Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности "Семейный бюджет" в старшей группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Андреева Ольга Юрьевна

Данное занятие поможет воспитателю познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи, дать представление о планировании семейного бюджета, способствовать воспитанию разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с насущными потребностями своей семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet_zanyatie_po_fin.gramotnosti.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Семейные истории»

Группа: старшая

Интеграция образовательных областей: 

«Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие».

Цель: повышение финансовой грамотности дошкольников.

Задачи: 

1. Познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи, дать представление о планировании семейного бюджета; прививать бережливость к трате денег.

2. Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

3. Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.

4.Обогатить словарь детей новыми терминами, формировать умение использовать в речи новые слова и выражения.

5. Способствовать воспитанию разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с насущными потребностями своей семьи (воспитание разумного финансового поведения).

6. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

7. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм.

Методы и приемы:

Практические: физминутка «Покупочка», сюжетно – ролевые игры «Сбербанк», «Магазин».

Наглядные: просмотр видеофильма, рассматривание отделения банка и атрибутов, рассматривание ассортимента магазина сладостей, рассматривание карточек «Доходы семьи».

Словесные: чтение стихов о семейном бюджете, работе в сбербанке; беседа о доходах и расходах, семейном бюджете; речевая ситуация «Какие доходы в семье Ивановых/Петровых?» «Какие операции можно совершить в банке?», дидактическая игра «Доходы и расходы».

Материалы и оборудование: ноутбук; видеоролик на флешке; столы для каждой семьи с портретами и банками «Семейный бюджет», карточки «Доходы семьи»; декорации для отделения банка – ширма, стол, стул, считывающее устройство, платок сотрудника, деньги, ноутбук, ручка; стол и оборудование для магазина – корзины со сладостями и фруктами, ценники, деньги, пакетики; две  доски с карточками для игры «Доходы и расходы», костюмы для детей – костюмы бабушек, дедушек, мам, пап, детей; аксессуары для членов семьи- очки, кошельки, сумки и т.д.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Дидактическая игра «Доходы и расходы», сюжетно – ролевые игры «Сбербанк», «Магазин», игровая ситуация «Получение зарплаты»

Двигательная

Физминутка «Покупочка»

Чтение художественной литературы

Слушание стихов о семейном бюджете, работе в банке.

Музыкальная

Слушание видеоролика «Семья Ивановых», «Семья Петровых»

Коммуникативная

Речевая ситуация беседа о доходах и расходах, семейном бюджете. дидактическая игра «Доходы и расходы»; «Какие доходы в семье Ивановых/Петровых?»                                                                        «Какие операции можно совершить в банке?»

                                                                    Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

(с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Активизировать внимание детей на предстоящую деятельность.

Дети заходят в зал.

У детей сформирован интерес к предстоящей деятельности.

Воспитатель здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание на одежду детей

Воспитатель предлагает детям перевоплотится во взрослых и сыграть роли членов большой семьи – Ивановых и Петровых

Дети встают произвольно около воспитателя.

Дети принимают предложение воспитателя, садятся за семейные столы.

Деятельностный этап

Развивать умение внимательно смотреть и слушать. Познакомить с источниками доходов и расходов каждой семьи

Закрепить понятие «доход», учить определять источники дохода в каждой семье по увиденному видеоролику

Продолжать формировать умение правильно строить предложения.

Закреплять умение выразительно читать, выделяя слова интонационно, мимикой и жестами.

Развивать познавательный интерес, формировать умение отличать доходы от расходов, соотносить ситуацию с этими понятиями.

Формировать умение повторять движения по тексту, развивать двигательную активность.

Формировать потребность в двигательной активности.

Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих.

Закреплять умение выразительно читать, выделяя слова интонационно, мимикой и жестами.

Воспитывать интерес к профессиям, связанными с финансами.

Расширять представления детей о работе банка, денежных операциях.

Закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции

Формировать умение использовать в речи новые слова и выражения по теме финансовой грамотности.

Учить детей действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом.

Учить применять в игре полученные ранее знания о количестве и счете, развивать диалогическую речь.

Закреплять правила поведения в общественных местах

Активизировать словарный запас по теме, продолжать формировать умение отвечать на вопросы, давая развернутые ответы.

1 Блок «Семейный бюджет»

Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о семье Ивановых.

После просмотра воспитатель спрашивает каким образом появляются деньги в семье Ивановых, подытоживает, что это доходы семьи Ивановых. (Воспитатель прикрепляет карточки доходов семьи на доску)

Воспитатель предлагает посмотреть фильм о семье Петровых. После просмотра интересуется какие доходы получает семья Петровых.

Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Что такое расходы?», подводит детей к понятию «Семейный бюджет»

Воспитатель предлагает послушать стихотворение про Семейный бюджет

Воспитатель предлагает сыграть в игру «Доходы и расходы». Он называет ситуацию, соответствующую истории семьи и предлагает ребятам определить, что это доход или расход и выбрать соответствующую карточку.

Воспитатель проводит физминутку:

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).

2 Блок «Сбербанк»

Воспитатель предлагает семьям отправиться в отделение «Сбербанка»

обращает внимание на детей на обстановку, атрибуты.

Воспитатель интересуется у детей знают ли они что такое банк и зачем он нужен.

Воспитатель обращает внимание на работника сбербанка Мишу – консультанта –оператора, предлагает послушать стихотворение о особенностях его работы.

 

Воспитатель обращает внимание на присутствие охранника в отделение банка. Интересуется зачем нужен охранник в отделение сбербанка.

Воспитатель интересуется у детей какие операции можно совершить в банке и предлагает обыграть их.  

Сюжетно – ролевая игра «Банк»

Варианты:

«Снятие наличных с карты»,

«Оплата кредита за машину»

«Обмен денег»

«Открытие вклада» и др.

Воспитатель помогает ребятам правильно задавать вопросы и действовать в банке.

3 Блок «Магазин»

Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и говорит, что они заработали деньги, как взрослые.

Воспитатель предлагает ребенку, играющему роль бухгалтера раздать монетки.

Воспитатель привлекает внимание детей словами, что их ожидает сюрприз и предлагает пройти к столу, накрытому скатертью.

Воспитатель обращает внимание детей на магазин «Корзинка сладостей»

Воспитатель предлагает совершить покупки в магазине, расплачиваясь теми монетами, что они заработали. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у товаров разная цена.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Воспитатель выступает в роли продавца, ведет с покупателями (детьми) диалог.

Воспитатель предлагает детям присесть и подводит итог занятию, интересуется понравилось ли им быть в роли взрослых? Легко ли взрослым планировать семейный бюджет, учитывая интересы всех членов семьи?

Воспитатель предлагает перевоплотиться обратно детей и вернуться в группу.

Дети внимательно смотрят видеофильм.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, команда другой семьи помогает в случае затруднений

Дети отвечают на вопросы воспитателя, команда другой семьи помогает в случае затруднений

Вика Л. Зачитывает стихотворение о семейном бюджете.

Дети выполняют задание воспитателя, выслушивая предложенную ситуацию, выбирают соответствующую карточку и прикрепляют ее на свою доску.

Дети выполняют физминутку  «Покупочка».

Дети откликаются на предложение воспитателя и отправляются к столу, где расположена ширма «Сбербанка»

Дети рассматривают декорации и атрибуты отделения банка

Миша Г. рассказывает о своей работе в стихотворной форме.

                                                   

Охранник Ефим демонстрирует готовность следить за порядком и безопасность в банке

Дети отвечают на вопрос воспитателя, предлагая известные им денежные операции.

С удовольствием откликаются на предложение обыграть возможные игровые ситуации в банке:

Даша С. (мама) снимает деньги с карты.

Илья (папа) совершает обмен денег с рублей на доллары.

София (мама) открывает вклад в банке.

Ярослав (дедушка) оплачивает кредит в банке за машину.

Бухгалтер Маша Е. выдает детям по две монеты каждому

Дети подходят к столу, рассматривают прилавок

Дети откликаются на приглашение воспитателя.

Участвуют в сюжетно-ролевой игре «Магазин»: рассматривают товары, встают в очередь, ведут диалог с продавцом, расплачиваются монетами.

Дети рассматривают купленные товары

Дети участвуют в ситуативном разговоре «Легко ли взрослым планировать семейный бюджет, учитывая интересы всех членов семьи?»

Дети возвращаются в группу

Дети правильно

определяют доходы каждой семьи.

Дети понимают понятие расходы и могут объяснить его.

У детей сформировано умение определять доходы и расходы в предложенной ситуации.

Дети без труда выполняют движения по тексту.

У детей развито умение соотносить действия с текстом

У детей сформировано понятие «банк»

Сформировано умение выразительно читать стихи,

выделяя слова интонационно, жестами и мимикой

У детей закреплены представления о некоторых самых распространенных денежных операциях.

Сформирован интерес к игровой деятельности, используют в речи новые слова.

Сформировано умения принимать на себя роль и действовать согласно ей.

Дети применяют в игре знания о количестве и счете, соблюдают правила в общественных местах.

У детей развита диалогическая речь.

У детей сформировано умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы, умение рассуждать.

Конспект составила воспитатель Андреева О.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тазина Г.А. Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" в старшей группе. Тема "Путешествие в лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен с учетом ФГТ, с использованием интегрированного подхода при организации образовательного процесса. Проведено на Районном методическом об...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике ОБЖ в старшей группе «Кто спрятал Колобка».

Сформировать представление детей о том, как образуется число 8. Дать понятия о поведении в лесу....

Образовательная область «Социализация». Конспект непосредственной образовательной деятельности « Что такое дружба» в старшей группе.Занятие было показано на конкурсе "Воспитатель года"

Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация, музыка, здоровье, физическая культура, художественное творчество.Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, проду...