ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Демьянова Ирина Викторовна

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в СРЦН  ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством познавательно- исследовательской  деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у воспитанников знания об окружающем мире через практические навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКУСО МО СЕРГИЕВО –ПОСАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО -РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Экологический проект

« Я познаю мир вокруг себя»

Автор проекта

воспитатель высшей

квалификационнной категории

Демьянова И.В.

Сергиево –Посадский район, п. Реммаш

2018 г.

Проект по познавательно – исследовательской деятельности

Будь природе другом
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Н. Луконин

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: кратковременный

Срок реализации -  01.06.18 – 30.06 2018

Участники проекта: воспитанники СРЦН от 3х до 7 лет, воспитатели.

Проблема:

Недостаточные знания и поверхностный интерес детей к природе и окружающему миру.

Краткая аннотация

Данная работа посвящена познавательно- исследовательской  деятельности воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста.

Сегодня в России играет  важнейшую роль познавательное развитие дошкольников.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в СРЦН  ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством познавательно- исследовательской  деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у воспитанников знания об окружающем мире через практические навыки.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну окружающей его природы стало целью данной педагогической работы. 

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.

Актуальность темы.  

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Первые восприятия важны и неожиданны  для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У воспитанников  возникают вопросы, с которыми он   обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней. Для этого не нужно специально вести ребёнка за город. И на территории СРЦН, непосредственно на участке, окруженным различными деревьями, кустарниками и цветами, можно знакомить детей с природой.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.  

    Участие воспитанников  в проекте «Я познаю мир вокруг себя» позволит максимально обогатить знания и представления детей о бережном отношении  к нашему «Зеленому дому», развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель

Формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения.   Создать  условия  для развития познавательных и творческих способностей детей, формирование начал экологической культуры.

Задачи

  • Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.
  • Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, насекомых, птицах и явлениях природы.
  • Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.
  • Развивать мышление,  воображение, связную речь детей.
  • Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
  • Воспитывать интерес к трудовому процессу, желание трудиться.
  • Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
  • Формировать познавательную активность, логическое мышление,  самостоятельность.
  • Принять участие в озеленении территории СРЦН
  • Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.

Педагогические принципы:

  • системность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • сезонность.

Методы и формы  работы:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; эксперименты
  • наглядные: презентации, просмотр тематических фильмов и мультфильмов и т.д.
  • словесные: беседы: чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции, разучивание стихотворений, викторины.
  • игровой: (сюрпризный момент, игры, физминутки, пальчиковая гимнастика)
  • творческие ( рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из бросового материала)
  • Целевые прогулки,  экскурсии с детьми.
  • Трудовой десант.
  • Выставки рисунков и поделок;

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно-  экспериментальной деятельности. Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. С детьми проводятся экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность, в которой дети осуществляют экспериментально-исследовательскую и практическую деятельность для изучения свойств различных природных объектов (песка, глины, воды,  почвы,  камней, древесины, семян и т. д.) . Ведется работа по сбору и оформлению коллекций камней, семян,  и др.
Дети проводят простейшие опыты с неживой природой, которые подводят воспитанников  к умозаключениям, суждениям, что способствует развитию их мыслительных процессов и операций.


Наблюдение.

Наблюдение – основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Ребятам интересно наблюдать за  ростом растений. Знакомство с многообразием растительного мира начинается с самого яркого и впечатляющего — цветов.


Труд в природе

Дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях: вместе со взрослыми очищают почву от травы, камней и палок, ухаживают за клумбой и огородом(поливают, полят). При этом у детей воспитывается настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы.

I этап – подготовительный.

- Подбор методической литературы
-Пополнение дидактического материала: дидактических пособий, дидактических игр и атрибутов.
-Обсуждение с воспитателями вопросов, связанных с реализацией проекта.
-определение целей и задач, составление плана работы.

II этап – основной:

- работа с детьми.

III этап – заключительный:

- подведение итогов реализации проекта;

- соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

- изготовление леп-бука по теме «Я познаю мир вокруг себя»

Итоговое мероприятие: Экологический праздник

Планируемый результат:

- дети научатся различать живую и неживую природу.

 -расширяться знания детей о растениях, насекомых, птицах и явлениях природы.

-у детей сформируется  эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.

- сформируется интерес к трудовому процессу, желание трудиться.

-сформируется познавательную активность, логическое мышление,  самостоятельность.

- Активизируется  речь детей, словарный запас пополнится  многими понятиями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1 БЛОК                     01.06.2018 г.-06.06.2018. г.

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Цель.

Обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Задачи

  • организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоение новых знаний: о природных объектах и их отличие от искусственных, созданных человеком; об объектах живой природы и их отличие от объектов неживой природы.
  • Способствовать формированию у детей представлений о неразрывной связи человека с природой.
  • Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус).
  • Познакомить детей с песком и его свойствами.
  • Знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).
  • Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.  Учить классифицировать камни по разным признакам. Расширять представления детей о том, как человек использует камни, познакомить с профессиями.

2 БЛОК (07.06.2018 – по 12.06.2018 г.)

ДЕРЕВЬЯ НА УЧАСТКЕ СРЦН

Цель. 

Формировать представления о видах деревьев на территории СРЦН , их значимость в жизни человека, способах их применения.

Задачи

  • Формировать обобщенное представление о деревьях вообще и о березе, клене, рябине, тополе, сирени  в частности.
  • Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.
  • Воспитывать чувство любви к деревьям и бережного обращения с ними.
  • Расширять представления о правильном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, царапать кору, бросать мусор в водоемы и т. д.).
  • Развивать наблюдательность, учить различать деревья по листьям, стволу, веткам.

3 БЛОК    12.06.-17.06

ЦВЕТЫ НА УЧАСТКЕ    

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал- далеко не все.

Цель.

Познакомить детей с волшебным миром цветов; с цветами на участке СРЦН

Задачи

- рассказать о том, где растут цветы, как

выглядят;

- Дать понятие, что такое цветок.

- Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом) .

- Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

- Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

- Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

- Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в

изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

5 БЛОК   (18.06.- 23.06.)

ПТИЦЫ

Цель.

Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках птиц, о роли человека в жизни птиц.

Задачи.

  • Расширить, обогатить знания детей о жизни птиц.
  • Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц.
  • Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.
  • Учить находить признаки сходства и различия.
  • Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц: питание, рост, развитие, размножение, условия их обитания, роли человека в жизни птиц, развивать интерес к жизни птиц;
  • Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц, осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения;
  • Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц, с художественной литературой по данной тематике, научить детей принимать участие в драматизациях небольших отрывков произведений, придумывать небольшие истории про птиц, составлять рассказы из личного опыта;
  • Познакомить детей с процессом появления птенцов из яиц.

4 БЛОК   24.06. – 28.06

НАСЕКОМЫЕ

Цель.

Формировать у детей элементарные представления о насекомых вокруг нас. . Воспитывать у детей бережное отношение к ним.  Формировать навыки исследовательской деятельности.

Задачи.

  • Формировать простейшие представления  о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения, о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
  • Находить сходства и различия;
  • Владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  • Воспитывать в детях любознательность, коммуникабельность,                      усидчивость, инициативность, уверенность.

КАЛЕНДАРНО--ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Дата

Название мероприятия

01.06

Живая и неживая природа. Различие. Взаимосвязь

02.06

«Вода -волшебница»

03.06.

Презентация « волшебный песок»

04.06.

«Песочные струйки» 

05.06.

В царстве удивительных камней

06.06

Маленькие ученые ( опыты, поделки)

07.06

« Глина –природный материал». Чтение р.н. сказки  « Глиняный парень»

08.06

«Узнаем, какая глина». Лепка.

09.06

« Воздух –невидимка»- беседа.

10.06

Исследовательская деятельность детей

11.06

Красавица рябина.

12.06

Ручной труд

13.06

Русская красавица- березка

14.06

Ручной труд

15.06

Клен кудрявый

16.06

Рисование

17.06

Тополь.

18.06

Рисование

19.06

Сирень

Ручной труд

20.06

Все деревья хороши-выбирай на вкус.

Итоговое занятие.

21.06

«Цветы – краса земли» введение в тему

22.06

Наблюдения за цветами на участке.

23.06

Комнатные растения

24.06

Посадка в горшочек семечка(цветок). Загадки о цветах.

25.06

Садовые цветы

26.06

Ручной труд. Цветок.

27.06

Луговые, полевые  цветы. Рисование.

28.06

«Путешествие в мир цветов».

29.06

Оформление лепбука поо теме «Я познаю мир вокруг себя»

30.06

Оформление лепбука поо теме «Я познаю мир вокруг себя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....