«Москва – главный город, столица нашей Родины»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исакова Маргарита Александровна

Конспект НОД по ФЦКМ 

Тема: «Москва – главный город, столица нашей Родины»
Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_moskva.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование целостной картины мира

в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

Тема: «Москва – главный город, столица нашей Родины»

Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.

Задачи:

1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах.

2. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг, гимн.

3. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.

4. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства.

5. Развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей  Родине.

Словарная работа: Обогащать словарь детей понятиями: Кремль,  дружина, князь, белокаменная, златоглавая, древняя, Красная площадь, основатель Юрий Долгорукий, столица, гимн, куранты.

Оборудование: ноутбук  (слайд-шоу, музыкальное сопровождение, аудиозапись «Гимн Российской Федерации», «Бой курантов», «Салют».

Материал: пословицы и поговорки о Москве, стихотворения о Москве, фотографии Москвы.

Ход НОД:

1. Организационный момент (игра с мячом в кругу с детьми)

- Какие города России вы знаете? (ответы детей)

          - А как вы думаете, что такое столица? (дети высказывают свои предположения).

- Как называется главный город нашей страны?

1 -Сегодня мы поговорим о городе Москве – столице нашей большой и великой страны. Кто из вас был в этот красивом городе? (ответы детей).

 2. Педагог приглашает детей занять свои места, объявляет:

2  - Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве.

Педагог читает стихи Фёдора Глинки:

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах…

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

3. Повествовательный рассказ педагога:

3 Ребята, как вы думаете, всегда ли город выглядел так, как сейчас?

 4-Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Ученые предполагают, что первые поселенцы, увидев реку, назвали ее «Москва» по первому впечатлению. Москва означает «река, текущая в болотистой местности». Другие ученые считают, что слово «Москва» означало кормилица. С глубокой древности люди селились по берегам рек: река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках ездить к друзьям.

 5Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы

6 Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора) и велел оградить его крепостной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль. Он вмещал в себя весь город, тогда еще очень маленький (триста шагов из конца в конец). 7,8

9        Приходилось ли вам слышать выражение «Москва белокаменная»? Почему иногда так говорят? (ответы детей). Деревянная крепость не раз страдала от врагов, часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня.  Стены и башни кремля, храмы на холме были построены из белого камня. С тех давних пор народ стал называть Москву белокаменной.10

11        Позднее на Боровицком холме началось грандиозное строительство новых стен и башен Московского Кремля из красного кирпича, а также новых соборов и дворцов в самом Кремле.

12 А это Спасская башня Кремля.  Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой (в головном уборе). В верхней части башни расположены главные часы государства.  Они занимают 3 этажа башни. Это – куранты.

- Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год).

13 (Слушаем бой Курантов).

14   У стен Кремля расположилась Красная (т.е. красивая) площадь.

15 На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор (храм Василия Блаженного) Василий был странным человеком, предсказывал будущее. Его могила была на Красной площади как раз там, где построили Покровский собор.

16 Где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд, писателей, различные города и страны? Есть такое место в Москве. Для этого надо переступить порог одного из известнейший музеев Москвы .Государственной  Третьяковской галереи. Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем эту коллекция вместе с домом осталась городу и его жителям и гостям. Поэтому музей носит его имя.

Предлагаю вам выполнить задание, тогда мы увидим несколько замечательных картин из коллекции галереи (дети делятся на команды и собирают разрезные картинки).

17 Но москвичи и гости столицы могут полюбоваться не только древними строениями и картинами художников. Они могут попасть в гости к животным, акробатам, клоунам.

Как вы думаете, куда мы отправляемся? Правильно, в цирк  

18 Есть в Москве и зоопарк – это целый городок, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся из разных мест нашей земли. Здесь разводят редких животных, изучают их поведение.19,20

Мне кажется, мы немного устали, давайте разомнемся!

 Раз, два, три, четыре, пять.              Дети шагают по кругу.

 По Москве идем гулять.

Пришли на площадь Красную         Широко разводят руки.

 Широкую, прекрасную.

А на площади на той                         Повернуться лицом в круг.

Кремль высокий и большой.            Поднимают 2 руки над головой.

 Ах, какая высота!                              Поочерёдно поднимают вверх

 Ах, какая красота!                             левую и правую руку.

Раз, два, три, четыре, пять.                Шагают по кругу.

 Дальше мы идем гулять.                  

Стало солнышко садиться,                Руки на поясе, приседания.

Домой пора нам возвратиться. 

Продолжаем путешествие, присаживайтесь

        21 За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема и,

22 похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец.

23Один из красивейших залов Кремлевского дворца назван Георгиевским в честь Георгия Победоносца — святого покровителя Москвы -Как вы думаете, что значит – Победоносец? (ответы детей).

24 В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (президент). Назовите его полное имя? (В.В. Путин)

25 У нашей страны России есть свой гимн – это торжественная песня нашей Родины. Всюду, где играет гимн, нужно вставать. Это означает уважение и гордость за родную Отчизну (прослушивание гимна).

Ребята, предлагаю вам сесть снова в наш экскурсионный автобус и вернуться домой!

-Какие пословицы и поговорки вы знаете о великом городе Москве?

Ответы детей:

Москва — сердце России.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Москвой-столицей весь народ гордится.

Москва от глаз далека, да сердцу близка.

Москва не клином сошлась, околицы нет.

Москва не сразу строилась.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Подведение итога:

 - Скажите пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили?

 - что нового и интересного вы узнали?

 - что вам больше всего понравилось?

 - почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Москва - главный город, столица нашей Родины"

Конспект НОД по образовательной области Познание. В НОД дети знакомятся с историей возникновения и достопримечательностями  г.Москвы...

Конспект занятия в старшей группе «Москва — главный город нашей Родины» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Цели: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства.Оборудование: ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Москва – главный город нашей Родины»

Цели: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства.Оборудование: ...

Тема: «Москва – главный город, столица нашей Родины»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельностиОбразовательная область «Познание»Раздел: Формирование целостной картины мирав подготовительной к школе группе (6-7 лет)Тема: «Москва – главный горо...

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей подготовительной к школе группе "Экскурсия по столице нашей Родины: городу-герою - Москве"

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников является неотъемлемой частью их детсва!  Предлагаю интересный материал для подготовительной группы, где дети будут непосредсвенными участниками этого увлекат...

Календарное планирование на тему «Столица нашей Родины - Москва, главный город России».

Представлен календарный план на 1 неделю на тему "Столица нашей Родины - Москва, главный город России"....