Волшебница - вода
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Данилова Эльвира Вячеславовна
Конспект совместной деятельности педагога с детьми
образовательная область «Познание»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_poznavatelnoe_razvitie_voda_-volshebnitsa.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №130 «Улап» Чувашской республики.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми образовательная область «Познание»

Тема: «Вода - Волшебница»

для детей средней группы

 

Подготовила: Данилова Э.В.


Цель: обогатить представления детей о свойствах воды путем экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить детей с основными свойствами воды (запах, цвет, вкус);
  • Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
  • Формировать умение детей исследовать окружающий мир на примере проведения опытов с водой.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
  • Воспитывать бережное отношение к воде;
  • Воспитывать доброе, чуткое отношение друг другу и к окружающему миру, желание помогать тем, кто оказался в беде.

 

 Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды для всего живого;
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода»
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»
  • Чтение художественной литературы: Урядова Ирина «Сказка о воде», «Жила – была река» (экологическая сказка).

 

Материал и оборудование:

  • Карточки с изображением свойств воды (запах, вкус, цвет)
  • Глобус
  • Одноразовые стаканы с водой, апельсиновым соком, молоком (по количеству детей), чайные ложки.
  • Карточки – схемы (правила поведения в лаборатории)
  • Аудиозапись.

Словарная работа: жидкость, безвкусная, бесцветная, льется.

Ход занятия

Организационный момент 

Воспитатель: (показывает детям глобус)

Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: – Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего, голубого.

Воспитатель:  Верно. Как вы думаете, что же обозначено этим цветом на глобусе?

Голубой и синий – это цвет обозначает воду на глобусе. Посмотрите как много воды на нашей земле.

 А где вы встречаете воду?

Дети: В кране, в реке, море, в луже.

Воспитатель: Зачем же нужна вода?

Дети: Чтобы пить, купаться, стирать бельё, мыть посуду, готовить пищу.

Воспитатель: Действительно, вода - основной источник жизни на Земле,  без неё не смог бы жить ни человек, ни животные, ни птицы, ни насекомые, ни растения.

 Воспитатель: Как вы думаете, нужно ли беречь воду, заботиться о её сохранности и чистоте? (ответы детей)

Основная часть

Совершенно верно

Ни одно живое существо не может жить без воды

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы верите в чудеса?

Дети: Да, верим!

Воспитатель: Я скажу вам по-секрету, что с водой можно провести интересные опыты. Хотите вы провести опыты?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в лабораторию, где мы узнаем много интересного о воде и её свойствах.

Воспитатель: А чтобы у нас все получилось нужно соблюдать правила поведения в лаборатории.  Ребята, знаете какие?

- Внимательно слушать воспитателя.

- Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

- Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

(воспитатель показывает карточки с правилами поведения в лаборатории)

 

Воспитатель: А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом. (Дети садятся за столы).  Как я и обещала, мы проведём опыты и убедимся, что вода может творить чудеса - изменяться и превращаться. И после каждого такого волшебства, мы будем делать выводы, и вывешивать на доску символы.  

Опыт №1

Воспитатель: Для первого эксперимента мне нужен помощник.

(Выбирает одного ребёнка)

У тебя в руках два стаканчика - один пустой, в другой я налила немного воды. Попробуй перелить водичку из оного стакана в другой.

Что делает вода? (Льется) Почему?
Воспитатель: (На доску вешает картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод)

 Вывод: вода льется, потому что она жидкая. Значит вода - жидкость.

Опыт №2

- Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у чистой воды?

- Чтобы ответить на этот вопрос,

Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)

- А как вы догадались? (пахнет апельсинами)

- А теперь возьмите стакан с водой.

- Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха)

- Так есть ли запах у чистой воды? (Нет)

(На доску вешаю картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод)

Вывод: У воды нет запаха!

Опыт №3

- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)

- А конфета? (Сладкая)

- Интересно, а есть ли вкус у чистой воды? Как вы думаете? Давайте проверим!

- Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок.

- Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина)

- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте.

- Какая она на вкус? Может быть сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса)

-так есть ли вкус у воды? (Нет)

(На доске картинка с изображением этого свойства воды. Дети делают вывод)

Вывод: У воды нет вкуса! 

Воспитатель: Вы правы ребята. У воды нет вкуса.

Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает.

А сейчас я предлагаю, ребята, поиграть и представить что вы капельки воды. Физминутка: «Капельки»

С неба капельки летели (Дети бегут и машут руками)

В ручейки попасть хотели, 

 И захватывая дух, Капельки упали: «Бух!» (приседают)

Капельки прыг – прыг (Прыжки на двух ногах)

Капельки хлоп – хлоп (Хлопки руками)

Капельки топ – топ – топ – топ (Ходьба на месте)

С неба капельки упали (Дети бегут)

Ручейками побежали 

Побежали ручейки (Наклоны вправо, влево)

И прозрачны и легки. 

Опыт №4

- А какого цвета ваш сок? (Оранжевый) А молоко? (белого)

- А можно сказать про воду какого она цвета? (Нет)

У воды нет никакого цвета. Она бесцветная.

Предлагаю поиграть в прятки. У вас есть листок бумаги,  на котором нарисован цветочек. Поставьте стакан с соком на цветочек. Виден цветок? (Ответы детей). А теперь поставьте стакан с водой. Цветочек виден? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы!

(На доске  - картинка с изображением этого свойства воды)

Вывод: У чистой воды нет цвета – она прозрачная.

Воспитатель: А как вы думаете, может ли вода одновременно изменить свой цвет, вкус, и запах?

Ответы детей:

Воспитатель: Сейчас, ребята, я вам докажу, что вода может поменять свой цвет, вкус и запах.

Воспитатель: В чайник для заварки чая, нальем кипяченую воду, добавим  пакетик чая с лимоном, накроем салфеткой наш чайничек и дадим настояться. А мы с вами в это время поиграем.

Пальчиковая игра "Чайник и чашки"

Мы замёрзли! Ай-яй-яй! (грозим указательным пальцем)
Чайник, чайник, выручай, (чайник: сжимаем руку в кулак, выпрямляем мизинчик)
В наши чашки наливай (чашка: ладонь полуоткрыта)
Тёплый, тёплый, тёплый чай! (одна рука изображает чашку, другая - чайник, наливающий в чашку чай).

 

Воспитатель: Давайте ребята посмотрим,  во что превратилась наша вода? Теперь вода превратилась в чай.

Наливаем каждому ребенку в кружку чай.

Воспитатель: теперь вода по цвету какая?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы  ребята, правильно вода поменяла цвет.

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь понюхайте. Есть ли какой нибудь запах?

 Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, наша вода приобрела приятный запах - это запах лимона. (Детям раздаются пиалы с сахаром и ложечки.

Воспитатель: Сейчас ребята я положу кусочек сахара. Размешайте, а теперь попробуйте.  На вкус она какая?

 Ответы детей.

Воспитатель: Какие вы молодцы. И так ребята наша вода превратилась в  очень вкусный чай. Правда?

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Вернёмся в группу, но, прежде снимем фартуки.

Проходите на стульчики.

Итог.

    Ребята, вам понравилось быть исследователями и проводить опыты с водой? Повторим ещё раз основные свойства волшебницы-воды. В этом нам помогут символы, которые мы собрали в нашей лаборатории.

- Вода льется, потому что она жидкая. Значит вода - жидкость.

- Вода не имеет запаха.

- Вода не имеет вкуса (безвкусная)

- Вода - бесцветная, прозрачная.

Воспитатель: Но не забывайте, ребята, вода может менять свойства в зависимости от того что в нее добавили.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Расскажите, какие вы теперь знаете свойства воды? (Опираясь на карточки, дети называют свойства воды)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...