Экологическая тропа в осенний лес.
проект по окружающему миру

Наталья Анатольевна Клявлина

Краткосрочный проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическая тропа в осенний лес.1015.96 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия по экологической тропе  в осенний лес.

Проект «Осенняя тропинка»

IMG_20190904_110016

                                         Воспитатель: Клявлина Н.А.                                                  

Продолжительность: 3 месяца (сентябрь - ноябрь).

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатель,

Цель проекта.

Формирование духовно-нравственной воспитанности детей посредством расширения знаний о природе родного села.

 Задачи проекта.

- Формирование у детей представлений об окружающей среде, первоначальной системы ценностных ориентаций: воспитание себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, умений и навыков экологически грамотного поведения, безопасного для природы и самого ребёнка;

- Развитие познавательного интереса к миру природы, эстетических чувств.

- Воспитание любви к родному селу.

- Вовлечение родителей для активного участия в экологическом образовании детей.
.                                                          
Этапы проекта.

                                1 Организационный.

Воспитатель.

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Определение цели и задач проекта.

Подбор методической литературы, пособий, атрибутов.

Составление тематического планирования мероприятий.

Дети.

Наличие четкого представления о проекте.

                                         2  Планирование деятельности.

Воспитатель.

  • Проведение экскурсий, наблюдений;
  • разработка конспектов занятий, бесед по теме проекта;
  • изготовление пособий для проекта;
  • изготовление игр, подбор имеющихся игр;
  • подбор наглядного материала;
  • обучение через дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, стихи, пословицы и поговорки, загадки;
  • чтение книг;
  • продуктивная деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Дети.

  • Организованная образовательная деятельность;
  • беседы;
  • участие в экскурсиях, наблюдениях;
  • участие в продуктивной деятельности;
  • участие в праздниках и развлечениях;
  • участие в трудовой деятельности;
  • рассматривание репродукций картин, иллюстраций;
  • составление загадок, сказок;
  • заучивание стихов.

 

  1. Заключительный.

Ожидаемый результат:

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде: 

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

                                   Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.

Цели:

  • закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обитателями
  • повторить и закрепить с детьми деревья, птиц, животных, грибы, которые обитают и растут у нас в лесах.
  • учить устанавливать простейшие причинно-следственные  связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям.
  • формировать представления о том, что в лесу все нужны друг другу.
  • воспитывать интерес к жизни лесных обитателей и доброжелательное отношение к ним.
  • закрепить знание детей о правилах поведения в природе.  

Материал к занятию:

Осенние листья, природный материал; шишки, пеньки, ветки деревьев, костюм Лесовика, лешего, иллюстрации с изображением деревьев, леса, ёлочки; картинки с напоминающими знаками у каждого ребенка.

Предварительная работа:

беседы, игры, чтение произведений о природе, о лесе, наблюдение на прогулке, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, художественной литературы, прогулка по осеннему саду.

Словарная работа:

еловая ветка, дары леса, медоносное дерево, сосновый бор, «мачтовый лес», дубрава, ярусы, лиственница.

IMG_20190904_110016   Все участники  - дети нашей группы

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня такая чудесная солнечная осенняя погода. Так и хочется прогуляться по золотому осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.

Воспитатель: Ну, что хотите в лес на экскурсию?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Тогда собираемся в путь. Дети заходят в лес, воспитатель спрашивает детей: «А вы знаете, почему листья осенью желтеют и падают?»

           IMG_20190912_105222IMG_20191014_112213

Дети: Потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют и падают.

Воспитатель: Ребята, а какие самые главные правила поведения в лесу?

Дети: Не шуметь, не бегать, не топтать маленькие саженцы.

Воспитатель:      Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Что в глуши твоей таится

Все открой, не утаи

Ты же видишь, мы свои!

IMG_20191029_112232                  Дети, а кто еще вспомнит стихи о лесе?

  Дети:   Березы косы расплели

   Руками клены хлопали

   Ветра холодные пришли,

   И тополя затопали.

  Поникли ивы у пруда,

  Осины задрожали

  Дубы огромные всегда

  Как - будто меньше стали

  Все присмирело, съёжилось,

  Поникло, пожелтело.

 Лишь ёлочка пригожая

 Совсем похорошела.

Воспитатель: Дети давайте остановимся и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.

CIMG2724

Воспитатель: Ну, что ребята пойдем дальше?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете в какой лес вы пришли?

Дети: В смешанный.

А как вы догадались: А как вы догадались?

Дети: Потому, что здесь растут разные деревья: березы, сосны, осина, ёлки.

IMG_20191029_112420IMG_20191029_112405

                Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как называется лес, где растут одни березы?

IMG_20191029_112430

Дети: Березняк или березовая роща.

Воспитатель: А где растут одни дубы?

Дети: Дубравник.

Воспитатель: А где растут одни сосны?

Дети: Сосняк или «мачтовый» лес, т.к. из сосен раньше строили корабли, мачты.

IMG_20190904_105304

Воспитатель: Дети, а вы знаете, из скольких ярусов состоит  лес?

Дети: 1-й ярус – ярус мхов и лишайников. Этот ярус ближе всех к земле-матушке.

CIMG2707

2-й ярус – густые травы, цветы, грибы.

IMG_20191029_112023IMG_20191029_112001

3-й ярус – пышные кусты.

А 4-й – всех он выше

Шум вершин нам очень слышен,

Шелест листьев, шорох, скрипы.

Это сосны, ели, липы.

Воспитатель: Молодцы ребята, я вижу, вы дружите с лесом и природой. Ребята, сейчас осень и пышные ярусы кустов и трав заметны уже плохо. Но мы приходем весной или летом, когда «просыпается» лес. А вы любите загадки?

***

Его весной и летом

Мы видели одетым

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

А зимние метели

В снега его одели.                          (Дерево)

***

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.                        (Рябина)

***

Какое дерево наряжают один раз в год?          (Ёлка)

***

Какое дерево называют сладким, медоносным?            (Липа).

Воспитатель: Молодцы. А кто являются обитателями  леса?

Дети: Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, тетерев, глухарь, сорока, сыч. Грибы: грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, лисички, белый гриб, опята. Звери: лиса, волк, медведь, заяц, олень, лось, белка, куница, кабан, ёжик.

                 SAM_1052                                              SAM_1053

                                                                       Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Какие правила поведения в лесу ребятки вы знаете?

Дети: В лесу нельзя:

  • громко говорить (кричать)
  • включать громко музыку
  • рвать с корнем цветы, грибы
  • ломать ветки деревьев
  • разжигать костры
  • разорять гнезда, муравейники
  • стрелять из рогатки в птиц
  • оставлять за собой мусор
  • разбивать стеклянную посуду
  • курить

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим такую ситуацию:

  1. Если загорелся лес по вине человека:

Дети: - погибнут звери; птицы и их птенцы

  • сгорят деревья
  • не будет чистого воздуха
  • не будет ягод, грибов, орехов
  • а если сгорят деревья, значит не будет бумаги, мебели…
  1. Если разорить гнезда птиц, стрелять из рогатки в птиц, то тогда погибнут деревья, т.к. их будут точить червяки и вредные насекомые, а этих насекомых поедают птицы, чем больше птиц в лесу, тем он здоровее.

Воспитатель: Ребята, расскажите мне, что мы еще знаем об охране леса

***

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и играть

Только, чур, не забывать

***

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают,

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

***

Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин дуб и лось

Их покой побереги –

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Ну, что ребята, а нам пора идти в детский сад, а то осенью дни становятся короче, и темнеть начинает рано.

Воспитатель: А мы к тебе лес еще придем в гости в другое время года.

Воспитатель: Ну, что ребята, мы сегодня с вами побывали в осеннем лесу, повторили правила поведения в лесу, закрепили названия деревьев, птиц, зверей. Во время всей экскурсии все старались правильно отвечать на вопросы, слушать ответы своих друзей не перебивая друг друга, выполнять задания данные воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Экскурсия по экологической тропе в осенний лес" в подготовительной группе

Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.Цели:закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обита...

Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.

Занятие направлено на:Ø закрепление представления детей о лесе, как о сообществе животных и растений; Ø повторение и закрепление с детьми названия деревьев, птиц, животных, грибов, которые обитаю...

Экологическая тропа в осенний лес

 Дидактическая игра: «Какие деревья растут в лесу?»Какие деревья растут в лесу? (береза, клен, рябина, осина, тополь).Воспитатель показывает листья деревьев и просит детей назв...

Осеннее путешествие по экологической тропе. «Золотая осень»

Цель: продолжить наблюдение за объектами экологической тропы в период поздней осени. Развивать мыслительную деятельность, память, наблюдательность.Задачи:обобщить первичное представление об осени (лис...

Конспект целевой прогулки с детьми старшей группы "По экологической тропе в осенний лес"

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она существовала всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему«Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»Воспитатель первой квалификационной категорииЕльчанинов...

Конспект НООД целевой прогулки с детьми старшей группы по экологической тропе в осенний лес .

Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ...