Проект по экологии «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» (2020г)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Бебенина Ольга Павловна

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                       Проект  по экологии

                                       (подготовительная  группа)

                Образовательная область: познавательное развитие (экология)

                   

              «Мы с природой дружим,  мусор нам не нужен»

                                                                                      Выполнила

                                                                                                 воспитатель подготовительной группы

                                                                                                 Бебенина О. П. 2020г

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: информационно – исследовательский

Участники проекта: дети – педагоги – родители

По количеству участников: коллективный проект

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный  (2 недели)

Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

Актуальность проблемы

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

 Цель проекта: Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды мусором , сформировать представление о необходимости переработки мусора.

Задачи проекта:

  • познакомить с видами отходов, узнать об опасности отходов для жизни человека и животных.
  • Расширить знания о способах переработки мусора.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Девиз проекта:   «Поселок - наш дом, не мусори в нем!»

Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как основных качеств личности.

1. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;

2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования;

3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;

4. Привлечение родителей к работе по проекту.

3 этап – практическая деятельность

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

беседы, занятия с детьми по теме «Загрязнение окружающей среды мусором»

показ презентации, слайд шоу;

знакомство с «Красной книгой Кузбасса»

конкурс поделок из бросового материала «Новая жизнь ненужных вещей» ;

лаборатория (опыты и эксперименты);

выпуск экологический газеты, плаката;

экологические, подвижные, дидактические игры.

4 этап – итоговый

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности детей педагогов.

4. Ожидаемые результаты

- непосредственное участие родителей и детей в реализации проекта.

- повышение уровня знаний у родителей и детей об охране природы.

- организация выставки в детском саду с использованием «бытовых отходов»;

- создание в ходе проекта стенгазет, консультаций, брошюр для родителей;

- формирование навыков экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Мероприятия

Исполнители

1.

Беседа «Помогите природе». Ознакомление с видами бытовых отходов.

Воспитатель, дети

2.

Зеленый патруль. Создание предметно-окружающей среды для сортировки мусора дома и в детском саду.

Воспитатель, дети, родители.

3.

Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор», «Мусор в земле».

Воспитатель, дети, родители.

4.

Показ презентации «Красная книга Оренбуржья».

Воспитатель, дети

5.

Дидактические игры по охране природы

Воспитатель, дети

6.

Экспериментальная деятельность.

Изготовление новой бумаги.

Воспитатель, дети,

7.

Экспериментальная деятельность. Посадка фасоли.

Воспитатель, дети

8.

ООД «Бросим умный взгляд на мусор»

Воспитатель, дети

9.

Выпуск экологической газеты для родителей «Прикоснись к природе сердцем»

Воспитатель, дети

10.

ООД «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!». Изготовление детьми природоохранных знаков.

Воспитатель, дети

11.

12.

«Новая жизнь ненужных вещей»

- работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала

Показ презентации переработка мусора в промышленности»

Воспитатель, дети, родители

Воспитатель

Приложение 2.

1.Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

2. Ознакомление со свойствами бумаги.

Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.

Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);

Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);

Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).

Опыт. «Изготовление новой бумаги».

Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.

На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.

Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.

Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»

Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);

Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);

Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;

7. Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».

В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.

Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.

Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

8.Непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»

Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.

Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами. Посадка фасоли.

9. Игры.

1.«Что я видел?»

Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

2.«Расскажи о предмете»

Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

3.«Что лишнее?»

Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.

Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему. 

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

4.«Отгадай материал»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

5.«Хорошо-плохо»

Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.

Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.

6. «Найди друзей»

Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.

7. «Наоборот»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).

                         Конспект итогового занятия по проекту:

                    «Мы с природой дружим,  мусор нам не нужен»

Цель: Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

Задачи:

  • учить разумно, использовать различные материалы,
  • активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).

Материал и оборудование:

Мусорная корзина, в которой лежат стеклянные бутылочки и жестяные банки из-под сока, электрическая лампочка, картонная коробка из-под конфет, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, консервная банка, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пищевые отходы (сухарик, огрызок яблока).

Видеозапись «Японский подход к проблеме мусора». Клеенка.

Таз с водой. Резиновые перчатки.

Предварительная работа: помощь дворнику в уборке территории детского сада.

Домашнее задание: Понаблюдать, много ли мусора выбрасывают в течение дня члены вашей семьи. Какой вид мусора преобладает в мусорном ведре?

Ход:

Воспитатель: Как вы думаете, откуда берется мусор? (Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, исписанные тетради и многое – многое другое).

Воспитатель: Что произойдет, если мусор не убирать? (Предположения детей). Как назвать мусор другими словами? (Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал).

Воспитатель: Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем – в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором? (На свалку).

Воспитатель: Как вы думаете свалка – это хорошо или плохо? (Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку).

Воспитатель: Твердых бытовых отходов (стекло, пластмасса, металл и пр.), кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится все больше, расходы на их переработку постоянно увеличивается. Для складирования мусора создаются свалки, а для уничтожения отходов используют специальные мусоросжигательные установки. Особую опасность представляют неконтролируемые свалки: мусор и отбросы нередко держать высокие концентрации вредных веществ, в местах их скопления развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней. Огромная мусорная свалка находится недалеко от города. Рядом с ней зимой и летом можно видеть стаи галок и грачей. Почему они не улетают зимой в теплые края?(Это всеядные птицы. Им не страшен холод, если они сыты. Эти птицы кормятся на мусорных свалках).

Воспитатель: Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придется спасать себя от мусора.

Послушайте, как об этом написал поэт Андрей Усачев в стихотворении «Мусорная фантазия» 

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас,

то довольно скоро, могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в садик на ракете –

По страшней произойдут беды на планете…

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки.

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок –

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде, как пойдёт круговорот мусора в природе?.. И хотя мы в детский не летим в ракете, лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети! (А. Усачёв)

Воспитатель: Давайте рассмотрим содержимое мусорной корзины нашей группы. Много ли накопились отходов за сегодняшний день?

(Дети надевают резиновые перчатки.

Воспитатель расстилает на полу клеенку и выкладывает на нее содержимое корзины).

Воспитатель: Посмотрите, какую красивую коробку из-под конфет мы выбросили.

Как думаете, сколько денег мы выбросили.

Как думаете, сколько денег было затрачено на ее изготовление?

Из чего она сделана?

Из чего получают картон (Ответы детей.)

Картон, фольга, краски, использованные при изготовлении этой коробки, труд художника и рабочих, создавших её, - стоят чуть дешевле упакованных в нее конфет. На изготовление этих баночек для сока (показывает) тоже затрачено много труда и денег. Скажите, весь мусор в корзине одинаковый?

Чем различаются выброшенные предметы? (Они сделаны из разных материалов. Их по – разному использовали. Здесь находятся большие и маленькие предметы).

Воспитатель: Давайте рассортируем мусор.

(Дети группируют предметы по материалу, из которого они сделаны).

Воспитатель: Что же делать с мусором, которого так много? Может быть, его можно как-то использовать (Предложения детей.)

В настоящее время некоторые виды отходов используются как топливо для электростанций. Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые

пакеты? (Нельзя. Когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого).

Воспитатель: Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Все ли перегнивает в земле? Какие предметы из нашей корзины перегниют быстрее? (Предложения детей)

Чтобы узнать, кто из нас прав, проведите дома опыт: закопайте в ящик с землей консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока. Выставите ящик на улицу. Через два месяца раскопайте землю и посмотрите, что произойдет с этими предметами.

Воспитатель: В, американском штате Кентукки придумали героя детских книг – супермена по имени Рэй Цикл. Он помогает ребятам освобождать городские свалки от предметов, которые перерабатываются и используются вторично. При правильной сортировке и переработке мусора получается много ценных вещей.

Есть ли среди содержимого нашей мусорной корзины предметы, которые можно повторно использовать? (Предложения детей.)

Что делает хозяйственный человек со старыми газетами и журналами? (Газеты расстилают на полу во время ремонта, растапливают печку на даче. Из журналов можно вырезать картинки).

Воспитатель: В, вашей семье собирают и сдают макулатуру? Что такое металлолом? Как его перерабатывают? (Ответы детей.)

А что делать со стеклянной бутылкой? (Её можно вернуть в магазин. Стеклянные бутылки и банки моют и снова разливают в них сок, молоко и кефир, а разбитые бутылки переплавляют в новые).

Воспитатель: Как можно использовать пластиковые бутылки? (Разрезать пополам и прикрывать ими рассаду. Изготовить кормушки для птиц.

Воспитатель: Можно ли как-нибудь использовать сломанные игрушки? (предположения детей.)

А, сейчас посмотрим, как используют мусор в далёкой стране Японии.

Просмотр видеозаписи «Японский подход к проблеме мусора» (использование мусора при создании инсектария (зоопарка для насекомых) на одном из искусственных островов, построенном из отходов).

Воспитатель: Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто для этого что-то делает! 

 

Наш девиз: «Поселок - наш дом, не мусори в нем!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проэкт по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен".

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...

Проект по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию...

Конспект открытого занятия по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

Формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы...

экологический проект на тему: Мы с природой дружим, мусор нам не нужен

Беречь планету мы должны.Поля, леса, моря и океаны,Материки, острова и страны.Чтобы планета жила,Чтобы планета цвела,Береги человек этот мир.Он создан – чтобы ты жил!...

Педагогический проект экологической направленности «Мы с природой дружим-мусор нам не нужен!» в подготовительной к школе группе

Цель проекта: формирование экологической культуры и бережного отношения к природе.Задачи проекта: Углубление и расширение знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах.Расширение у детей элементарны...

Проект по экологии «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ Номинация «Вторая жизнь упаковки» «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»

Дошкольный  возраст  -  самоценный  этап  в  развитии  экологической  культуры личности.  В  этом  возрасте  ребёнок  начинает  вы...