“Необычное приключение золотой рыбки”
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шаповалова Светлана Викторовна

Цель:

  • Сформировать представление о том, ка рыбы приспосабливаются к жизни в природных условиях;
  • Уточнить значения об особенностях их внешнего вида, образа жизни (как и чем питаются, как передвигаются), о хищных и “миролюбивых” рыбах;
  • Продолжать воспитывать любовь к природе;
  • Развивать воображение, логическое мышление;
  • Учить разрешать противоречия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида  №134 г. Липецка

Конспект

Открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов ТРИЗ на тему:

Необычное приключение золотой рыбки”

Цель:

  • Сформировать представление о том, ка рыбы приспосабливаются к жизни в природных условиях;
  • Уточнить значения об особенностях их внешнего вида, образа жизни (как и чем питаются, как передвигаются), о хищных и “миролюбивых” рыбах;
  • Продолжать воспитывать любовь к природе;
  • Развивать воображение, логическое мышление;
  • Учить разрешать противоречия.

Материалы и оборудование:

  • Плакат с изображением речного дна;
  • Иллюстрации щуки, сома, плотвы, окуней, золотой рыбки;
  • Две банки (с чистой и мутной водой);
  • Две рыбки (игрушечные);
  • Кукла – мальчик.

                                                     Ход занятий

    В. Сегодня я хочу рассказать вам необычную историю. О ком догадайтесь.

Вильнет хвостом

Туда – сюда –

                                                                                              И нет ее

                                                                                              И нет следа.

                      Д. Рыба.

    В. (рассказывает сказку, показывая иллюстрации).

        Одному мальчику, которого звали Рома, подарили золотую рыбку. Возвращаясь домой вдоль берега, он любовался подарком, а рыбка спокойно плавала в банке. Мальчик так увлекся,  что не заметил корягу, споткнулся и упал. Рыбка исчезла в реке. Как ни старался Рома разглядеть ее в воде, не смог. А золотая рыбка никак не могла понять, куда она попала.

        Итак, золотая рыбка попала в реку. Это хорошо. Почему?

   Д. Она осталась живой, узнает обитателей реки, подружится с кем-нибудь …

   В. Золотая рыбка попала в реку. Это плохо. Почему?

   Д. В реке холодная вода. Река глубокая, темно, …

   В. Как вы думаете, где жила рыбка раньше?

   Д.  В доме человека – в аквариуме.

   В. А хорошо ей там было?

   Д. Хорошо. Там тепло, светло, в аквариуме вода чистая.

   В. А в реке есть места с теплой водой?

 

   Д. Около берега, где мелко и солнце прогревает воду.

   В. Пока рыбка искала отмель, она проголодалась, но в реке нет привычного для нее корма. Пока рыбка смотрела по сторонам, мимо нее пронеслась стая небольших серебряных рыбешек с  красными глазами и красными плавниками. Они похожи на капельки воды сверкавшие на солнце. Что это за рыбешки?

   Д. Плотва.

   В. Плотвички, окружив незнакомку, удивлялись ее яркому наряду. Самая любопытная подплыла к ней и сказала: “ Какая ты смелая! Не боишься одна плавать”. А золотая рыбка просто не знала, кого ей нужно бояться. Плотвички пригласили золотую рыбку подкрепиться – около берега было много мотыля, червяков, личинок. Золотая рыбка наблюдала за тем, как плотвички ловко извлекали из ила толстых жирных червяков. Но ей не под силу было заглатывать такой крупный корм. Как  ей помочь?

Д. Плотвички должны поделить червяков на мелкие кусочки или отдать золотой рыбке маленьких червяков.

В. Рыбки наелись, повеселели, стали играть.

Давайте поиграем вместе с нами.

Физкультминутка

Рыбки хвостиками вильнули,

А затем на дно нырнули.

Бурно пузырьки пускали,

Шевелили плавниками.

В. Поиграв, золотая рыбка вильнула хвостом и поплыла  к лежащей на дне палке…”Палка” вдруг зашевелилась и быстро поплыла к плотвичкам. Как вы думаете, что это?

 

Д. Щука.

В. Как плотве спастись от щуки?

Д. Плыть на самое мелкое место: плыть в разные стороны.

В. Тем временем самая смелая плотвичка подплыла к золотой рыбке и посоветовала ей спрятаться на илистом дне. Почему?

Д. В мутной воде рыбку трудно заметить.

Опыт:  Воспитатель опускает одну игрушечную рыбку в банку с чистой водой, а в другую – банку с мутной водой.

 

В. В какой воде рыбку не видно?

 

Д. В мутной.

 

В. Золотая рыбка обрадовалась тому, что может избежать опасности и направилась к месту, где вода была мутной. В это время в воде показались необычные рыбы: горбатые, на верхних плавниках иголки как у ежа. Кто это?

Д. Окуни.

 

В. Щука заметила их, махнула мощным хвостом и острыми зубами схватила маленького окунька… Вам жалко окунька?

 Д. Жалко.

В. Как же быть? Ведь щука должна есть рыбу (это ее пища)  и не должна есть, чтобы все  рыбы были целы.

Д. Щука должна есть слабых и больных рыб.

В. Щука – это плохо. Почему?

Д. Она хищник, из-за нее рыбешкам беспокойно.

В. Но щука – это и хорошо. Почему?

Д. Щука -  санитар. Она нападает прежде всего на больных рыб, не давая другим заразиться и умереть.

В. Много рыб в реке - это хорошо. Почему?

Д. Если рыбы много, ее можно ловить даже руками.

В. Но много рыбы в реке – это и плохо. Почему?

Д. Они съедят весь корм, начнут есть друг друга; больные рыбы будут заражать других.

В. А золотая рыбка вновь почувствовала голод. Теперь она решила самостоятельно поискать корм. Плывя по дну, увидела червяков. Только решила ими полакомиться, как вдруг прямо перед нею открылась огромная усатая пасть. Испугавшись, золотая рыбка уплыла за камешек и оттуда начала наблюдать за неизвестной рыбой. А вы догадались, что это за рыба с усами?

Д. Сом.

В. Действительно, это был сом. Большой домосед. Любит глубокие ямы и лишь ночью “выходит” на охоту. Он медлительный и неповоротливый, от него легко уплыть. А зимой он и вовсе не опасен: забьется как можно глубже и ничего не ест. Золотая рыбка решила плыть к берегу, к плотвичкам, которые продолжали весело резвиться.

      А мальчик все ходил по берегу, не теряя надежды отыскать свою золотую рыбку.

   И вдруг среди маленьких серебристых рыбешек он увидел ее, поймал сачком, пустил в банку с водой и быстро пошел домой.

   Вот так закончилось необычное приключение золотой рыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключение золотой рыбки

Цель: сформировать представление о том, как рыбы при­спосабливаются к жизни в природных условиях; уточнить зна­ния об особенностях их внешнего вида, образа жизни (как и чем питаются, как передви...

Конструкт НОД "Морское приключение золотой рыбки"

Конструкт НОД Художественно-эстетическое воспитание, оборотная пластилинография на стекле, средняя группа....

Сценарий утренника в подготовительной группе "В гостях у золотой рыбки, или новогодние приключения в Подводном царстве"

Новогоднюю атмосферу праздника почувствовали не только дети, но и их родители, став в этом сценарии главными героями....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА «НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ»

Цель: сформировать представление о том, как рыбы при­спосабливаются к жизни в природных условиях; уточнить зна­ния об особенностях их внешнего вида, образа жизни (как и чем питаются, как ...

Сценарий мероприятия с детьми раннего возраста "Приключения с Золотой рыбкой".

Цель: Создать радостное настроение .Задачи: Воспитывать  умение играть вместе, не толкая и не обижая друг-друга.  Формировать умение  детей согласовывать  действия , имитировать по...

Образовательный маршрут "приключения Золотой рыбки"

Данный образовательный маршрут основан на сказочном сюжете. Переходя от одного слайда к другому и выполняя задания Золотой рыбки, родители познакомят детей с особенностями внешнего вида речных рыб, их...

"Необычные приключения золотой рыбки"

laquo;Необычные приключения золотой рыбки»Цель: сформировать представление о том, как рыбы приспосабливаются к жизни в природных условиях; уточнить знания об особенностях их внешнего...