Экологический проект
проект по окружающему миру (старшая группа)

Горохова Ольга Юрьевна

Музыкальные мероприятия  экологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Экологический калейдоскоп »

  I этап: Целеполагание.

                        Экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Разрешение их возможно только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой.

                       Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.

                      Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.

                      Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченной возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.

Цель проекта

                     Создание  условий по формированию устойчивого познавательного интереса и бережного отношения к окружающей природе в процессе музыкально – экологического образования  детей дошкольного возраста.

Задачи проекта

1.Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.

2. Освоение экологических представлений посредством музыки.

3. Развитие познавательных умений на музыкальных занятиях.

4. Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.

Участники проекта  

  1. Дети младшего и старшего дошкольного возраста.
  2. Музыкальный руководитель.
  3. Воспитатели.
  4. Родители.

Планируемый результат

1.У детей выражено  желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.

2. Освоение экологических представлений посредством музыки.

3. Развитие познавательных умений музыкально-экологической тематики.

4. Накапливается опыт  гуманного отношения к растениям и животным.

- вся работа должна осуществляться с учетом особенностей нашего региона;

 - необходимо разработать формы работы по музыкально – экологическому воспитанию включая  педагогические проекты , фронтальные и подгрупповые музыкальные занятия, развлечения;

 - используя высокохудожественный музыкальный, наглядно – иллюстративный, дидактический материал, формировать у детей познавательное, гуманное, бережное, эстетическое отношение к живой и не живой природе;

 - воспитатели и музыкальные руководители, работающие в данном направлении должны быть естественно – научно осведомлены, иметь развитое экологическое сознание и быть готовыми к содержательному общению с детьми по вопросу жизни природных объектов;

 - в процессе музыкально – экологического воспитания необходимо включать разнообразный музыкальный репертуар, посвященный живой и не живой природе, все виды и формы музыкальной деятельности, способствующие развитию всех музыкальных, творческих и исполнительских способностей людей.

II этап: Разработка проекта

  1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
  3. Составление плана работы по теме для каждого педагога.
  4. Подготовка и составление игр, с использованием интерактивной доски.
  5. Консультации для родителей по теме.

III этап: Выполнение проекта

мероприятия

срок

ответственный

  акция «Дельфинчик в гостях у Чиполлино»

 

проект «В лесу родилась елочка»

развлечение «Помогите Пугалу»

 вокальный конкурс «Прилетели свиристели»

проект  «День картошки»

проект «Рябинкины именины»

Подборка музыкального материала для занятий, направленная на освоение экологических представлений посредством музыки

Подборка и разработка игр, с использованием интерактивной доски.

март

январь

май

апрель

сентябрь

октябрь

сентябрь-май

Ноябрь-май

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

IY этап: Презентация проекта.

                      Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель это вернуть людям нормальное, естественное «экологическое чутье». И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста.  Отказ от потребительского отношения к природе заставляет искать всѐ новые пути и методы экологического воспитания в системе дошкольного образования.

                      Многолетний опыт воспитания детей, подсказывает, что побудить у дошкольников интерес к природе, показать им красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыку.

Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают у него воображение, фантазию, желание творить.

                       Цель нашей работы состоит в определении основных условий, при которых экологическое знание, полученное на музыкальных занятиях в детском саду, вечерах развлечений, а также в процессе непосредственной познавательной деятельности дошкольников трансформируются в гуманное, бережное, эстетическое отношение к живой и неживой природе.

                      Для успешного осуществления экологического воспитания средствами музыки в ДОУ, был сделан анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников: «Ладушки» Каплуновой, Новоскольцевой, программа «Гармония» К.В. Тарасовой и программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.

                    Кроме того, проанализировав программы по экологическому воспитанию детей такие как: «Семицветик» В.И. и С.Г. Ашиковых, «Паутинка» Ж.Л. Васякина – Новикова,  можно сделать вывод о том, что все программы ориентированы на новую концепцию воспитания и образования детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания.

                    Цель и задачи программ по музыкальному и экологическому воспитанию детей тесно взаимосвязаны и направлены на формирование человека нравственного, понимающего, уважающего и соблюдающего законы природы.

                    В рамках данной темы проводится  систематично и последовательно работа в нашем детском саду. Формы организации музыкально – экологического воспитания детей разнообразны: тематические, сюжетно-игровые занятия, вечера развлечений.

                   Одной из новых форм организации работы с детьми по музыкально – экологическому воспитанию являются экологические проекты, завершающиеся праздниками на экологические темы. Примером может служить праздник «День картошки», «Рябинкины именины», «Помогите Пугалу», «В лесу родилась елочка»,  акция «Дельфинчик в гостях у Чиполлино»,  «Каждому птенцу по дворцу», вокальный конкурс «Прилетели свиристели».

                    В результате проделанной работы были определены следующие условия по формированию устойчивого познавательного интереса и бережного отношения к окружающей природе в процессе музыкально – экологического образования для детей дошкольного возраста:

- в основе организации проведения работы по музыкально – экологическому воспитанию дошкольников должна лежать новая парадигма экологического воспитания;

- вся работа должна осуществляться с учетом особенностей нашего региона;

 - необходимо разработать формы работы по музыкально – экологическому воспитанию включая фронтальные и подгрупповые музыкальные занятия, развлечения;

 - используя высокохудожественный музыкальный, наглядно – иллюстративный, дидактический материал, формировать у детей познавательное, гуманное, бережное, эстетическое отношение к живой и не живой природе;

 - воспитатели и музыкальные руководители, работающие в данном направлении должны быть естественно – научно осведомлены, иметь развитое экологическое сознание и быть готовыми к содержательному общению с детьми по вопросу жизни природных объектов;

 - в процессе музыкально – экологического воспитания необходимо включать разнообразный музыкальный репертуар, посвященный живой и не живой природе, все виды и формы музыкальной деятельности, способствующие развитию всех музыкальных, творческих и исполнительских способностей людей.

Музыкальный материал, направленный на освоение экологических представлений посредством музыки

Цель работы:

Развитие экологической воспитанности дошкольников на музыкальных занятиях.

Задачи :

Освоение экологических представлений посредством музыки.

Развитие познавательных умений на музыкальных занятиях.

Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.

Виды музыкальной деятельности

Восприятие музыки:

Восприятие музыки, специально созданной для слушания

Восприятие музыки в связи с ее исполнением

Музыкально-дидактические игры на экологическую тему

Исполнительство:

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

Творчество:

Песенное творчество

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Восприятие музыки

Задачи:

Раскрыть изобразительные и выразительные возможности музыки и музыкальных инструментов, объяснить как музыкальными средствами можно отразить различные природные явления, передать настроение, созвучное картине природы:

любование ее красотой, завороженность (“Росинки”С.М.Майкопара);

тревогу, смятение (“Зимнее утро”П.И.Чайковского);

могущество, силу(“Море”Н.А.Римского-Корсакова);

чистоту, нежность, беззащитность (“Подснежник”П.И.Чайковского из цикла “Времена года”, “Лебедь” К.Сен-Санс);

образы животных, насекомых, птиц (“Карнавал животных” К.Сен-Санс, “Петя и волк”С.Прокофьев, “Полет шмеля”Н.Римский-Корсаков, “Бабочки”Ф.Куперен, “Щелкунчик”П.Чайковский, “Песня жаворонка”П.Чайковского);

явления природы (А.Вивальди “Времена года”) и т.д.

Исполнительство

Пение:

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие , понимание. В рамках освоения экологических представлений у детей песня является средством воспитания любви к природе, животным, птицам, бережного к ним отношения.

Музыкальный репертуар:

“Соловушка” муз.Н.Лукониной, сл.Л.Чадовой;

“Во поле береза стояла” рнп,

“По малину в сад пойдем” муз.А.Филиппенко

“Падают листья”муз.М.Красева,

“Зимушка-зима”муз.Вахрушевой и т.д.

Музыкально-ритмические движения:

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним.

Музыкальный репертуар:

Хоровод “Березка” Р.Рустамова

Танец цветов (по выбору педагога)

Игра “Васька-кот” укр.нар.мел.

Упражнение “Ветерок-ветер”

Игра “Цветок-Сардаана” як.нар.мел. и т.д.

Творчество

Детское музыкальное творчество – это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка самовыражение. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Таким образом, творческие импровизации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.

Музыкальный репертуар:

1. Задание “Сыграй “дождик” на металлофоне”

2. Выразительно передать характерную особенность персонажа (“Хитрая лиса”, “Злой комар”, “Трудолюбивый муравей” и т.д.)

3. Придумай движения хоровода “Березка” по тексту и т.д.

Праздники

                    Большое место в жизни детского сада занимают праздники, развлечения, досуги и театральные постановки. Праздников дети ждут с нетерпением, готовятся к ним, придумывают костюмы, изготавливают поделки своими руками и с помощью взрослых. Праздник уводит детей в удивительный мир сказки, которая ярким лучом остается в воспоминаниях о детстве на всю жизнь, помогает детям открыть в себе неизведанные ранее таланты.

                  Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.

                  Экологические праздники помогают педагогам не только заинтересовать детей сюжетом и необычными персонажами, но и помочь им осознать себя частицей целого мира.

                 Наши души как растения: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко – и семечко проросло! Всем нужна забота – и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Забота природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....