"Животные Северного края"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Акулова Марина Олеговна

Проект средней группы

« Животные северного края »  

Цель:

Формирование представлений о животных Северного края.

Задачи:

  • Познакомить детей с животными северного края. Закрепить знания о животных Севера. Увидеть красоту природы. Дать детям первичные знания о животных арктических земель.
  • Формировать понимание взаимосвязей в природе. Воспитывать желание беречь природу. Развивать память, мышление, воображение, художественно – творческий потенциал детей.
  • Способствовать установлению новых форм  взаимодействия между родителями и детьми.

Активизация словаря: север, суровые условия жизни, Крайний Север, льдина, белый медведь, олень, пингвины, тюлень, хищники, ласты, нырять.

Срок реализации:

Годовой (в процессе учебного года)

Участники проекта:

Дети,

родители,

воспитатель..

Практическая деятельность:

  • Создание презентаций для детей на тему : «Животные Севера»

Самостоятельная работа дома с родителями:

  • Подбор фотографии  Северных животных, просмотр иллюстрации с изображением Северных животных,
  • Чтение и рассматривание Энциклопедий «Мир диких животных»,
  • Чтение сказок, просмотр мультфильмов. Подбор иллюстрации, информации для оформления Альбома « Животные Севера».

Родители используют: источники интернета, детские энциклопедии, Художественная литература.

Предполагаемый результат:

  • Узнавать животных по описанию, по следу, по элементам тела по особенностям внешнего вида; Отгадывать загадки, сочетать речь с движением, составлять целое из частей;
  • Дети должны знать, чем питаются животные, как приспосабливаются к климатическим условиям;

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_severnogo_kraya.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида

№ 147 «Рябинушка»

Проект

«Животные Крайнего Севера»

 Акулова Марина Олеговна

Воспитатель 4 группы

г. Архангельск

2018-2019

Содержание

  1. Актуальность
  2. Цель и задачи
  3. Продукт проектной деятельности
  4. План
  5. Взаимодействие с родителями по реализации проекта по образовательным областям
  6. Ожидаемые результаты
  7. Список литературы

Приложения


Творческое название: Животные  Севера

Актуальность:

 В настоящее время стоит очень остро вопрос о сохранении животных Севера. Из-за глобального потепления, загрязнения окружающей среды и браконьерства, их численность снижается. Стоит, обратить внимание на эту экологическую проблему, так как воспитание дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования. Поэтому возникла необходимость внедрения образовательного проекта, который позволил бы познакомить детей с животными Севера, а самое главное – воспитать у них любовь, сочувствие  и заботу о животных, которые находятся в опасности исчезновения.

Проект ориентирован на развитие  познавательной активности детей: обогащение  знаний о животных Крайнего Севера, расширение словарного запаса новыми понятиями,  развитие связной речи при составлении описательных рассказов и т.д. Приобщение родителей и детей к совместной деятельности.

Цель:

Формирование представлений о животных Северного края.

Задачи:

  • Познакомить детей с животными Северного края. Закрепить знания о животных Севера. Увидеть красоту природы. Дать детям первичные знания о животных арктических земель.
  • Формировать понимание взаимосвязей в природе. Воспитывать желание беречь природу. Развивать память, мышление, воображение, художественно – творческий потенциал детей.
  • Способствовать установлению новых форм  взаимодействия между родителями и детьми.

Активизация словаря: север, суровые условия жизни, Крайний Север, льдина, белый медведь, олень, пингвины, тюлень, хищники, ласты, нырять.

Срок реализации:

Долгосрочный (полугодие)

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатель.

Практическая деятельность:

  • Создание презентаций для детей на тему: «Чудеса Арктики»
  • Создание интерактивного плаката на тему «Животные Севера», «Чья тень?»,

Самостоятельная работа дома с родителями:

  • Подбор фотографии  Северных животных, просмотр иллюстрации с изображением Северных животных,
  • Чтение и рассматривание Энциклопедий «Мир диких животных»,
  • Чтение сказок, просмотр мультфильмов. Подбор иллюстрации, информации для оформления Альбома « Животные Севера».

Родители используют: источники интернета, детские энциклопедии, Художественная литература.

1 этап

Подготовительный

  • Подбор и оформление демонстрационного материала для детей;
  • Подбор п\и, д\и;
  • Подбор художественной литературы;
  • Подбор видео (составление презентации):

Животные севера,

Подбор мультфильмов о животных.

Работа с родителями:

Интересные факты о животных Севера, наглядная информация;

 «Учим вместе с нами» (стихи о животных Севера)

2 этап

Основной:

Беседы

  1. «Что такое зоопарк?»
  2. «Где мы можем увидеть животных Севера и жарких стран?»
  3. «Знакомство с Северным Единорогом»

Просмотр мультфильмов: «Умка»;

  • Чтение сказок:
  • Отчего у белого медведя нос чёрный» (юкагирская сказка)
  •  «Кто оленя научил быстро бегать?» Юкагирская сказка (пересказ Б. Привалова), «Кукушка», Ненецкая сказка  (К. Шаврова),
  • беседы, игры, загадки, рассматривание фотографии, раскрашивание изображений (аппликация) животных и птиц.

3 этап

Заключительный

 Оформление уголка «Животные Севера»

Создание макета «Животные Севера»

  • Узнавать животных по описанию, по следу, по элементам тела по особенностям внешнего вида; Отгадывать загадки, сочетать речь с движением, составлять целое из частей;
  • Дети должны знать, чем питаются животные, как приспосабливаются к климатическим условиям;

Отчет по проекту.

Познавательное и речевое развитие

  «Животные Севера»

Цель: Развивать знания детей о природе Крайнего Севера, обобщать знания детей о животных севера, развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.

Художественно-эстетическое развитие.

Аппликация «Белый медведь» - учить детей рвать бумагу на небольшие кусочки  и составлять фигуру медведя из частей, закреплять умение обрывать края листа бумаги, упражнять в умении аккуратно приклеивать детали, закрепить и расширить знания детей о белых медведях.

Д/И «Отгадай загадки».

Цель: формировать умение внимательно слушать и угадывать образ природного явления (снег, метель, вьюга).

Игровые задания:

«Назови лишнее слово», «Хлопни в ладоши»,

«Отгадай загадку» - развивать слуховое внимание, активное мышление при выборе нужного слова, понятия.

Чтение сказки «Отчего у белого медведя чёрный нос».

Просмотр мультфильма «Умка» - вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах. Просмотр документального фильма (фрагмент) о Белых медведях.

Речевое и познавательное развитие

Беседа «Полярный волк».

Цель: формировать представление о полярном волке, как он приспособился к условиям Крайнего Севера, используя иллюстрации, игровые упражнения. Развивать связную речь, описательный рассказ по схеме.

Художественное – эстетическое развитие: нетрадиционное рисование.

Рисование манкой. «Полярный волк».

Цель: развивать умение аккуратно обводить трафарет  и наносить клей в пределах контура. Передавать характерные черты животного.

Просмотр документального фильма (фрагмент) о жизни Полярного волка.

Сложи картинку Полярный Волк.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

Образовательная область

Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие

Подбор материала (картинок, книг, энциклопедий) по теме.

Речевое развитие

Составление загадок о северном животном.

Социально-коммуникативное развитие

Беседа с детьми о том, кто живет на севере.

Физическое развитие

Проведение рекомендуемых подвижных игр.

3 этап. Итоговый.

1. Презентация «Животные Крайнего Севера» + интерактивный плакат

Задачи: способствовать систематизации знаний детей, развитию познавательной активности, инициативности, эмоциональной отзывчивости в процессе взаимодействия взрослых и детей.

2. Создание макета «Арктика»

Задачи: проявление инициативы и потенциала художественных способностей детей и родителей в процессе совместной творческой деятельности.

3. Творческие работы детей и наглядно-познавательные иллюстрации.

Задачи: упорядочить знания и представления детей о животных тундры и арктических земель; воспитывать любовь и интерес к родному краю, бережное отношение к природе.

4. Организация и проведение спортивного развлечения «Путешествие на крайний Север»

Задачи: способствовать активизации знаний детей о Севере, развитию двигательной и познавательной активности в процессе совместной игровой деятельности.

 

Результаты:

  • Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
  • Желание детей получить большую информацию о животных Крайнего Севера.
  • Дети узнают: животных Севера, место обитания, внешний вид, образ жизни.
  • Дети научатся: описывать животное с опорой на схему, отгадывать загадки, собирать разрезные картинки.
  • У детей будет сформировано  доброе, бережное отношение к животным, сочувствие, любознательность.
  • Родители станут более активными участниками образовательного процесса

Список литературы.

  1. Акимов Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М., 2007.
  2. Иванова А.И. Живая экология. М., 2006.
  3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2003.
  4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Я. Мир в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М., 2006.
  5. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. М., 2005.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. М., 2008.

Приложения

СКАЗКИ, РАССКАЗЫ

Отчего у белого медведя нос чёрный»

(юкагирская сказка)

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь.

Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается.

На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая.

Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно.

Потому что нос у него – чёрный.

Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.

Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить.

Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.

Надоело это людям, решили они медведя проучить.

Охотники уехали из стойбища – медведь это видел.

А вот как они тихо назад вернулись - он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Пришёл.

Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра.

Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь.

Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала.

А нос так навсегда и остался чёрным.

Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают!

Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!

Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает.

Вот какой хитрый!

А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

«Белёк». Геннадий Снегирев.

Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль.

И вдруг я увидел два чёрных глаза. Они смотрели на меня со льдины, медленно проплывавшей мимо.

— Стой! Стой! Кто-то за бортом! — закричал я.

Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине.

Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежал белёк — детёныш тюленя.

Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я его не заметил бы.

Положили белька на палубу и поплыли дальше.

Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Льды ещё не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.

ЗАГАДКИ

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу.

(Белый медведь).

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа.

(Белый медведь).

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах. (Моржи)

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет с дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте –ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж)

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой. (Песец)

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это. (Северный олень)

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга (Олень)

Крупный зверь, имеет бивни,

Но не те, что у слонов,

Вместо ног -  имеет ласты.

Кто назвать его готов? Морж

Они на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветер и вода свежи,

Но на пляж идут …. Моржи.

Очень острые клыки

И боятся их враги.

Зря его ты не тревожь –

Здесь на льдине дремлет …. морж

Косолапый великан

Носит белый меховой кафтан.

Он пловец и рыболов

В царстве снега, вьюг и льдов.

Чистоговорки

«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»

ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - огромные тюлени

ЛЕНЬ-ЛЕНЬ-ЛЕНЬ- маленький тюлень

ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - рогатые олени

АРС – АРС – АРС - пятнистый снежный барс

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - белые медведи

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - пушистые песцы

ЖИ – ЖИ – ЖИ - тяжелые моржи

АНЕ – АНЕ – АНЕ - айсберг в океане

КОЛ – КОЛ – КОЛ - проплывает ледокол

ФИЗМИНУТКИ

«Мы веселые ребята»

Мы веселые ребята,

Посмотрите все на нас

(руки на пояс, повороты туловища в стороны)

А теперь мы оленята

Рожки выросли у нас,

(скрестить руки над головой)

Мы копытом бьем по снегу, устали не знаем

Только бьем не от безделья – ягель добываем.

(шаркать по полу  то левой, то правой ногой)

Мы мороза не боимся, нам не страшны холода

(повернуться друг к другу, хлопки в парах)

И мы носим очень гордо, красоту свою – рога!

(повороты головы в сторону)

«Здесь всюду холод, лед и тень»

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И КУРОПАТКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать реакцию на сигнал, учить бегать в разных

            направлениях, не наталкиваясь, друг на друга, расширять

            познавательный интерес о птицах.

ПРАВИЛА ИГРЫ: «Полярная сова» находится в углу площадки, «куропатки» - под тихие, ритмичные удары бубна бегают по площадке, под громкие - становятся «столбиком» и не шевелятся. « Полярная сова» обходит куропаток и того, кто шевелится -забирает и уводит с собой. В заключение игры, после 4-5 раз повторений, воспитатель отмечает детей, особо отличившихся.

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

ЦЕЛЬ: Учить детей ходить и бегать парами, преодолевая

             препятствия, расширять знания о способах передвижения на

             Севере, познакомить с понятием «каюр».

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1 вариант: дети стоят парами вдоль стены или площадки (упряжки). Один ребенок изображает оленя, другой - роль каюра. По сигналу воспитателя «упряжки» бегут друг за другом, преодолевая препятствия (объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику). Доехав до стойбища, каюры отпускают своих оленей. По сигналу воспитателя: «Олень далеко, ловите оленя» каждый каюр ловит свою упряжку. При повторении игры каждый каюр меняется со своим оленем.

2 вариант - две - три «упряжки» стоят вдоль стенки, а у противоположной стены находится приз. По сигналу воспитателя (удар в бубен) «упряжки» бегут к намеченной цели. Побеждает тот, кто первым возьмет приз.

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

ПРАВИЛА  ИГРЫ:

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

                                 Холодные льдинки,

                                 Прозрачные льдинки,

                                 Сверкают, звенят

                                 Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь!» до тех пор, пока не услышат сигнал: «Ветер!». Дети- льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал: «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

      Выигрывают те, у которых в кругу оказалось большее число играющих. Менять движение можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!»

«КУРОПАТКИ И ПЕСЕЦ»

ПРАВИЛА  ИГРЫ:

Все играющие - куропатки, один - песец. Куропатки бегают по полю, песец сидят за сугробом. На сигнал «Песец!» все куропатки прячутся за сугробами, а песец их ловит.

На сигнал «Песец убежал!» игра продолжается: куропатки опять летают.

«ВОЛК И ОЛЕНИ»

Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился и вырос. И даже если  судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой ...

"Животные Северного края"

Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной группы. На примере сравнения бурого и белого медведей знакомит детей с характерными отличиями внешнего вида, среды обитания и пи...

Конспект НОД для детей 2-3 лет "Животные Северного края"

Цели:1. Формировать начальные представления детей о севере, об его обитателях: белом медведе, тюлене;2. Развивать умение сравнивать (образ жизни и внешний вид белого и бурого медведей, отвечать на воп...

Перспективное тематическое планирование : «Край мой северный – край родной» ( в рамках краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина...