеб солью и королю протягивает.

– Соль! – обрадовался король. – Ох, милая, и драгоценный же это подарок! Что хочешь проси, что пожелаешь – все получишь!

– Ничего мне не надобно, батюшка, только любите меня, как соль любите! – отвечает Маруся и скидывает с головы платок.

Король так и обомлел от радости, когда узнал свою дорогую Марусю! Просит, умоляет, чтоб обиду позабыла. А Маруся к отцу ласкается, обнимает, глаз с него не сводит.

– Все ведь хорошо, что хорошо кончается, батюшка! – говорит.

Разнеслась добрая весть по всему замку, по всему королевству, что младшая дочь пришла и соли принесла. Все радуются, и сестры тоже. Да не столько Марусе, сколько соли. Маруся зла не держит, угощает сестер хлебом с солью. И каждого, кто придет, наделяет из своего волшебного узелка. Стал король беспокоиться, как бы им самим без соли не остаться.

– Не спеши добро раздавать, – говорит. А она отца успокаивает:

– Всем хватит, батюшка!

И верно, сколько соли раздаст, столько и прибудет!

Все вокруг повеселели. У короля недуги прошли, будто рукой сняло. На радостях созвал он старейшин и прямо под чистым небом объявил Марусю королевой. Стоит Маруся, радуется, вдруг теплый ветер ей в лицо дунул. Поведала она отцу все, что ей мудрая старушка наказывала, и пошла вслед за ветром. Миновала три долины и три вершины, хлестнула оземь палочкой – земля разверзлась, и Маруся вошла внутрь.

Вдруг откуда ни возьмись перед ней огромные палаты. Стены, потолок и пол блестят да искрятся, словно ледяные. По бокам – штольни, а там по стенкам гномы карабкаются, в руках горящие светильники держат и Марусю такими словами встречают:

– Добро пожаловать, королева, мы ждем тебя! Наша госпожа велела тебе королевство показать. Теперь все твое!

Стали они вокруг Маруси бегать, светильниками махать, и по стенам вверх-вниз карабкаться. Стены засверкали, будто драгоценными камнями покрылись. Маруся ходит, этой красой любуется. Человечки дальше бегут, ведут ее по длинным коридорам, где с потолков блестящие ледяные сосульки свешиваются. Показывают сад с прекрасными алыми ледяными розами и дивными цветами. Срывают самую красивую розу и подают своей королеве. Маруся подносит розу к лицу, но, увы, роза совсем не пахнет!

– Что это такое? – спрашивает у гномов королева. – Я такой красоты никогда еще не видала!

– Все это соль! – отвечают подданные.

– Неужели? Разве соль растет? – изумляется королева. – Что же мне делать? Как я посмею брать отсюда соль?

– Бери, Маруся! Бери, сколько захочешь. Соль никогда не иссякнет, и никогда больше твой народ не останется без соли! – отвечали ей гномы.

Маруся горячо поблагодарила их и поднялась наверх. Но земля за ней не сомкнулась.

Вернулась Маруся домой, показала отцу розу и все ему рассказала. Король понял, какое богатство получила его дочь от доброй волшебницы.

А Маруся все не может забыть бабушку. Велит закладывать карету и вместе с отцом едет в лес, хочет звать старушку в свой замок.

Думала Маруся, что дорогу знает, что каждую лесную тропинку помнит, но сколько ни ходила, сколько ни искала, все стежки-дорожки казались ей одинаковыми, будто маковые зернышки. Исчезла избушка, да и старую женщину найти не удалось. Только сейчас догадалась Маруся, что это была добрая волшебница. Пришлось ей домой возвращаться. В дареном узелке соль давно уже кончилась, но теперь Маруся знала, где соль растет: стали люди ее оттуда брать. И сейчас берут, а соль все не убывает! И у всех ее вдосталь.

ДЕКОРИРОВАНИЕ БАНОЧЕК ЦВЕТНОЙ СОЛЬЮ

Для работы потребуется мелкая соль «Экстра», разноцветная гуашь, баночки.

Сначала насыпается небольшое количество соли в баночку.

Берется немного краски. Краска добавляется в соль и все содержимое хорошо перемешивается.

Получается однородная цветная масса. Цветная соль выкладывается из баночки на бумагу и лежит до полного ее высыхания. Так же выкрашивается соль другими цветами гуаши. Соль после сушки засыпается в емкость (бутылку, баночку) слоями. За одним слоем – следующий слой. И так – до верха.

Для декора верхней части используется подарочная бумага, лента.

Сверху на горлышко надевается подарочная бумага, которая обвязывается лентой. Баночка готова.

Очень увлекательная техника декорирования цветной солью! Получается прекрасный подарок!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
«СОЛЬ – ДРУГ, СОЛЬ – ВРАГ»

Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к полезному ископаемому – соли; формировать знания детей о свойствах соли, вредных и полезных ее качествах; поддерживать у детей желание давать развернутое объяснение; делать самостоятельные выводы на основе наблюдений и обобщения.

Ход презентации

Ведущая. Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня на нашем расширенном заседании творческой группы присутствует много гостей. Давайте поприветствуем их.

Вы все знаете, что наши ребята в течение двух месяцев исследовали объект, а какой, угадайте:

Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались сразу. Это… (соль).

Ведущая. Правильно, это соль. Для того чтобы нашим исследователям работать было интереснее, они объединились
в творческую группу, которая называется «Юный исследователь». А чтобы работа спорилась, была слаженной, дружной, наша творческая группа следовала девизу.

Юный исследователь 1.

Край родной – наш общий дом,

Чистоту храните в нем.

Мир природы, мир прекрасный,

Не губи его напрасно.

Ведущая. В процессе исследований и экспериментов мы следовали заповедям.

Дети:

 исследователь любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;

 исследователь – друг живой и неживой природы;

 настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;

 исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;

 исследователь ведет большую разъяснительную работу
по пропаганде экологических знаний;

 исследователь – активный участник походов в лес.

Ведущая. А что вы знаете о соли? Соль приносит пользу или вред? (Выслушивает предположения детей.)

Сегодня наши юные исследователи поделятся с вами своими знаниями. Вы увидите, что ребята знают и чему они научились.

Юный исследователь 1. Мы знаем, что соль бывает разная: мелкая и крупная. Соль белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.

Юный исследователь 2. Из опытов мы узнали, что соль имеет свойство растворяться. Сейчас я покажу вам опыт: наливаем в бокал воду и добавляем туда соль, сначала мелкую, а потом крупную. Какая соль растворяется быстрее? Почему? А теперь попробуем соль растворить сначала в молоке, а потом в лимонаде. Какой вывод можно сделать? (Соль растворима.)

Ведущая. Чтобы больше узнать о соли, мы посещали библиотеку. Там познакомились с научной литературой. Рассмотрели много энциклопедий, кое-что прочитали. Самым интересным для нас оказался поиск информации в Интернете.

Юный исследователь 3. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Юные исследователи называют пословицы:

 Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

 Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.

 Соли не жалей, так и есть веселей.

 Пуд соли вместе съесть.

 Недосол на столе, пересол на спине.

 Щепотка соли делает сахар слаще.

Ведущая. Ребята творческой группы проводят свои исследования в лаборатории и называют себя «младшими научными сотрудниками», у них есть бейджики, где указаны их имена. Сейчас (называет ребенка по имени) расскажет вам еще об одном удивительном открытии, которое дети сделали в процессе исследовательской деятельности.

Юный исследователь 3. В лаборатории мы провели опыт. В один горшок посадили луковицу в землю, во второй горшок в землю добавили соль и также посадили луковицу. Ухаживали за растениями одинаково. И вот что у нас получилось (показывает горшки с луком).

Мы пришли к выводу: растение не растет в почве, содержащей соль.

Юный исследователь 1. Мы научились получать питьевую воду из соленой воды. Для этого наливаем в таз соленую воду. Ставим пластиковый стакан, на дно стакана кладем чистую гальку, чтобы стакан не всплывал. Сверху натягиваем пленку и завязываем ее вокруг таза. Продавим пленку над стаканчиком и положим в углубление еще один камешек. А теперь нужно поставить таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода. (Рассказ сопровождается показом фотографий.)

Юный исследователь 2. Еще мы узнали, что из соли можно вырастить кристалл. В этом нам помогали родители. И вот что у нас получилось. (Показывает кристалл.) Мы его покрыли лаком, иначе бы он развалился.

Ведущая. Наши маленькие ученые создали в группе творческую мастерскую.

Юный исследователь 3. Мы узнали, что соль может сделать работу яркой, интересной. К празднику 8 Марта в подарок мамам мы рисовали тюльпан и раскрашивали его цветной солью.

Юный исследователь 2. Цветную соль мы приготовили дома сами. Как это делать, я вам сейчас покажу. Насыпаем в баночку мелкую соль. Добавляем в соль гуашь. Все хорошо перемешиваем. Выкладываем на бумагу и оставляем высыхать. Теперь из этой соли можно сделать необычные поделки. (Рассказ сопровождается показом фотографий.)

Юный исследователь 1. Мы сами приготовили соленое цветное тесто для лепки, только немного в этом нам помогла наша воспитатель. (Показывает фотографии.) Затем мы вылепили подсвечники в подарок нашим родителям. Получилось очень интересно и красиво.

Ведущая. Соль – это не только полезный продукт, он может быть и вредным.

Юный исследователь 3. Если употреблять много соли, это может нанести вред здоровью человека.

Юный исследователь 2. В соленой почве растения не растут.

Ведущая. Родители нашей творческой группы были рядом с исследователями и помогали им, проявляя свое творчество. Вот, к примеру, наш юный исследователь (называет ребенка по имени) и его мама создали макет «Добыча соли». На макете вы видите соледобывающее предприятие, соледобывающие комбайны. Этот макет можно использовать во время творческой игры. (Демонстрация макета.)

Юный исследователь 3. А мы с мамой нашли в Интернете словацкую сказку «Соль дороже золота» и оформили ее в виде красочной книги. (Демонстрация книги.)

Юный исследователь 2. Мы с мамой нашли информацию о том, где добывают соль в Алтайском крае и каким способом. (Показывает фотографии.)

Ведущая. Юные исследователи, вам понравилась реализация вашего проекта? Чему вы научились?

Юный исследователь 3. Мы научились экспериментировать.

Юный исследователь 2. Узнали, что информацию можно найти не только в книгах и энциклопедиях, но и в Интернете.

Тимур. Научились дружно работать, слушать друг друга, не перебивать и договариваться.

Ведущая. Мы приглашаем всех детей в нашу творческую группу «Юные исследователи».


ПАСПОРТ «ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ СОЛЬ»

Основные признаки

Соль

Разновидности

Каменная соль, поваренная соль

Твердость

Твердые кристаллы

Цвет

Белый. Розоватый. Светло-серый (оттенки разных цветов придают примеси)

Блеск

Имеет блеск

Месторасположение:

•  каменная соль

•  поваренная соль

Залегает обычно большими слоями, образуя горную породу.

Соленые озера и моря

Добыча:

•  каменная соль

•  поваренная соль

Прорывание глубоких шахт-копей, соединенных подземными коридорами.

Отсасывание машинами воды, выпаривание

Использование

Употребление в пищу. Получение соды, соляной кислоты, хлора

ЛИТЕРАТУРА

1. Акарачкина, Л. К. Рассказы о природе и истории Алтайского края [Текст] / Л. К. Акарачкина. – Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1987.

2. Зебзеева, В. А. Развитие элементарных естественнонаучных пред-ставлений и экологической культуры детей [Текст] / В. А. Зебзеева. – М. : Творческий центр, 2009.

3. Никитина, С. Оценка результативности и качества дошкольного образования [Текст] / С. Никитина. – М. : Линка-Пресс, 2008.

4. Сидоренко, М. Н. География Алтайского края [Текст] / М. Н. Сидоренко. – Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1974.

5. Пашкевич, Т. Д. Таинства педагогического проектирования в ДОУ [Текст] / Т. Д. Пашкевич. – Барнаул, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...

Совместная образовательная деятельность по познавательному развитию детей средней группы «Фокусы для Маши»

Конспект совместной образовательной деятельностипо познавательному развитию для средней группы  «Фокусы для Маши» Программное содержание: Образовательная задача: ·...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе.Тема: «Путешествие в осенний лес».

План -  конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Путешестве в осенний лес"...

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе демонстрирующий обоснованное и эффективное использование на практике современных образовательных технологий

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной  деятельности по познавательному развитию в средней группевоспитателя МБДОУ ЦРР ДС № 33 Арслановой Зайнаб Шихмагомедовны, д...

Конспект интегрированного непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Путешествие в осенний лес». (Средняя группа)

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.Задачи:- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой и живой природе, изменения в ...