Проект
проект по окружающему миру

Поект"Как животные готовятся к зиме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Как  звери к зиме готовятся»

Проблема – почему дикие животные готовятся к зиме?

Цель проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Задачи:

  • Расширять  представления детей о подготовке диких животных к зиме;
  • Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать  увиденное в рисунках, поделках;
  • Воспитывать у детей любовь и  бережное отношение к природе

Актуальность: Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Участники проекта:

  • Воспитатели
  • Дети средней группы
  • Родители

Продолжительность проекта: краткосрочный

Вид проекта:

Исследовательско - творческий

По окончанию работы предполагается получить следующий результат:

1. Обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме;

2. Формирование устойчивого интереса детей к данной проблеме;

3.  Появление интереса у родителей к проблемам оздоровления детей

Этапы:

Первый этап- подготовительный

Изучение методической литературы

Организация предметно-развивающей среды

Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, костюмов, музыкальных произведений, музыкальных игр,   интернет-ресурсов по теме проекта.

Второй этап -  исследовательско-творческий

 Виды деятельности: познавательно- исследовательская, двигательная, музыкальная, изобразительная, элементарная трудовая  деятельность, восприятие художественной литературы, взаимодействие с семьёй.

Содержание проекта

Работа с детьми

Познавательно-исследовательская деятельность:

Дидактические игры «Кто где живёт?», «Прятки», «Угадай по описанию», «Кто лишний?», «Помоги белочки сделать на зиму запасы» и др.

Цель: закрепить знания о местах обитания, о способах приспособления к зимнему периоду.

Беседы «Кто живет в осеннем лесу», «Как дикие животные готовятся  к зиме».

 Цель: расширять представления о жизни диких животных в лесу, об их приспособлении к зиме.

Экспериментальная деятельность:

 «Почему звери меняют цвет своей шубки?»

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

Опыт 2. Почему белка меняет шубку зимой?

Опыт 3: Какая шубка теплее?

Экскурсия в лес.

Цель: обратить внимание на красоту осеннего леса,  особенности внешнего вида растений, деревьев, повторить правила поведения в природе.

Двигательная деятельность:

Проведение подвижных игр «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц», «Медведь и пчёлы», «Волк во рву».

Музыкальная деятельность:

Цель: развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку.

Прослушивание музыкальных произведений «Медведь», «Лисичка поранила лапу»;

разучивание  песенки «Лиса по лесу ходила», «Ехали медведи на велосипеде», «Зайчик»;

музыкальные игры «Зайка», «Плетень», «С барабаном ходит ёжик», «Звери и звероловы».

Продуктивная деятельность:

Рисование животных леса.

Цель: закрепить умение отражать в рисунках диких животных.

Коллективная аппликация « Кто живёт в осеннем лесу».

Цель: формировать умение отражать в работе животных, используя шаблоны и мелко нарезанные цветные шерстяные нитки. Учить договариваться и взаимодействовать друг с другом.

Пластилинография. «Дикие животные».

Цель: Продолжать знакомить детей с внешним видом животных осенью, обводить  шаблоны зверей на цветных листах бумаги, подбирать цвет пластилина и заполнять форму.

Конструирование из природного материала «Ёжик» (коллективная работа).

Введение в  художественную литературу:

В.Бианки  «Готовятся к зиме», А.Блока «Зайчик», М.Пришвина «Ёж», К.Д.Ушинского «Жалобы зайки».

Рассматривание и беседы по иллюстрациям к рассказам Пришвина, Чарушина.

Работа с родителями

Изготовление масок животных к подвижным играм

Разучивание стихов для постановки сказки

Создание альбома загадок о диких животных (рисование иллюстраций, титульного листа, придумывание загадок)

Участие желающих детей и родителей во всероссийском творческом конкурсе.

Итоговые мероприятия:  

Участие родителей в совместном празднике

Участие детей во всероссийском творческом конкурсе «Осенние узоры»

ПРОЕК

«СТУПЕНИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Разработчик:

 «Если ребёнок не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»

Л.Н. Толстой

Актуальность

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.

Творческая личность – это достояние всего общества. Общество нуждается в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать проблемы быстро меняющихся условий жизни. Практика показывает, что чаще творческие люди добиваются большего успеха во многих сферах. Поэтому стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем детям проявить свои таланты и творческий потенциал.

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально – экономического, культурного и духовно – нравственного преображения.

Актуальность данной проблемы сделала необходимым поиск видов детской деятельности оптимальных с точки зрения формирования творчества. Следовательно, при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с тем или иным видом деятельности, к которому они проявляют интерес, приведёт к полноценному формированию эмоциональной сферы ребёнка, что в свою очередь даёт возможность достичь гармонии личности.

В настоящее время, реализация ФГОС создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности   дошкольника, а также условия для творческой самореализации педагогов.

Цель: развитие у детей творческого потенциала и личностных качеств через различные виды деятельности, оптимальные с точки зрения формирования творчества.

Задачи:

- способствовать становлению у детей эстетического отношения к окружающему миру;
создать условия для формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- обогащать опыт художественно – творческой деятельности; вызвать интерес к творческому экспериментированию, применению различных способов создания изображения, использованию разнообразных техник и их сочетаний;

- формировать практические навыки и умения в разных видах художественной деятельности; способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной)

- развивать познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие), сенсорные способности, эмоциональную сферу;
- повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников 

- обеспечить условия для реализации задач воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию (материально-техническое, методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса).

- выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач художественно-эстетического воспитания.

Проблема: как открыть творца в ребёнке?

Проблемные вопросы:

- Как организовать деятельность, чтобы она способствовала развитию творческого потенциала детей?

- Каким образом задачи развития интереса к художественному творчеству могут быть представлены в развивающей среде?

- Как развитие творческих способностей раскроет потенциал личности?

Объект исследования: творческая активность детей.

Предмет изучения: комплекс инновационных методов, приемов и средств для развития творческой активности детей дошкольного возраста.

Гипотеза: если в группе будут созданы условия для «погружения» ребёнка в творчество, то это позволит развить у него желание творить.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Аннотация проекта

- Проект рассчитан на детей младшего и среднего дошкольного возраста.

- По доминирующей деятельности – исследовательский, творческий.

- По характеру содержания – включает ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

- По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, исполнитель.

- По характеру контактов – открытый.

- По количеству участников – фронтальный, групповой (две подгруппы по 11 человек)

- По продолжительности – долгосрочный (2 года).

Направления работы: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Предполагаемые результаты:

На уровне детей:

- у детей сформируется интерес к различным видам художественного творчества;

-дети овладеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- появится интерес к творческому экспериментированию, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных техник и их сочетаний.

- разовьются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие), сенсорные способности в соответствии с возрастом;
- сформируется уверенность, самостоятельность, инициативность в творческой деятельности.

На уровне педагога:

- создание системы работы с детьми по развитию творческого потенциала и личностных качеств детей в различных видах детской деятельности с использованием комплекса инновационных методов, приемов и средств;

- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности, удовлетворенность работой.

- развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников и повышение их компетенции в вопросах развития творческих способностей детей.

 

Основными условиями реализации проекта являются:

- Создание обстановки эмоционального благополучия;

Создание и обновление предметно-развивающей среды;

- Творческий подход к содержанию образования;

- Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

- Синтез занятий по изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению с окружающим миром;

- Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений);

- Использование современных технологий в организации деятельности (технология исследовательской деятельности, ИКТ, технология проблемного обучения, игровая технология, элементы ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии (элементы цветотерапии и сказкотерапии, технологии музыкального воздействия, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз);

- Взаимодействие с родителями на уровне сотрудничества.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1 этап. Подготовительный.

Направление деятельности. Задачи

Содержание

Информационно-аналитическое обеспечение проекта.

Задачи:

1.Сбор и анализ информации

2.Анализ, совершенствование материально-технической базы.

- Подбор и изучение литературы по теме проекта.

- Изучение передового педагогического опыта работы по развитию творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

- Создать условия для самостоятельной изобразительной деятельности: оформить уголок изотворчества, где каждый ребенок будет иметь возможность экспериментировать с различными изобразительными материалами.

- Создать условия для развития мелкой моторики рук и воображения: оформить уголок «Ловкие пальчики» и оснащение его играми, часть из которых изготовлены самостоятельно (совместно с родителями).

- Обеспечить наличие ТСО для использования ИКТ.

Методическое обеспечение проекта.

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Организовать целенаправленную работу по созданию в группе условий для реализации проекта

- Разработать цикл занятий для организации творческих мастерских(СОД).

- Приобрести необходимые учебно – методические пособия согласно намеченным мероприятиям в рамках проекта.

- Разработать презентации к занятиям, мультимедийные задания, упражнения.

- Подобрать игры по ТРИЗ в соответствии с возрастом детей, игровые упражнения на развитие творческих способностей детей.

- Подобрать соответствующий наглядный материал;

- Собрать коллекцию изобразительного материала согласно тематике намеченных мероприятий.

2 этап. Основной.

Направление деятельности. Задачи

Содержание

Работа с детьми

Задачи:

Развивающие:

- формировать у детей устойчивый интерес к художественной деятельности;

-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- развивать желание экспериментировать, вызвать эмоциональный отклик;

Образовательные:

- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;

- закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, целеустремленность, желание добиваться успеха собственным трудом.

- способствовать формированию навыков сотрудничества в совместной деятельности.

Непосредственно – образовательная деятельность.

ОО «Художесвенно – эстетическое развитие» (изобразительная деятельность)

- Учебно – методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова, ИД «ЦВЕТНОЙ МИР», Москва, 2014 год. (Парциальная программа «Цветные Ладошки»)

ОО «Художесвенно – эстетическое развитие» (конструктивно – модульная деятельность)

- Учебно – методическое пособие «Конструирование в детском саду» И. А. Лыкова, ИД «ЦВЕТНОЙ МИР», Москва, 2015 год. (Парциальная программа «Умные пальчики»)

Инновационная деятельность

  1. Технология творческих мастерских.
  • Цикл занятий:

пластилинография (младший дошкольный возраст);

оригами (средний дошкольный возраст);

  • Организация творческих мастерских по созданию коллективных работ в различных изобразительных техниках.
  1. Проектный метод.
  • Реализация творческих проектов .
  1. Игровые технологии:
  • игровые приемы ТРИЗ;
  • настольно – печатные и дидактические игры;
  • игры в друдлы.
  1. Здоровьесберегающие технологии:

- пальчиковые гимнастики;

- гимнастика для глаз;

- элементы арттерапии и  технологии музыкального воздействия.

Работа с родителями

Задачи:

вовлечение родителей в проектную деятельность;

- создать атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности;

- поиск путей сотрудничества в рамках проекта;

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе художественно – эстетического развития детей;

- привлечение родителей к участию в оснащении РППС, в творческих выставках, конкурсах различного уровня.

- Анкетирование  родителей «Активность и участие родителей в развитии  творческого потенциала ребенка».

-Индивидуальные беседы по результатам анкетирования.

- Подготовка консультативного материала для родителей.

- Оформление информационных стендов для наглядной агитации «Территория творчества».

 - Организовать мастер – классы: «Ловкие пальчики» (способы развития у детей мелкой моторики), «Пластилиновая живопись» (пластилинография), «Бумажные фантазии» (оригами).

- Организовать открытые просмотры занятий: «Пасхальные яйца» (пластилинография на открытках), «Снежинки – пушинки» (бумагопластика).

- Организовать выставки совместного творчества: «Огородные фантазии» (поделки из овощей и фруктов); «Вестники весны», «Цветы для участка» (художественное конструирование)

3 этап. Заключительный.

Направление деятельности. Задачи

Содержание

Подготовка к презентации и презентация проекта.

Задача: 

обобщить опыт работы и пополнить методический кабинет ДОУ;

распространить опыт работы в сети Интернет и СМИ.

 

- Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

- Создание папки «Совместное творчество – школа сотрудничества» (творческие работы, рекомендации родителям, памятки).

- Пополнение медиатеки ДОУ мультимедийным материалом в рамках проекта.

- Распространить свой опыт работы во Всероссийском СМИ и на сайте педагога в социальной сети работников образования.

- Оформление холла ДОУ творческими работами детей в рамках проекта.

- Активное участие детей и родителей в творческих выставках, конкурсах на базе ДОУ и городского уровня.

Выводы.

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

Для усиления воспитательно-образовательной работы, обогащения содержания образования программного раздела «Художественно-эстетическое развитие» и детского развития разработан инновационный проект «Ступени детского творчества». Реализация проекта основана на комплексе инновационных методов, приемов и средств  для развития творческой активности детей дошкольного возраста, которые обладают достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка.

Проект «Ступени детского творчества» осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой деятельности. В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными художественными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, первоначальный опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Готовность детей активно участвовать в художественно-творческом процессе является своеобразным показателем становления творческих проявлений.

Мониторинг уровня развития творческих способностей (методика В. Синельникова и В. Кудрявцева) выявил положительную динамику:

- повысилась активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности (15% воспитанников находят новые способы для художественного изображения, возможности самовыразиться);

- повысился уровень развития творческого воображения детей (20%  передают в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности);

- повысился в целом уровень развития творческих способностей:

- высокий - 17%, средний - 70% .

В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи. Совместная с родителями работа по формированию у детей творческих способностей  была направлена на повышение уровня  развития самостоятельности, настойчивости, ответственности. Особое внимание уделялось  развитию в детях любознательности, желания экспериментировать, потребности в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.

Информационные ресурсы:


1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2008г.


2. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010г.


3. Свирская Л., Роменская Л. Где растут таланты. – М.: Обруч, 2014г.


4. Конощук С.И. Фантазии круглый год. – М.: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011г.


5. Букатова В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребёнка через игру. Иллюстративный словарик игровых приёмов. _ СПб: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009г.

6. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...