«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
материал по окружающему миру

Шкарубо Галина Николаевна

Сообщение из опыта работы: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа»

Гагаринского района Смоленской области

Сообщение из опыта работы

на тему

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

                                                                                   Подготовила:

Шкарубо Галина Николаевна

Воспитатель

                  Родоманово

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью

дидактических игр экологической направленности»

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в

основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической

ситуации в стране и мире диктует необходимость формирования у детей

экологического сознания, культуры природопользования. Проблема

экологического воспитания детей является одной из актуальных на современном

этапе.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством

экологического воспитания является дидактические игры.

Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему

развитию.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются

познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к

ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе.

Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения

задач сенсорного воспитания.

Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и

любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.

В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать

действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать

результаты и т. Д

Таким образом, дидактические игры - наиболее эффективное средство,

способствующее более полному и успешному решению задач экологического

воспитания детей дошкольного возраста.

При этом необходимо соблюдать следующие требования:

- подбор осуществлять с учётом закономерностей развития детей и тех задач

экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе, а

также обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенкадошкольника;

- применять полученные экологические знания и стимулировать к усвоению

новых;

- игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами

поведения в природе;

- соблюдать последовательность связи каждой игры с предыдущей и

последующими играми. Это и позволит прогнозировать, на какой имеющийся

опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Игры подразделяются на:

- проблемно-поисковые игры-задания;

- словесно-дидактические игры;

- развивающие игры;

- игры-драматизации;

- игры-соревнования;

- игры - путешествия и т.д.

Определены следующие задачи:

 изучение методики С. Н. Николаевой «Игра как метод экологического

воспитания»;

 подбор и систематизация экологических игр;

 создание развивающей среды (приобретение и изготовление необходимых

для работы с детьми экологических игр, игрушек, муляжей, фруктов,

овощей и наглядного материала; оформление уголка природы,

экологического центра);

 применение разнообразных экологических игр в работе с детьми;

 диагностика динамики уровня сформированности элементарных

экологических представлений.

В игре «Зимующие птицы» закрепляются знания о зимующих перелетных

птицах, увеличивается словарный запас. Дети запоминают названия редких птиц:

гриф, райская птица, свиристель

Игра «овощи, фрукты, ягоды». Игра развивает внимание, образное мышление,

словарный запас, закладывает первые экологические представления.

В игре «Живая и неживая природа» дети закрепляют знания о том, что находится

на земле, в воздухе, космосе.

В игре «Рассказы о животных» развивается логическое мышление детей. Дети

самостоятельно составляют логические цепочки о питании, среде обитания

детенышей диких животных.

В этой игре дети знакомятся не только с животными России, но и с редкими

животными, обитающими на нашей планете: ленивец, тукан, тасманийский

дьявол.

В игре «Занимательная зоология» дети знакомятся с картой мира, животными,

которые обитают на планете Земля.

Дети усваивают редкие названия животных : барракуда, медуза, гепард и т.д.

Важную роль в своей работе я отвожу дидактическим играм с предметами и

картинками:

«Найди животных»

«Кто где живет?»

«Найди что опишу»

«В саду и в огороде»

В этих играх я использую игрушки животных, муляжи овощей и фруктов.

В группе есть экологический центр, где проводятся игры с природным

материалом. Ценность в том, что они максимально приближены к природе. Здесь

проводятся такие игры как: «Назови части растения», «Найди что я пишу»,

«Листья, корень, стебелек», «Найди растение по цветкам» и т.д.

Пособие «Времена года» позволяет провести такие дидактические игры как :«12

месяцев», «Назови время года», «7 братьев» ..

В результате дети запоминают дни недели, их последовательность, времена года,

сколько месяцев в году. Узнают как определить температуру воздуха на улице и

как правильно одеваться по погоде.

Важную роль играет привлечение родителей к экологическому воспитанию.

Таким образом с помощью дидактических игр дети стали лучше ориентироваться

в объектах природы, стали различать большее количество животных разных

экологических групп; Дети учатся сравнивать, наблюдать, логически мыслить,

значительно увеличилось качество и количество представлений о флоре и фауне.

Все те знания, которые они получили в ДОУ останутся у них на всю жизнь,

сделают их добрыми и милосердными ко всему живом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

          Бесконечный мир природы, окружающий нас,  пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их  как к художественно – речевой дея...

Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Экологическое воспитание становится приоритетным направлением в системе дошкольного образования. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает лич...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»

Семинар-практикум для педагогов на тему:«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» Цель: развитие  т...

Презентация Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Дидактические игры- являются одним из эфективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности" (из опыта работы)

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление в ДО. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой.Одним из эффективных и наиболее...