Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности
статья по окружающему миру

Воропай елена Ивановна

Экологическое воспитание становится приоритетным направлением в системе дошкольного образования. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Живя в современном мире, многие люди даже не задумываются, что нашей планете грозит опасность. В век технического прогресса, когда для человечества создаются более благоприятные и облегченные условия жизни, люди стали чаще болеть. Кто же в этом виноват?  Виноваты сами люди, которые забывают, что будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека.  Экологическое воспитание становится приоритетным направлением в системе дошкольного образования. 

                                                  У ребёнка есть страсть к игре,

и её надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

                                                            но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко. 

         

          Уже в дошкольном возрасте необходимо создать такую атмосферу, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей по отношению к природе. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание положительных эмоций, которые являются могучими побудителями человеческой деятельности. Ведущей деятельностью в формирование экологического сознания и экологической культуры дошкольников является игра. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. Каждый педагог вправе самостоятельно выбирать игры, пособия, создавать авторские. Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. Игровые действия должны соответствовать правилам и нормам поведения в природе. Хочу поделится идеями дидактических пособий и игр, которые помогают мне в формирование экологической культуры дошкольников, способствуют развитию гуманного отношения к природе.

Дидактическое пособие «Дерево-трансформер» 

Пособие создано в соответствии с ФГОС ДО – содержательно -  насыщенное, трансформируемое, полифункциональное, вариативное, доступное и безопасное. Пособие изготовлено из мягкого фетра, что позволяет свободно закреплять элементы на основе. Помогает при закреплении знаний о временах года. В зависимости от времени года, дети меняют зелёные листья на желтые, добавляют плоды, грибы, птиц, насекомых.

        

Пособие может быть использовано для детей разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Может быть использовано педагогами в рамках непосредственной образовательной деятельности, а также самостоятельной игровой деятельности детей. Вариации упражнений не имеют предела. На основе данного дидактического пособия можно предложить дидактические игры «Что лишнее?», «Что изменилось?» «Назови части дерева», «Кто прилетел?», «Что сначала, что потом?»  

Дидактическое пособие «Кубики питания».


Помогает уточнить, закрепить, обобщить и систематизировать знания о природе. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

         

Дети учатся составлять экологические цепочки на основе полученных раннее знаний. В результате игровой деятельности дети узнают, что все живые организмы взаимосвязаны друг с другом. Уничтожая одних, мы вызываем гибель других и ставим под угрозу свою жизнь. Д/И

«Что будет если?» (кого-нибудь убрать из пищевой цепочки) способствует развитию умения рассуждать, воспитывает бережное отношение к природе.

Можно предложить вариант игры, когда дети бросают кубик по очереди и рассказывают о том животном или растении, которое им выпало (опираясь на схему или мнемотаблицу).

Пособие «Макеты зимующих птиц» помогает при усвоениях знаний о зимующих птицах (их внешний вид, чем питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время).

   

Макеты птиц изготовлены в технике папье-маше, разукрашены акриловыми красками, довольно прочные, их можно подержать в руках, перенести в любое место, посадить в кормушку в уголке природы. Дети с удовольствием разыгрывают сценки с птицами, озвучивают их. Имея такие макеты, можно поиграть в различные дидактические игры «Какая птица прилетела?», «Покорми птичку», «Какой птички не стало?», «Что изменилось?», «Узнай по описанию». Данное пособие многофункционально. Его можно успешно применять в образовательной деятельности по ФЭМП («Которая по счёту», «Посчитай сколько птичек», «Какая птичка справа, слева от…», «Кто находится между» и др.)

Дидактическая игра «На лугу».

Пособие изготовлено из фетра, безопасно для детей. Все элементы съёмные, с обратной стороны маленькие плоские магнитики, что позволяет прикреплять их на магнитной доске, менять местами. Благодаря способности фетра хорошо прилипать, пособие можно использовать и без магнитов, прикрепляя к основе из фетра.  Дети по очереди берут насекомое, называют его, описывают по внешнему виду какое оно, и закрепляют на панно в зависимости от того летает оно, ползает или скачет.

                 

       

Благодаря данному пособию дети научатся узнавать и называть растения и насекомых луга. Можно рассказать детям о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям, находить сходство и различия. У детей должно развиваться чувство бережного отношения к живым объектам и в целом к природе. Вариант игры «Спрячь насекомое» (дети усваивают то, как насекомые приспосабливаются к условиям окружающей среды).

Дидактическая игра «Кто где живёт»

Материалы: плоскостные изображения диких и домашних животных, картинки с изображением леса и сельского дворика.

Цель игры: изучении разных домашних и диких животных, которых нужно соотносить с их средой обитания.

Задачи:

Образовательные: Учить соотносить изображение животного с местом его обитания. Закрепить у детей умение разгадывать загадки о животных.

Развивающие: Развивать слуховое восприятие и фразовую речь. Развивать воображение при узнавании животного. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными;

Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к животным. 

Вариант игры: «Найди  детёныша» - воспитатель показывает животное, ребёнок в конверте должен найти детёныша этого животного.

Существует неограниченное количество вариантов заданий, которые могут придумать взрослые, «Кто, что кушает?, «Чей хвостик», «Кто, где живёт?», «Кто, как кричит?» .

Используемая литература

  1. Токарев А. А. Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.)
  2. С.Н. Николаева. «Эколог в детском саду» – программа повышения квалификации дошкольных работников. Москва, 2002г.
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-doshkolnika-posredstvom-mini-etyudov-igr-improvizatsiy-v-dou

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

          Бесконечный мир природы, окружающий нас,  пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их  как к художественно – речевой дея...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Семинар-практикум для педагогов на тему:«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» Цель: развитие  т...

Презентация Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Дидактические игры- являются одним из эфективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания....

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Сообщение из опыта работы: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности" (из опыта работы)

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление в ДО. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой.Одним из эффективных и наиболее...