Конспект "Воздух невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Олейник Оксана Дмитриевна

Цель: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_nevidimka.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад «Аленка» корпус №5

Конспект занятий «Воздух-невидимка»

 подготовительная старшая группа

Воспитатель: Олейник О.Д.

Кирсанов

2021 г.

 Конспект на тему

 Воздух -невидимка

Цель: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений.

 Вопросы, решаемые в ходе изучения:

Что такое воздух?

Зачем он нужен людям и растениям?

Как можно увидеть воздух?

Почему без воздуха нет жизни?

Почему воздух называют невидимкой?

Как можно увидеть или потрогать воздух?

Что такое ветер?

Каким бывает ветер?

Как ветер может помочь или навредить людям?

Предполагаемый результат: воспитанники будут иметь представления о свойствах воздуха; смогут рассказать о том, какую пользу приносит воздух растениям, животным и человеку, приобретут знания о том, что воздух нужно беречь от загрязнения.

Играя в группе с мыльными пузырями, надувая воздушные шары к празднику, детям стало интересно, почему надуваются шары и мыльные пузыри? Что помогает их надувать? Как это все происходит? Дети были удивлены, причем здесь воздух, и каким образом он помогает делать мыльные пузыри. Тогда воспитатель стал надувать воздушные шар, а когда надула, спросила: «А почему надувается воздушный шар? Что мы туда надуваем?» В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: «Что такое воздух? Откуда он берется?». В соответствии с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи для дальнейшего исследования проблемы: 1) узнать про воздух, как можно больше. 2) Провести опыты с воздухом. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Создание технической базы для детского экспериментирования. Основное оборудование: емкости для игр с водой разного объема и формы; природный материал: камешки, песок; утилизированный материал: кусочки кожи, воздушные шары, пакеты.

Стихи про воздух и ветер:

Он – прозрачный невидимка,

легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым, веет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем, мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Физкультминутка:

Ветер веет над полями (маршируем на месте)

И качается трава (качаем руками над головой)

Облако плывет над нами («плавающие» движения)

Словно белая гора (руки треугольником над головой)

Ветер пыль над полем носит (качаем руками перед собой)

Наклоняются колосья (руки на пояс, наклоны в сторону)

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот (Поворот на месте).

Загадки:

  1. Через нос проходит в грудь и обратно держит путь, он невидимый и все же – без него мы жить не можем (воздух)
  2. По полю рыщет поет да свищет, деревья ломает , к земле приклоняет (ветер)
  3. Такой большой, что занимает весь мир, такой маленький, что в любую щель пролезет (воздух)
  4. Рукавами махнул – деревья нагнул (Ветер)
  5. Не зверь, а воет (Ветер)
  6. Для дыхания он нужен, с ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой, не поймать его рукой! (Воздух)
  7. Им дышат все на огромной планете, без него не смогут жить ни взрослые, ни дети.

Опыты с воздухом и ветром.

  1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в тазик или банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
  2. Детям предлагается снова опустить стакан в тазик с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Вывод: воздух невидимый и прозрачный.
  3. Детям предлагается опустить в таз с водой соломинку и дуть в нее. Что получается? (получается буря). Вывод: воздух есть внутри нас Мы дуем в трубочку и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
  4. Детям предлагается подуть на вертушку. Выдыхаемый воздух, попадая на лопасти, начинает их вращать. Вы выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Вывод: значит воздух может двигать предметы.
  5. Где спрятался воздух? Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, невидим). Значит воздух какой? (Невидимый). А давайте поймаем воздух. Возьмем со стола целлофановые пакеты и попробуем поймать воздух. Закрутим пакеты. Что произошло с пакетами? (они надулись и приобрели форму). Попробуем сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух). Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). То есть вывод: воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который попадает.  А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (Видим). Значит воздух какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый). Давайте проверим, действительно внутри находится воздух? Возьмем острую палочку (зубочистку) и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем руками. Что почувствуем? (шипение). Таким образом выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем. Какой можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Он прозрачный невидимый, бесцветный и не имеет формы.
  6. Надувание мыльных пузырей. Задача – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. Надуваем разные по размеру мыльные пузыри. Почему надувается и лопается мыльный  пузырь (в каплю воды попадает воздух, чем его больше тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь оболочку, она рвется и воздух выходит.

Подводим итоги проделанной работы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....