Конспект НОД по финансовой грамотности «Семейный бюджет»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» и его составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать мышление.
Образовательные задачи:
- Познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет».
- Заложить основы планирования семейного бюджета.
- Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать у детей экономическую грамотность;
- Развивать умения детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи;
- Раскрыть понятие «бюджет» и составные элементы семейного бюджета.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;
- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;
- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;
- Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги.
Предварительная работа:
проведение работы с родителями по организации семейной экскурсии в супермаркет; экскурсия всей группы в магазин, организация общей недорогой покупки; помощь родителей в подборе сказок, пословиц, поговорок, помогающих объяснить детям понятие «бюджет».
Планируемый результат:
обогащение представлений детей о семейном бюджете, умение употреблять в речи слова «Бюджет», «Пенсия», «Стипендия» и др., проявление интереса к экономической деятельности взрослых.
Материалы: цветные таблицы с изображением модели семейного бюджета, изображение Гнома – Эконома и его семьи.
Ход занятия:
Вводная часть: ( мотивационный этап)
Воспитатель:
«Он весёлый, добрый,
Любит денежки считать
И хозяйство возглавлять.
Живёт с нами рядом,
Не тужит
И с экономикой дружит.
Кто это?» (Гном Эконом)
Ребята, сегодня к нам в гости пришел Гном – Эконом. Он услышал, как мама и папа обсуждали «Семейный бюджет». Это новое для него слово и он просит нас помочь ему разобраться, что же оно значит. Мы поможем Гному – Эконому?
Основная часть:( содержательный, деятельный этап)
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать, давайте с вами вспомним, что такое экономика? (Ответы детей)
Игра – упражнение: «Всё это экономика» - с мячом.
Правила игры: Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.
Деньги – да
Профессии – да
Мяч – нет
Арбуз – нет
Цена – да
Производство – да
Завод – да
Стул – нет
Фабрика – да
Кошка – нет … (и т. д.).
Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Давайте вспомним, из кого она состоит? (ответы детей). Семья Гнома – Эконома, например, состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки и старшего брата. Каждый из вас живет в доме или квартире, пользуется вещами, готовит пищу. Но для того чтобы иметь все, что нас окружает, необходимо иметь деньги. А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?
Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, сладости, лекарство, платить за детский сад.
Воспитатель: Где можно взять деньги? Расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. Где зарабатывают деньги ваши родители?
Дети: Папа и мама работают.
Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, так как каждый труд должен оплачиваться. Кем же работают ваши родители?
Ответы детей: профессии родителей
Воспитатель: Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их прошлый труд выплачивает им деньги, а выплаты эти называются «Пенсия».
Воспитатель: А у кого-то в семье есть старший брат или сестра, как у Гнома – эконома? (Ответы детей)
Воспитатель: После окончания школы они учатся в училище, техникуме или институте, там им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.
Теперь мы с вами знаем, как в семьях появляются деньги.
А если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается семейный бюджет. Запомните это, ребята!
ФИЗМИНУТКА «МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ»
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
Воспитатель: Дети, вы запомнили, что все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом? А теперь давай те посмотрим на этот круг - вот это бюджет семьи Гнома – Эконома.
Воспитатель: Посмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи?
Дети: Мама, папа, бабушка с дедушкой, старший брат.
Воспитатель: Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи?
Дети: работают.
Воспитатель: А как называются заработанные родителями деньги?
Дети: зарплата.
Воспитатель: А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии?
Дети: пенсия.
Воспитатель: Посмотрите на схему. Старший брат Гнома - Эконома –студент и он увеличивает семейный бюджет деньгами, полученными за свою учёбу. Они называются стипендия.
Физкультурная минутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Воспитатель: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? (Ответы детей). А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Ответы детей). Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество - всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Игра – упражнение «Кто в домике живет».
Воспитатель: Давайте разделимся на команды: «Бюджет» и «Расходы». Дети команды «Бюджет», получают монетки и складывают свои монетки под крышу дома называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры). Дети команды «Расходы» берут эти монетки и расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, кредит в банк, покупка новых вещей, развлечения и т. д.
Воспитатель: Достаточно нашего бюджета на расходы? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не всегда большое. А столько всего нужно родителям купить! Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.
Заключительная часть:
Ребята, вы поняли что такое семейный бюджет? А ты, Гном – Эконом, понял?
А теперь давайте вспомним, с какими еще понятиями мы сегодня познакомились? (Ответы детей); Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей); Что нового вы узнали? (Ответы детей); Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Мы с вами снова смогли помочь Гному – Эконому!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности "Семейный бюджет" в старшей группе
Данное занятие поможет воспитателю познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи, дать представление о планировании семейного бюджета, способствовать воспитанию разумного поведения в жизнен...

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности "Семейный бюджет и расходы семьи" (старшая группа)
Цель: Раскрытие сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия), расход (обязательный и необязательный).Задачи:Расширять предст...

Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности «Семейный бюджет и расходы семьи»
ОД по финансовой грамотности...

Конспект НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Конспект НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет" для детей старшей группы...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет» в старшей группе
формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет и покупки»
ООД направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в лю...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет и расходы семьи» в старшей группе
Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).Задачи:Расширять представление детей о том, ...
