Занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Вода-лед"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Дубова Кристина Геннадьевна

Цель: развитие представлений о плавлении состоянии воды, о превращении воды в лед.

Материал. Картинка капельки, вода,  две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой – замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки).

Программные задачи:

Образовательные: закрепить знания о временах года, сформировать у детей представления о действии «превращение», расширять кругозор детей.

Развивающие: развивать зрительную память, внимание, сообразительность. Способствовать развитию речи, умению логически мыслить.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность суждений, интерес к познанию нового.

Методы и приёмы: ; наглядные ( наблюдение, простейшие опыты, демонстрация  мультфильма; словесные (беседа, ).

Предварительная работа: беседа о временах года, чтение сказок с превращениями: русские народные сказки «Царевна-Лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», сказки Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», сказка С. Аксакова «Аленький цветочек».

Словарная работа: активизация словаря (со льдом, по льду, в лёд)

Ход занятия

Организационный момент

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Наше правило - « Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре - смело, четко говорим и тихонечко сидим»

Воспитатель. Ребята, в прошлый раз мы с вами говорили о превращениях. Кто мне скажет, что может превращаться? Какие бывают превращения?

Дети. Маленькое в большое! Снег в воду.

Воспитатель. Очень хорошо. А еще мы превращали пластилиновый кубик в шарик. Пластилин сначала был какой? (Твердый.) Правильно, твердый, а потом вы его руками мяли-мяли и он стал какой? (Мягкий.) А что еще мягкое? (Пластилин. Подушка. Игрушки.) А что твердое? (Камешек. Дерево.) Как вы думаете, жидкое может во что-нибудь превратиться? Сейчас с посмотрим

Воспитатель:Ребята, мы с вами прочитали много сказок с превращениями. Кто может сказать, что же такое превращение?

Дети: Превращение – это  изменение.

Воспитатель: Правильно. Превращение – это когда кто-то (что-то) изменится. Давайте вспомним сказки и превращения в них:

Лягушка→царевна. Как называется сказка?

Братец Иванушка→козлёночек.

Тыква→карета

Чудовище→принц.

Великан-людоед→мышь.

Молодцы! Все справились .

Воспитатель. Сегодня мы с вами превратимся в волшебников.

 Заклинание.

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В маленького волшебника превратись».

В: Вот мы и стали волшебниками! И отправляемся в волшебную лабораторию, но в волшебной лаборатории как и в любой другой есть правила, которые нужно соблюдать давайте их вспомним….

Правила безопасности

Педагог раздает детям пакетики с водой и говорит: «Ну-ка, что это у вас, потрогайте, пощупайте(Это вода.) Какая вода на ощупь? Если мы делаем превращение, то во что мы можем превратить воду! (в лед) Как мы можем превратить воду в лед? (ответы детей)

Воспитатель. Понизить температуру(ставим воду на подоконник, за окно)

Далее педагог предлагает: давайте нарисуем превращение воды в лед. Рисует сначала воду, потом сосульку. Спрашивает: «Как узнать, что вода превратилась в лед?»

Дети. Нужно нарисовать стрелку.

Ребенок (по желанию) выходит и рисует стрелку.

Физминутка.

Лёд да лёд

А по льду пингвин идёт.

Лёд да лёд, скользкий лёд.

Но пингвин не упадёт.

Топ, топ, хлоп, хлоп. Лёд да лёд

А по льду пингвин идёт.

Воспитатель. Молодец. Мы нарисовали стрелку, и картинка показывает, что вода превращается в лед. А когда лед тает? (Когда тепло.) Когда можно увидеть лед? (Зимой.) А что зимой бывает? (Снег, холод, лед.) А когда не бывает снега и льда? (Летом.) Правильно! Летом у нас тепло, а зимой… (Холодно.) Летом бывает дождь, можно купаться, а зимой… (Зимой снег, лед на речке.) Когда лед появляется на речке? (Когда холодно.)А когда лед превращается в воду? (Когда тепло.) Значит: когда холодно – лед, когда тепло – вода.

Педагог демонстрирует картинки с изображением одного и того же пейзажа в разное время года: зимой и летом. (На первой картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке. На второй замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки.)

Спрашивает: «Что нарисовано на первой картинке? (Зима.) А на второй? (Лето.) На первой картинке что на речке? По чему дети катаются? (По льду.) А на этой картинке что в речке? (Вода.) Как вы думаете, детям на второй картинке холодно? Они мерзнут? Правильно, им тепло. А почему тепло? (Потому что светит солнышко.) А на первой картинке холодно или тепло? (Холодно.)

 

В завершение педагог предлагает детям поиграть в уже знакомую им игру «Наоборот» и произносит «Большой». (Маленький.)

– Тяжелый. (Легкий.)

– Холодный. (Теплый. Горячий.)

– Зима. (Лето.)

– Тепло. (Холодно.)

– Лед. (Вода.) И так далее.

 «Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В деток снова превратись».

Рефлексия.

Воспитатель: кем мы сегодня были?

Чем интересным занимались?

Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Дети. Мы узнали о превращении воды в твердое состояние-лед.


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по опытно – экспериментальной деятельности детей.

Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детейподготовительной группы.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Развивать речь, мышлен...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы

«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...

Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»

Программное содержание:                                                   ...