"Удивительный мир камней"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Селишева Айана Александровна

НОД по познавательному развитию в старшей группе "Удивительный мир камней"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod._udivitelnyy_mir_kamney.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Усть-Канский детский сад"

Конспект  НОД

по познавательному развитию

в старшей группе по теме:

"Удивительный мир камней"

Автор:

Селишева Айана Александровна,

 Воспитатель 1 КК

с.Усть-Кан.,2018г.

НОД по познавательно - исследовательской деятельности  в старшей группе

Тема: Удивительный мир камней.

Цель: повысить познавательный интерес к окружающему миру.

Задачи: - формировать интерес к неживой природе;

                - познакомить со свойствами камней (легкий - тяжелый, мягкий - твердый, гладкий - шероховатый, тонет - не тонет, имеет цвет);

                - учить работать с таблицей и по плану - схеме, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке, упражнять в умении анализироватьвать разговорную речь детей, расширять активный словарь;

                - активизировать исследовательскую деятельность, мыслительные

                   способности;

                 - развивать личностные качества и навыки социального поведения

                    (инициативность, произвольность, самостоятельность, организо-

                    ванность);

                 -   дать представление об использовании камней в жизни человека;

                 - воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая

Ожидаемые результаты: имеет элементарное представление о свойствах камней и его пользе для человека;  умеет делать несложные опыты, выводы; умеет работать в коллективе и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; проявляет любознательность и интерес к камням, любовь к окружающему миру; знает природные памятники Республики Алтай.

Методы и приемы:

 -словесные: вопросы, беседа, художественное слово, отгадывание загадки;

- наглядные: слайд- шоу, рассматривание камней;

- практические: исследование камней, физминутка, пальчиковая гимнастика, экскурсия в мини - музей, гимнастика для глаз, дидактическая игра.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: шероховатый, кезер таш, шершавый.

Материалы и оборудования: магнитная доска; музыкальный центр; ИКТ (проектор, ноутбук).

Оборудования для проведения исследовательской деятельности: лупа, стаканы с водой, камни на тарелках, пластилин, таблица исследования камня, простые карандаши, цветные карандаши.

                Содержание организованной деятельности детей:

1. Организационный момент.        

Эмоциональный настрой.

Цель:  дать детям положительный заряд.

Упражнение "Улыбка".

Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть на свете.

2. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Дети, сегодня по дороге в детский сад я встретила Незнайку. Он был очень злым. (показ портрета Незнайки по проектору). Незнайка держал в своих карманах какой - то предмет - этот предмет проколол колеса его велосипеда. Он озадачен тем, чтобы сделать такое, чтобы этого предмета не было ни где. А что это за предмет вы узнаете отгадав загадку.

3. Отгадывание загадки.

      В сережках у мамы огнем он горит.

      В пыли на дороге ненужным лежит.

      Меняет он форму, меняет он цвет,

      А в стройке годится на тысячу лет-

      Он может быть мелкий-

      в ладошке лежать.

      Тяжелый, большой-

       Одному не поднять.

      Кто, дети, загадку мою отгадал?

      Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети. Это камень. Это разные камни.

Воспитатель. Правильно, это камень. Дети, как вы думаете, прав ли Незнайка? (Ответы детей). Я смотрю у вас разные мнения. Давайте поиграем в игру.

4. ТРИЗовская игра "Хорошо - плохо"

5. Беседа о камнях.

Цель: формировать познавательный интерес к объектам неживой природы.

  Воспитатель: Давайте теперь о камнях и побеседуем. Дети, а где камни нам встречаются в природе? (обломки гор, в реках, в морях, на земле).

  -У планеты, на которой мы живем, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них много выступов. А самые высокие горы покрыты снегами. Но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде. (показ слайдов).

   -А на территории нашей республики можно встретить интересные природные объекты - кезер таштар, каменные грибы, камни богатыря Сартакпая.

Показ слайдов "Природные памятники Горного Алтая".

   -Народ сохранил эти объекты как исторические памятники.

6. Рефлексия.

- Где можно встретить камни?

- Какие интересные объекты природы нашего края вы увидели на слайдах?

7. Работа в исследовательской лаборатории.

Цель: познакомить со свойствами камней: формировать навыки самостоятельного поиска и получения нужной информации.

    -Дети, а как вы думаете, мы с вами все знаем о камнях? (Ответы детей). Оказывается, камни имеют много разных свойств. Чтобы узнать об этих свойствах я приглашаю вас в лабораторию. Представьте, что вы ученые и хотите обследовать свойства камней. Сейчас мы разделимся на микрогруппы и закрепим правила безопасности работы в лаборатории. (Правила).

   -Присаживайтесь поудобнее. Посмотрите, перед вами разные предметы - стаканы с водой, тарелочки, где лежат камни, лупа , карандаши, таблица, куда вы будете заносить результаты исследования. Перед тем, как приступить нашей работе потренируем наши ручки. Для этого возьмите карандаши и покатайте их между ладонями. Потренировали? Молодцы! Итак, мы начинаем нашу исследовательскую работу.

Опыт 1. Рассмотрите камни через лупу и отметьте в таблице, какого цвета ваш камень.(Дети делают зарисовки цветными карандашами).

Вывод:  Камни бывают разные по цвету.

Опыт 2. Потрогайте камень. Какой он на ощупь: гладкий или шероховатый? Если гладкий обозначаем прямой линией, шероховатый - волнистой.

Вывод: Значит, про поверхность можно сказать, что она гладкая и шероховатая.

Опыт 3. Что еще можно обнаружить на вашем камешке (сколы, трещинки, узоры, следы древних животных или растений) ? Если они есть, то поставьте +, если нет -.

Вывод: На поверхности камня имеются рисунки, сколы, узоры и т.д.

Опыт 4. Поцарапайте камень ногтем. Если царапинка осталась, то ваш камень мягкий , поставьте в таблице знак "м", если не осталось, то знак "т".

Вывод: Камни бывают твердые.

Опыт 5. Возьмите маленький камешек, приложите его к щеке. Он теплый или холодный? Подержите его в кулачке, а затем снова приложите к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее. Если вы считаете, что камень может менять температуру, то поставьте в таблице знак -.

Вывод: Температура у камня бывает разная: холодная, теплая, горячая.

Опыт 6. Опустите камень в воду. Что происходит? Он тонет или плавает? Отметьте результаты в таблице.

Вывод: Мы узнали, что камень тонет в воде.

Воспитатель. Наши исследования закончились. Теперь, каждая микрогруппа, опираясь на эту таблицу обобщает опыты, проделанные с камнем. Первая микрогруппа, что вы узнали о камне?

Итог работы первой микрогруппы:

 - Наш камень был серого цвета, шероховатый. На поверхности были трещинки, узоры. Он был твердым. Тонет в воде.

(Каждая микрогруппа подвела свой итог исследовательской деятельности).

8.Рефлексия.

-Итак, мы пришли к выводу, что камни разнообразны по форме, цвету , величине; они твердые, не растворяются в воде, тяжелые, поэтому тонут в воде, при воздействии тепла могут менять температуру.

   -Вы очень хорошо потрудились. Я вами довольна и считаю вас настоящими учеными. А сейчас давайте отдохнем и поиграем.

9. Игра "Гора и камешки".

   -Дети стоят, прижавшись друг к другу - это гора. Звучит музыка. Голос воспитателя: "Жила-была большая-большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвертый...        начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору.(Дети по одному отбегают от горы). Отдохнули? Хорошо!

10.Экскурсия в мини-музей "Необычные камни".

Цель: формировать у детей навыки самостоятельного рассматривания экспонатов (камней), творческого воображения.

   -Дети, а вы знаете, что камни не только твердые и прочные, но еще и очень красивые, интересные. Я приглашаю посетить мини-музей необычных камней.

1.Игра на воображение. Посмотрите на эти камни, на что они похожи? Чем их можно сравнить?

2.Упражнение на внимание. А если внимательно разглядеть вот эти камни, то можно увидеть интересные, необычные рисунки. Вот на этом камне нарисована белочка. А тут пейзаж - горы, деревья, кустарники. Этот камень я назвала "Могучий кедр".

3. Рисовать можно не только на бумаге, но и на камнях. Рисование на камнях - вид искусства, популярный на Западе . Можно найти плоские камни и расписать их. Это очень увлекательное занятие.

4. Творческое задание "Каменная мозаика".

Воспитатель:  Предлагаю выложить из предложенных камней какие - либо предметы, сюжеты. Можно использовать готовые образцы.

Дети выполняют.

11.Рефлексия. Дети, вам понравилось в музее необычных  камней? Что еще узнали о камне? Скажем спасибо камням и вернемся на свои места.

12. О пользе камня человеку.

   -Мы с вами изучили свойства камней, узнали, что в природе есть необычные камни. Как вы думаете, как люди используют камни в своей жизни? Какую пользу приносят камни? (Строят здания, дома, крепости, дороги, мосты, изготавливают драгоценные украшения, создают скульптуры и т.д.).Камни являются очень прочным строительным материалом (показ слайд - шоу "Как люди используют камни?"). Некоторые природные камни способны дарить здоровье и продливать жизнь. Ученые доказали, что камни - живые существа, и если относиться к ним с любовью, они поделятся частицей своих тайн.

13. Рефлексия.

   -Дети, вам понравилась наша с вами встреча?

   -Что нового вы узнали сегодня?

   -Что вам больше всего понравилось?

   -Как вы думаете, мы помогли Незнайке узнать о значении и пользе камней в жизни человека?

   -Да, наша встреча была очень интересной. Я так рада за вас. Вы умные, добрые, любознательные дети. А если вам захочется снова окунуться в удивительный мир камней, соберите музей разных камней в своей группе, пригласите гостей и расскажите им об удивительном мире камней. До свидания!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Удивительное в камне"

Матриал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со свойствами камней...

конспект НОД в ОО "Познание" тема "Это удивительный мир камней"

Данная методическая разработка направлена на расширение кругозора детей  подготовительной группы по теме "Различные виды камней, их свойства." В течение занятия все дети имеют влзможность познако...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы детского сада, тема «Удивительное в камне»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы детского сада, тема «Удивительное в камне»...

Итоговое мероприятие по экологическому проекту "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЯ" в подготовительной группе

закрепление знаний детей о камнях, минералах и природных ископаемых....

Приложение к мультимедийной презентации «Удивительный мир камня»

Необозрим сказочно интересный мир камня. У малахита, гранита, горного хрусталя, агата, аметиста, гальки на берегу, у каждого камня – своя необычная история жизни. Человек с незапамятных времен и...

Удивительное в камне

Конспект занятия....

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы детского сада, тема «Удивительное в камне»

Дать детям представление о том, что камни  в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес...