Конспект организованной образовательной деятельности «Песок – волшебник»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: развитие у детей познавательной активности,  изучить способ получения кинетического песка, ознакомление со свойствами кинетического песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grigoreva_e.v._ood.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

«Песок – волшебник»

Цель: развитие у детей познавательной активности,  изучить способ получения кинетического песка, ознакомление со свойствами кинетического песка.

Задачи:

Образовательные:

- формировать познавательный интерес детей;

- расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания о песке;

- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей;

- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук; 

- развивать умственные операции: способность анализировать.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности.

Предварительная работа: игры и опыты с песком, беседы о назначении и применении песка, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке. 

Словарная  работа: песчинки, дюны, барханы, кинетический, пескография.

Материал: презентация, песок, крахмал, вода, ложки, стаканы, подносы, формочки для песка, влажные салфетки.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Возьмите за руки того, кто  рядом с вами, ощутите тепло рук  ваших друзей, посмотрите им в глаза и улыбнитесь, передайте им своё хорошее настроение.

Что за чудо-чудеса.  

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

руки всем нужны, друзья!

Сильные руки

не бросятся в драку.

Добрые руки

погладят собаку,

Умные руки

 умеют лепить

Чуткие руки

умеют дружить!

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить, вам нужно разгадать ребус. Посмотрите пожалуйста на экран и скажите какое там спрятано слово. (Показ слайда) (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Правильно мы сегодня с вами будем говорить о песке. Что такое песок? Где можно его встретить? Каким бывает песок? И как люди использует песок?

Воспитатель: Песок – это полезное ископаемое, относится он к неживой природе.  Песок – это рыхлая смесь твердых песчинок, образовавшаяся в результате разрушения больших камней под воздействием ветра, дождя. Песок – рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Между песчинками в сухом песке находится воздух, именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а в мокром песке между песчинками находится вода. Вода склеивает песчинки, поэтому из мокрого песка можно лепить. (Показ слайда)

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, а где же мы можем встретить песок. (Ответы детей) 

Воспитатель: Правильно, на берегу рек, морей и в пустыне. (Показ слайда)

Воспитатель: А теперь я вам расскажу, каких видов бывает песок.                                    

Речной песок. Песок бывает речной, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины, камней и камешков.                                                  

Карьерный (горный) песок. Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль.                                                                                              

Морской песок. Морской песок бывает разный: состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков. Из-за воздействия воды, поверхность крупинок такого песка очень гладкая.  

Песок пустыни: барханы, дюны. Эти рыхлые горные породы состоят, пожалуй, из самых мелких зёрен. Вот какой разный песок! (Показ слайда)

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста как человек использует песок. (ответы детей)

Воспитатель:

  • Из песка делают наждачную бумагу, ею затирают шероховатости на изделиях из дерева
  • Песок используют в фильтрах для очистки воды.
  • Песок применяется при изготовлении стекла.
  • Песок используют в дорожных работах. Прежде чем положить асфальт делают песчаную подушку.
  • Во время гололёда дороги посыпают песком.
  • Песок входит в состав очень крепких материалов цемента и бетона, которые используются в строительстве.
  • Из песка создают песчаные скульптуры.
  • Эта картина из песка! Художник вместо красок использовал удивительный материал – песок. И получился шедевр!
  • А эта картина нарисована песком на стекле. Такая техника называется пескография. Вот такой удивительный песок!
  • Ну и конечно, песок привозят в детские сады и на детские площадки, где играет детвора. (Показ слайдов)

Воспитатель: Ребята вы любите играть с песком? (Ответы детей). Играть с песком сегодня стало возможно не только на улице в хорошую погоду, но и дома. Для этого можно использовать домашнюю песочницу с живым или кинетическим песком. Так же, как и на улице из него можно делать города, строить домики и гаражи, тоннели, делать куличи. У кинетического песка есть несколько особенностей. Строения из него очень прочные, но как только давление наверху превышает допустимый вес, они могут моментально рухнуть. (Показ слайда) 

Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю сделать такой песок.

Физкультминутка

Вокруг себя повернитесь

И в песчинки превратитесь

Мы песчинки, мы песчинки,

На земле мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть) 

Ветер снова набежал

И песчинки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели.

И вдруг дождик пошел

И песчинки все слепил.

Вокруг себя повернитесь

и в ребяток превратитесь.

Воспитатель: Ребята садитесь поудобнее и слушайте правила поведения:

Вы послушайте, ребята, что хочу вам рассказать,

Эти правила простые нужно будет выполнять!

Здесь, друзья, нельзя вам драться и песком в глаза кидаться!

Чтоб не заболел живот, не бери песочек в рот!

Если слепишь пирожок, есть его нельзя, дружок!

Из песочницы песок не выкидывай, дружок!

Аккуратно с ним играй, а рассыпал – собирай!

Ты друзей не обижай, - их постройки не ломай!

Как закончишь ты играть, нужно за собой прибрать!

Формочки, совочек, прибери дружочек!

После руки ты помой мылом с тёплою водой.

Воспитатель: Теперь вы знаете все правила, и мы можем приступить к работе. Все необходимое перед вами. Нам нужно 2 стакана чистого песка, 1 стакан крахмала и 1 стакан воды. Ребята возьмите песок в ладошку, пересыпьте из одной ладошки в другую, потрите песок между пальчиками и скажите что ощущаете, какой песок. (Ответы детей) 

Воспитатель: А теперь в ладошку возьмите крахмал, потрите между пальцами и скажите, что вы теперь ощущаете, какой крахмал. (Ответы детей) 

Воспитатель: Ну а теперь соединим песок, крахмал в емкости и хорошо перемешаем. Добавим небольшими порциями воду и будем тщательно перемешивать до того момента, когда получим желательную консистенцию. Волшебный песок готов. Возьмите немного песка в руки. Какой он? (Ответы детей) 

Воспитатель: Кинетический песок влажный на вид – сухой на ощупь, «течет» сквозь пальцы, легко принимает нужную форму и становится плотным при лепке, если намок – быстро сохнет при комнатной температуре, не засыхает до состояния обычного песка.

Воспитатель: Хотите с ним поиграть?

Положи дружочек, ручки на песочек!

Будем мы сейчас играть, наши ручки развивать!

Ручкой правой хлоп, хлоп, хлоп!

Ручкой левой хлоп, хлоп, хлоп!

Отдыхаем, дети, стоп!

Наши пальчики шагают, наши пальчики играют!

Мы с песком играем, кулачки сжимаем!

Посмотрите он какой – он как будто бы живой!

Малышам понятно – он такой приятный!

Молодцы!

Воспитатель: Ребята перед вами есть формочки и камешки, можете слепить что-нибудь и украсить.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили, чем занимались, что нового узнали? Где используется песок людьми? Какими свойствами обладает кинетический песок? Чем он отличается от обычного песка? Вам понравилось занятие? А что понравилось? Молодцы, спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Маленькие волшебники» в средней группе

Конспект занятия по экспериментированию с различными материалами для детей средней группы...

Конспект организованной образовательной деятельности «Песок – волшебник»

Цель: развитие у детей познавательной активности,  изучить способ получения кинетического песка, ознакомление со свойствами кинетического песка....

Конспект организованной образовательной деятельности "Волшебники в стране Олз"

Цель: развивать связную речь детей посредством решения проблемных ситуаций....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе № 12 «Волшебник Изумрудного города»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе № 12 «Волшебник Изумрудного города»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Исследование свойств воздуха. Воздух – волшебник».

Описание материала: конспект открытого занятия по познавательному развитию. Материал рассчитан на воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. В основе лежит познавательно-экспериментальная деятельность...