Краткосрочный проект «КАК МЫ ПОБЕДИЛИ МИКРОБОВ» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гурьева Мария Михайловна

Конспект краткосрочного проекта "Как мы победили микробов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«КАК МЫ ПОБЕДИЛИ МИКРОБОВ»

в подготовительной к школе группе «Теремок»

Актуальность проекта:

Нас окружают миллионы маленьких живых существ и жизнь человека неотделима от них. «Кто же эти существа и зачем они нужны?», «Где живут микробы и что они едят и как двигаются?», «Опасны ли они для нашего здоровья?», «Как нужно себя вести, чтобы микробы стали менее вредные и мы могли их победить?», «Что такое иммунитет?», «Кто такие вирусы?», «Почему их так боятся мамы, папы и воспитатели в детском саду, заставляя постоянно мыть руки?».

Эти вопросы возникли у детей, когда они мыли руки после прогулки, и ребята захотели найти на них ответы, стали выдвигать различные предположения, рассуждать о том, что знают о микроорганизмах. Это позволило уточнить знания воспитанников. Так возникла проблема и определены конкретные темы, интересующие детей. Здесь же мы обсудили, что можно сделать в детском саду, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы, к кому обратиться за помощью. В итоге были выбраны следующие направления исследований: «Кто такие микроорганизмы и где они живут?», «Что мы можем сделать, чтобы бороться с бактериями и вирусами?».

Проблема проекта: многие дети не знают, кто такие микроорганизмы, где они живут и зачем нужны, почему важно соблюдать правила личной гигиены.

Цель проекта: дать детям элементарные представления о микроорганизмах и о влиянии некоторых из них на здоровье человека, сформировать основы осознанного отношения к своему телу и здоровью.

Задачи педагогические:

Образовательные:

1. Формировать первоначальные представления детей о микроорганизмах.

2. Расширять знания детей о здоровье человека и важности гигиены, о причинах некоторых болезней.

3. Формировать у детей представление о необходимости правильно и тщательно мыть руки, овощи и фрукты перед едой.

4.Формировать умение получать информацию из разных источников (книги, энциклопедии, Интернет и т. д.).

Развивающие:

1. Активизировать познавательно - исследовательский интерес детей к окружающей нас среде.

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать умение четко, связно отвечать на поставленный вопрос, пополнить словарь.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение детей к своему здоровью, к пониманию того, что здоровье очень важно.

2. Воспитывать дружелюбные взаимоотношения в детском коллективе.

Цель детская:

Понять, зачем нужно мыть руки? Создать совместно с родителями книгу сказок «Как мы победили микробов».

Задачи проекта детские:

получить некоторые представления о микроорганизмах и их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат, бывают полезными и вредными);

познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями и вирусами и узнать, как с ними борется организм, и что нужно делать, чтобы помочь ему в этом.

Продолжительность проекта: 2 недели с 1.02.2021 г.  по 14.02.2021 г.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

Возраст детей: 6 -7 лет.

Этапы проекта:

I. Подготовительный.

1. Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизация интереса детей к функционированию своего организма, к здоровью человека в общем и к своему собственному.

2. Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстрированного и мультимедийного материала по данной проблеме.

3. Привлечение внимания родителей к теме проекта.

II. Основной.

  1. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
  2. Организация работы с родителями.

III. Заключительный.

1.Создание книги сказок о микроорганизмах и здоровье человека через детско-родительское творчество

Предполагаемый результат: активизация познавательной деятельности воспитанников, появление у детей интереса к здоровому образу жизни, к сохранению и укреплению своего здоровья; развитие творческих способностей воспитанников и активное включение родителей в творческую работу.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1этап – подготовительный.

Создание проблемной ситуации «Для чего нужно мыть руки».

Выявление знаний детей о микроорганизмах.

Подбор литературы и методических материалов.

Информирование родителей о теме проекта.

Составление плана работы.

2 этап – основной.

Рассматривание иллюстраций в книгах и на компьютере.

Чтение детям книг: А. Мещерякова «Почему мы болеем», Д. Фарндон «Большое путешествие по телу человека», Т. Яценко «Почему трава зеленая и еще 100 детских «почему», Э. Ражкак и Д. Лавердан «Живой мир под микроскопом», Г. Остер

«Петька-микроб», К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», А. Барто «Девочка чумазая», З. Петрова «Спасибо зарядке».

Просмотр тематических мультфильмов (мультсериал «Микрополис»,  из мультсериала «Жила-была жизнь» серии «Защитники», «Прививки», из мультсериала «Жили-были первооткрыватели» серия «Пастер и микроорганизмы»).

Проведение опытов, экспериментов: «Чистые руки», «Чихание», «Зеркало», «Как получается кефир?», «Что такое плесень?».

1.НОД «Кто такие микроорганизмы?»

2. Беседа «Почему мы болеем и кто такие вирусы?»

3.НОД «Микробы и как нам можно их победить»

4. Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты питания»

5.Беседа «Нам микробы не страшны, с чистотой мы все дружны»

6.Игровая ситуация «Как защититься от микробов?»

7.Беседа «Чем питаются бактерии?»

8.Дидактические игры «Появился раз микроб», «Смой бактерии водой».

9.Загадки про здоровый образ жизни

10.Знакомство с пословицами и поговорками о здоровом образе жизни

11.Консультация для родителей

На этом этапе родители принимают активное участие в проекте: вместе с детьми находят информацию, смотрят мультфильмы.

3 этап – заключительный.

Подведение итогов. Создание книги сказок о микроорганизмах и здоровье человека через детско-родительское творчество.

Выводы: по завершению проекта дети должны усвоить, кто такие микроорганизмы, какие они бывают и где они живут, как они могут влиять на наше здоровье, у воспитанников появится интерес к здоровому образу жизни, а также они познакомятся с оптическим прибором «микроскоп», научатся делиться полученными знаниями в общении со взрослыми и сверстниками.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект познавательного занятия «Кто такие микроорганизмы?»

Цель занятия. Дать детям простейшие представления о микроорганизмах и их разнообразии.

Материалы и оборудование.

-фотографии разных м/о (на компьютере)

-кусочки хлеба (и/или других продуктов), покрытые плесенью (в закрытой прозрачной посуде, рассматривать через прозрачную стенку)

- пластилин

- здоровая веточка дерева и веточка полусгнившая

ХОД ЗАНЯТИЯ

Кто из вас знает, кто такие микроорганизмы? (выслушать ответы детей и их предположения, при необходимости уточнить, дополнить).

Микроорганизмы или микробы – это мельчайшие живые существа. Слово «микробы» можно перевести как «маленькие животные». В эту группу ученые включают бактерии, вирусы и даже грибы. Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор - микроскоп. У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, лёгких.

Давайте познакомимся подробнее с бактериями. Какую же они имеют форму? (Демонстрируются иллюстрации на компьютере, выслушиваются предположения детей). Они бывают круглые или овальные, а бывают похожие на палочки, ниточки, спиральки или изогнутые в виде запятой, или кляксы. Каждая бактерия – самостоятельный живой организм.

Бактерии могут жить в самых необычных местах планеты: на океанском дне, в жерле вулкана, в жаркой пустыне, в кислоте и даже внутри нас с вами (показ иллюстраций на экране).

Как же бактерии передвигаются? У некоторых есть хвостики - жгутики. Жгутик вращается, как пропеллер, и микроб движется. У других микробов жгутиков нет. В жидкости они просто подпрыгивают – как мячик, который мы бьём ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит ветер. А часто их переносят люди и животные.

- А теперь порассуждайте сами, как люди и животные могут переносить бактерии?

Бегала собака около мусорного бака. Догадайтесь, как бактерии попали в желудок ребенка? (Воспитатель слушает ответы детей).

- Ребята, а что едят бактерии? (Ответы детей).

Микробы едят почти всё: хлеб, фрукты, овощи, суп, деревья, листья, почву, железо.

Посмотрите, у меня в руках две веточки. Подойдите сюда и определите сами, какую из них бактерии уже ели, а какую нет? (ребята рассматривают объекты и высказывают предположения, объясняют свои решения).

А сейчас я вам покажу испорченный кусочек хлеба, на котором тоже поселились микроорганизмы – микроскопические грибы, мы называем это «плесень». Она бывает белая, зеленая или синяя, появляется на испорченных продуктах питания (показать кусочек хлеба, покрытый плесенью, упакованный герметично в пакет или контейнер).

Сейчас вы, наверное, думаете, что микробы только тем и занимаются, что портят продукты. Но это не так! Микробы, и бактерии среди них, выполняют множество полезной работы. Например, создают кислород в воздухе, которым дышим, делают перегной для удобрения огородов и полей, участвуют в образовании полезных ископаемых (например, золота и железной руды) (показ фото на компьютере).

Некоторые бактерии очищают воду от нефти.

Как вы думаете, с какими полезными бактериями мы встречаемся почти каждый день на кухне, за обеденным столом? (Ответы детей).

Да, с помощью молочнокислых бактерий - лактобактерий делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи.

Но еще полезные бактерии живут в человеке – они помогают переваривать пищу, делают витамины и не дают жить вредным бактериям.

Такие болезнетворные бактерии вызывают болезни (у человека, животных, растений).

 В зависимости от того, в каком органе поселился микроб, возникает та или иная болезнь. Например, если микробы поселяются в горле, начинается ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – то кариес (показ фото на экране – бактерии на поверхности зуба).

У бактерий есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых.

Давайте посмотрим, как это происходит.

- Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит бактерия, которая вызывает ангину. Через некоторое время она делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились две новые бактерии. Сначала они маленькие, но они питаются, растут, поэтому становятся большими. Оторвите немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. (Дети выполняют). Правильно.

- Что теперь с ними произойдёт? (Ответы детей).

- Правильно, скоро разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. Сколько стало? (Четыре).

- Они скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. (Дети выполняют).

- Что будет дальше? (Ответы детей).

-Правильно, вот так их становится всё больше и больше, и человек заболевает всё сильнее и сильнее.

- А теперь посмотрим, что будет с бактериями, если человек принял лекарство? Они сморщились и слиплись между собой… Слепите шарики вместе, сдавите их.

- Вот и нет микробов, они погибли, справился организм.  

Человек научился бороться со многими болезнетворными бактериями, ученые изобрели лекарства. Человеческая кожа не пропускает бактерии внутрь. А в крови есть вещества и частицы, которые уничтожают бактерии. Поэтому, хоть нас и окружают со всех сторон микроорганизмы, мы болеем довольно редко.

Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым.

Как вы думаете, кто легко может заболеть, на кого в первую очередь нападают микробы? (Ответы детей).

Да, на ослабленных, на тех, кто пил грязную воду, ел немытые фрукты или не вымыл руки.

Что нужно делать, чтобы укрепить свой организм и не дать микробам попасть внутрь его? (Ответы ребят).

Да, для этого делать зарядку, ходить дома босиком, много гулять. Мыть руки перед едой, пить очищенную или кипяченую воду, следить за чистотой одежды, игрушек. Следит, чтобы кожа была без царапин и порезов.

- Теперь расскажите, что нового вы узнали на занятии?

(Ответы детей).

- Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в твой организм?

(Ответы детей).

- А что делать, чтобы, проникнув в организм, они не размножались, а погибали?

(Ответы детей).

Конспект беседы «Почему мы все же болеем и кто такие вирусы?»

Цель: сформировать у детей элементарные представления о вирусах как части окружающей нас среды, о причинах некоторых болезней. Уточнить представления о том, как избежать попадания вирусов в организм человека. Познакомить с понятием «иммунитет».

Задачи:

Воспитать у детей желание вести здоровый образ жизни. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для здоровья. Углублять знания о правилах личной гигиены.

Развивать разговорную речь, память детей, расширять словарный запас.

Ход беседы

Воспитатель: Мы  с вами уже знаем, что вокруг нас живет множество микробов, многие из них приносят пользу, есть и вредные, с которыми мы научились бороться. Но даже если соблюдать гигиену, мыть руки и есть из чистой посуды, мы все равно можем  заболеть. Потому что в природе есть еще и вирусы. От них никакой пользы не жди! Не зря слово «вирус» переводится с латинского языка как «яд».

(Демонстрация на экране фотографий и рисунков разных вирусов).

Долгое время ученые не могли понять, что же такое вирусы – они живые или нет? Устроен вирус очень просто. В нем содержится информация, она нужна, чтобы вирус размножился и есть оболочка, в которую все это упаковано. А на поверхности этой оболочки находятся выросты – это ключики, которые открывают «двери» в чужие клетки. Вы знаете, что сейчас в мире множество людей болеют коронавирусной инфекцией. Посмотрите на экран – мы видим знаменитый коронавирус и его выросты – «короны».

Скажите, ребята, кто из вас болел недавно? (Ответы детей)

Воспитатель: Расскажите, по каким признакам можно понять, что человек заболел?

Примерные ответы детей: усталость, кашель, чихание, насморк, головная боль, плохое настроение, слабость.

 Да, вот только вчера все было прекрасно, а сегодня-температура, насморк, больное горло.

Физминутка:

Вверх рука и вниз рука,
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

        Воспитатель: вирусы намного меньше бактерий, их можно разглядеть только в электронный микроскоп. Вирусы бывают у всех: у человека, у животных, у растений и даже у бактерий. Некоторые из них похожи на роботов  – инопланетян! (показ фото на экране).

Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы как можно меньше болеть? (Ответы детей)

Какие правила гигиены вы знаете?

(Примерные ответы детей: Мыть руки с мылом. Мыть овощи и фрукты. Чистить зубы 2 раза в день. Пользоваться только своим носовым платком, расчёской, зубной щёткой, полотенцем).

Давайте поиграем в игру «отгадай без слов»:

с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание и пр.

Воспитатель: Мы с вами сказали, что нужно делать, чтобы не заболеть. А если мы уже заболели? (ответы детей)

Воспитатель: Да, нужно лечиться и соблюдать постельный режим.

Что же нужно делать, чтобы поскорее выздороветь (ответы детей).

На самом деле со многими вирусами организм справляется самостоятельно, для этого нужен покой, много теплого питья, прохладный и влажный воздух.

Молодцы ребята, думаю, простуда нам теперь не страшна.

Давайте повторим правила, которые помогут нам не болеть:

- Чихать в сгиб локтя или в платок.

- Пить чистую бутилированную или кипяченую воду.

- Есть вымытые фрукты и овощи.

- Часто мыть руки с мылом.

- Проветривать свои квартиры.

- Много гулять на свежем воздухе.

- Одеваться по погоде.

Можно ли детям самостоятельно пить лекарства (ответ детей).

А теперь вы готовы поиграть со мной в игру?

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

После каждых двух строк вы должны повторять слова: «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто умеет с мылом мыться

И мочалки не боится?

Кто из вас знает, что мыло душистое

Делает белую пену пушистую?

Каждый день зубною щёткой

Зубкам делает щекотку?

Волосы кто чешет ловко,

Знает, где лежит расчёска?

Кто из малышей, бывает,

Вымыть уши забывает?

Перестанет кто лениться,

Станет чаще с мылом мыться?

Кто старается стричь ногти,

Чтоб не превратились в когти?

Кто подружится с водицей,

Будет чисто-чисто мыться?

Кто не хочет быть неряшкой,

Грязным, грязным замарашкой?

Воспитатель:

Так что же мы узнали сегодня?

Что вам запомнилось больше всего?

Может быть, что-то вас напугало?

Дети: Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно при кашле и чихании закрывать нос и рот носовым платком или рукой. Нельзя есть грязными руками. Нельзя кушать и играть с домашними животными одновременно. Нельзя пить воду из- под крана.

Конспект познавательно – исследовательского занятия

«Микробы и как нам можно их победить».

Цель: продолжать формировать у детей элементарные представления о полезных и вредных бактериях; разъяснить о том, что человек может уберечь себя от некоторых болезней и рассказать, как можно это сделать; воспитывать желание быть здоровым.

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Ребята, а вы знаете, что слово «здравствуйте» - это не только вежливое приветствие, но и одновременно пожелание здоровья? То есть когда я говорю вам : «Здравствуйте!», я одновременно желаю: «Будьте  здоровы!».

На улице у нас какое время года?

Какая погода?

Зимой люди часто простужаются.

Давайте  выполним массаж «Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний):

1. Чтобы  горло не болело,  

    Мы погладим его смело

( поглаживают ладонями  шею  мягкими движениями сверху вниз)

 2. Чтоб не кашлять, не чихать,

     Надо носик растирать

(указательными пальцами растирают крылья носа)

3.  Лоб мы тоже разотрём,

     Ладошку держим козырьком

 (прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями  в стороны – вместе)

4.  «Вилку» пальчиками сделай,  

      Массируй  ушки  ты умело.

 (раздвигают указательные и средние пальцы и растирают точки  перед ушами и за ними)

 5. Знаем, знаем, да-да-да,

     Нам  простуда  не  страшна!

   (потирают ладони)

Воспитатель:

Послушайте стихотворение Г. Остера:

Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.

Воспитатель. Ребята, вам не кажется, что здесь что-то не так. (Ответы детей)

Воспитатель. А как вы думаете, можно ли ходить с испачканными руками? (Ответы детей)

Воспитатель. А почему, как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель. Ребята, а что вы знаете о микроорганизмах? (Ответы детей)

Воспитатель. Ребята, чтобы узнать больше о микроорганизмах – вредителях нашего здоровья, мы должны вначале их увидеть. С помощью чего можно это сделать? Как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель. А что мы уже узнали о бактериях и вирусах на прошлых занятиях? (Ответы детей: очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп. Некоторые бактерии полезны. С помощью особых пищевых бактерий получают кефир и сметану (иллюстрации), производят лекарства (иллюстрации).

Где живут бактерии? (Ответы детей: живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже. Если бактерии проникают в организм вместе с едой, грязной водой и воздухом, тогда они вызывают различные заболевания. Такие бактерии называются болезнетворными микробами (иллюстрации).

Воспитатель. Да, совершенно верно. А еще у микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов.

Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо.

Чаще всего у нас грязнятся руки. Вместе с грязью, пылью на руках скапливается много микроорганизмов. С рук они переносятся на лицо, глаза, губы, попадают в рот.

Воспитатель. Давайте посмотрим мультфильм «Митя и микробус» и обсудим его. (Показ м/ф).

После просмотра – обсуждение.

Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как попадают микробы к вам на руки. Для этого мы проведем несколько опытов.

Опыт 1: показать, как передаются микробы от человека к человеку.

(Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь тени с блёстками). Воспитатель здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого воспитатель «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блёсток.

Совместно с детьми сделать вывод о том, как точно так же при контакте с другим человеком (или с предметом) передаются невидимые микробы.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как микробы боятся мыла.

Опыт 2: показать, что микробы боятся мыла.

Воспитатель предлагает детям пройти в ванную комнату и тщательно вымыть руки с мылом (дети моют руки с мылом).

Воспитатель: ребята, а теперь проверьте, остались ли блёстки - «микробы» на ладошках? (ответы детей). Если остались, то меньше их стало или нет?

(Тех ребят, у кого «микробы» остались, попросить снова тщательно вымыть руки).

Итак, какой мы вывод из опытов можем сделать? (Ответы детей).

(важно соблюдать простые правила гигиены, которые помогут в борьбе с микробами и грязью).

Как часто нужно мыть руки?

Давайте пожелаем друг-другу здоровья!

Игровая ситуация «Как защититься от микробов?»

Ребята, а вы знаете, кто такие микробы? (Ответы детей).

Представьте, что в нашей группе поселился микроб. Что вы будете делать? (ответы детей).

Микробы очень маленькие и живые. Они попадают в организм и могут вызвать болезни.

Где они живут? (Ответы детей)

Да, они живут везде, в том числе и на грязных руках.

А чего боятся микробы?

Они боятся мыла.

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное и в живот залезет,

и спокойно там живет.

Залезет шалопай, где захочет.

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание.

А вы, ребята, моете руки перед едой? Ведь если мы не помыли руки и лицо, ты можешь заболеть: «Постой-ка, у тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!».

Вместе с детьми можно рассмотреть ситуации защиты от микробов и вирусов,  сделать вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.

Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды, заниматься спортом или много гулять, проветривать комнаты и пр.).

Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты питания»

1 вариант:

Воспитатель:

Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если говорится о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь больше апельсинов, пей морковный вкусный сок и тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, тогда стройным станешь, как кипарис.

3. Кола и чипсы – желудку беда! Ешь лучше рыбу – вот это еда.

4. Чтобы быть здоровым, сильным надо есть апельсины. Овощи, фрукты ешь ты всегда и не будешь болеть никогда.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если сладкого захочешь, ешь ты горький шоколад. Полезному деликатесу организм твой будет рад.

7. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Ребята, вы молодцы, теперь вы умеете выбирать полезные продукты.

2 вариант:

Цель: Способствовать формированию представлений о правильном питании и его роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное питание», «здоровое питание».

Развивающие: Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания, умение различать полезные и вредные продукты.

Воспитательные:

Воспитывать у детей рациональное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

Активизация словаря: питательные вещества, правильное питание, здоровое питание, вредные и полезные продукты, витамины.

Предварительная работа: беседы с детьми о полезных и вредных продуктах питания, о том, как правильное питание важно для здоровья человека.

Материалы:

- картинки с изображением продуктов питания:

- картинки с изображением веселого и грустного смайлика.

Можно использовать игру как для занятий с одним ребенком, так и с группой детей. На стол выложить картинки с изображением смайликов. Напомнить детям о том, что если человек употребляет полезную пищу, то он чувствует себя бодрым, здоровым, энергичным. Если же питаться вредной пищей, человек будет чувствовать тяжесть в желудке,  появится вялость, он будет быстро уставать и настроение у него будет плохое.

Ребенок берет картинку с изображением какого-либо продукта, называет его и говорит, какой он - полезный или вредный. Если продукт полезный – кладет картинку к Веселому смайлику, если вредный - к Грустному смайлику.

Можно предложить детям разделиться на 2 команды и посоревноваться. Первая команда выбирает полезные продукты, вторая - вредные. Выигрывает команда, которая раньше другой справится с заданием и сделает это верно.

Беседа «Нам микробы не страшны, с чистотой мы все дружны»

Цель:

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни и гигиене как его неотъемлемой части.

Задачи:

Дать представление о составляющих здорового образа жизни.

Воспитывать потребность быть здоровым, употреблять в пищу овощи и фрукты, другие полезные продукты.

Формировать потребность в выполнении гигиенических процедур.

Воспитывать нравственные качества, чувства сострадания и заботы к другим людям.

Развивать слуховое внимание, мышление, речь.

Воспитатель: Ребята, мне на электронную почту пришло письмо от Эльзы из королевства Эренделл: «Ребята, к нам в сказку попал злой Бактериус. Он хочет, чтоб все сказочные герои заболели и отправились к нему в страну Микробов. Подскажите мне, что делать? Скоро приеду, ждите».

Воспитатель: Надо выручать Эльзу. Пойду посмотрю, не приехала ли наша гостя (выходит за дверь, входит с куклой).

Воспитатель: Вот и наша гостья приехала, но что-то она совсем грустная. Эльза, мы получили твою телеграмму и постараемся тебе помочь.

Воспитатель: Ребята, чтоб не попасть в страну Микробов, надо быть здоровым. Скажите мне, кто такой здоровый человек?

Ответы детей: человек, у которого ничего не болит, нет болезней, у него много сил, он не имеет вредных привычек, занимается спортом.

Воспитатель: Как вы думаете, почему некоторые люди болеют?

Ответы детей: В организм этих людей попадают микробы, вирусы.

Воспитатель: Правильно ребята, микробы могут быть болезнетворными – вызывающими болезни.

А  по каким признакам можно понять, что ты заболел?

Ответы детей: высокая температура, насморк, кашель, слабость.

Воспитатель: Что же может помочь справиться с микробами и вирусами?

Ответы детей: Человек должен чистить зубы два раза в день; мыть руки перед едой, после улицы и туалета; пользоваться своим полотенцем; расчёсываться; мыться в душе с мочалкой; закаляться; делать зарядку; есть полезную еду.

Воспитатель: Посмотрите на картинку, нравится вам этот мальчик? (фотография чумазого ребенка на экране).

Ответы детей: Не нравится, потому, что он чумазый, не опрятный, грязный.

Воспитатель: Давайте выберем из картинок на экране те предметы, которые ему пригодятся, чтоб быть опрятным и выглядеть хорошо.

Ответы детей: Мыло, расчёска, зубная щётка, зубная паста, полотенце.

Воспитатель: Совершенно верно, ведь чистота – залог здоровья! Теперь Эльза знает, как победить Микробуса. Но чтобы быть здоровым, нужно не только следить за чистотой своего тела и одежды, но и правильно питаться. Какая еда считается полезной?

Ответы детей: В которой есть витамины и другие полезные вещества – фрукты, овощи, молочные продукты, рыба, мясо.

Воспитатель: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете, какая еда полезна, а какая нет (проводится дидактическая игра «Полезные и вредные продукты питания», 2 вариант).

Ответы детей: Эти продукты богаты полезными веществами, и человек, который ест меньше сладостей и фаст-фуда, больше овощей и фруктов, будет здоровым!

Воспитатель: Ребята, а если человек не делает утром зарядку, не занимается спортом, у него тоже не будет отличного здоровья. Вы хотите быть здоровыми?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Предлагаю сделать зарядку. Для чего мы делаем зарядку?

Ответы детей: Чтоб быть сильными, не уставать.

Физкультминутка «Зарядка»:

Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы зарядкой всегда

Будем заниматься:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Бегать и скакать.

Раз, два,раз, два!

Пусть не все хорошо

Может получиться. -

Не печалься, дружок,

Надо научиться:

Весело шагать,

Воспитатель: Ну вот мы и рассказали Эльзе о здоровом образе жизни, который надо соблюдать. Давайте будем следить за своим здоровьем: делать зарядку, мыть руки и лицо, есть полезные продукты. Тогда мы станем здоровее, с микробами и вирусами легче справимся. А Эльзе мы прочитаем стих, чтоб она всё время помнила, что надо делать, чтоб не заболеть и не попасть в страну Микробов:

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает в группе детвора:

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну, а утром не лениться -

На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться

И почаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты –

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Научись его ценить!

Воспитатель: Эльза нам говорит: «Спасибо ребята. Мне пора уходить. До свидания».

Беседа «Чем питаются бактерии?»

Цель: Помочь детям понять, что микроорганизмы в целом и бактерии в частности не только вредят, но и выполняют множество полезных функций.

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что микроорганизмы – это очень маленькие живые существа. А где они живут? (Ответы детей).

Да, они есть везде: в воде, в почве, в нас с вами, в животных. Ветер их легко переносит с одного места на другое. Они живут даже в горячих источниках, на глубине океана, высоко в горах (показ фото на экране).

Микроорганизмы включают несколько групп живых существ, например бактерии, вирусы,  грибы, простейших одноклеточных животных. Они не видны простым глазом. У таких организмов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа, ни сердца, ни лёгких. По форме они могут быть похожи на шарики, палочки (иллюстрация на экране), спиральки, а некоторые вирусы – на роботов.

Микроорганизмы дышат, едят, некоторые двигаются.

Как передвигаются некоторые бактерии? (ответы детей).

Воспитатель: у них есть есть жгутики – хвостики. Жгутик вращается как пропеллер самолёта и бактерия движется. Давайте превратимся в микробов и подвигаемся, как они (дети двигаются с помощью воображаемого жгутика - пропеллера (рук).

Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают, как мячик, который мы отбиваем ладошкой об пол. Давайте попробуем  (дети продвигаются вперёд подпрыгивая).

Воспитатель: Зачем же нужны микроорганизмы – микробы?

(Ответы детей).

Микробы сопровождают нас всю жизнь. Из-за некоторых мы болеем, а другие защищают нас от болезней (показ фото на экране).

Воспитатель: Как вы считаете, что едят микробы? (Ответы детей).

Да, они научились есть почти все, даже то, что для всех остальных несъедобно: пластик, краску, железо, помогают уничтожать мусор.

А еще микробы нас кормят. Кто знает, как они это делают?

(Ответы детей): С их помощью делают молочные продукты (кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр), пекут хлеб (дрожжи), квасят овощи.

Воспитатель: На столе лежат две щепочки. Подойдите, пожалуйста, поближе и посмотрите, какую из них ели микробы. (Дети рассматривают и высказывают предположения).

А сейчас, я покажу вам пакет с кусочком хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются…? (Плесень).

Правильно. Мы не будем открывать пакет, чтобы плесень не распространялась в комнате. Она может быть опасной для человека. (Дети рассматривают хлеб в пакете, затем фото на экране).

Воспитатель: Недавно ученые открыли бактерии, которые с удовольствием едят пластиковые пакеты или бутылки. Это очень важное открытие и нужные бактерии, потому что на Земле скопилось очень много пластикового мусора (показ фото на экране), а эти бактерии съедают пластиковый пакет на несколько недель.

Есть бактерии, которые едят железо (показ фото металлического предмета со следами ржавчины).

А в теплых морях есть бактерии, которые едят нефть. Сейчас в морях добывают много нефти, ее перевозят в судах – танкерах. Иногда случаются аварии, нефть выливается наружу, в воду океана (показ фото на экране). Тогда при помощи бактерий нам не обойтись!

Воспитатель: Но некоторые микробы бывают очень вредными. Они едят здорового человека, животного или растение. Ничего другого эти микробы есть не могут. Начинается болезнь. Но нам не нравится, когда нас едят микробы и организм начинает с ними бороться – начинает работать иммунитет, при необходимости человек принимает лекарства – антибиотики.

Кто кого победит? Конечно, чаще всего побеждает человек, но болеть всё равно очень неприятно. Человек теряет силы, поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им легче было с ним справиться. Но они спасаются бегством от тех, у кого сильный иммунитет. Что нужно делать, чтобы иммунитет был сильным? (вести здоровый образ жизни: часто гулять на свежем воздухе, есть много овощей и фруктов, заниматься спортом, соблюдать режим дня и вовремя ложиться спать, закаляться, поменьше сидеть у компьютера и телевизора).

Дидактическая игра «Появился раз микроб»

Цель: продолжать учить правильному, тщательному мытью рук после улицы, перед едой; формировать культурно - гигиенические навыки; закреплять правила, которые помогут избежать инфекции; воспитывать интерес к процессу умывания и к дидактическим играм.

Дидактический материал:

парные карточки; значки микробов.

Ход игры:

Педагог предлагает дошкольникам поиграть в игру под названием "Появился раз микроб". Но перед этим все вместе вспоминают кто же такие "микробы", почему они появляются и какой вред наносят людям.

Воспитатель раскладывает карточки и вместе с детьми рассматривают их, выясняют, у кого из детей могут появиться микробы. На карточки, где дети забывают о гигиене, кладут значки "микробов".

Загадки о здоровом образе жизни

Без меня не сваришь сыра, 

И не сделаешь кефира. 

Простоквашу и творог, 

Приготовить я помог (полезные бактерии)

Должна быть постоянной -
Тридцать шесть и шесть.
Вдруг подскочу нежданно,
Когда проблемы есть.
Ведь на меня влияют
Микробы и простуда.
Запомни, кто не знает!
Ведь беды все оттуда (температура).

С мылом чистою водой
Руки мой перед… (едой).

Есть полезно разные продукты,
Вот, к примеру, овощи и… (фрукты).

Чтобы со здоровьем не расстаться,
Надо всегда вовремя… (питаться).

Чтоб здоровым всегда быть,
Надо за едой следить.
Реже ешь ты углеводы,
Только чистую пей… (воду).

Чтобы стройными быть, дети,
Реже ешьте вы… (конфеты).

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи… (любить).

Есть в нём кальций и белок,
Ешьте чаще вы… (творог).

Едим мы, из моря её доставая.
Растёт не на грядке капуста… (морская).

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло.)

Мойдодыру я родня,

Отверни-ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Кран с водой.)

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый.

На полу не видно луж,

Все ребята любят ... (душ).

У нее с утра дела:

Чистит зубы добела. (Зубная щетка.)

Силачом я стать решил,

К силачу я поспешил:-

Расскажите вот о чем,

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

- Очень просто.

Много лет, ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я... (Гантели)

Чтобы не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке, Делай каждый день… (зарядку )

Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

Болезни для того и существуют, чтобы бороться за здоровый образ жизни.

Болен — лечись, а здоров — берегись.

Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.

Больному и золотая кровать не поможет.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

В здоровом теле здоровый дух.

Где здоровье, там и красота.

Где просто, там живут лет со сто.

Горьким лечат, а сладким калечат.

Где душно, там недужно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Рекомендации по формированию

культурно-гигиенических навыков у детей 6-7 лет»

Уважаемые мамы и папы!

Вы -  первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа -  ваш дом – оказывает огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

С раннего возраста мы приучаем детей к правилам и нормам поведения. Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) тоже важно, так как с ними ребенок проходит процесс социализации, а навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь. Без участия родителей этот процесс растянется по времени и будет малоэффективным.

Физиологическая основа воспитания КГН - динамический стереотип, т. е. повторение одних и тех же действий. Именно поэтому родителям нужно помогать ребенку придерживаться режима дня и осуществлять все нужные процедуры, а также служить примером для ребенка.

Воспитание КГН направлено на решение нескольких задач:
- формирование привычки следить за своим состоянием (умываться, чистить зубы, расчесываться);

- развитие первоначальных представлений о ценности здоровья;

-формирование потребности в соблюдении правил гигиены.

Продолжая работать над формированием у ребенка культурно-гигиенических навыков, помните несколько важных правил:

- спешка и нетерпение взрослых приглушают инициативу ребенка, его желание быть самостоятельным;

- в процессе общения с ребенком как можно чаще высказывайте положительное отношение к чистоте, опрятности;

- организуйте режимные моменты интересно - тогда ребенок охотно будет выполнять определенные действия. Во время гигиенических процедур, скажем, рассказывайте ребенку короткие дидактические стихи, или песенки

- поощряйте любые детские проявления самостоятельности, даже самые неуклюжие;

- не оставляйте ребенка без присмотра, даже если он научится самостоятельно выполнять ту или иную гигиеническую процедуру.

Не надейтесь на то, что ребенок научится всему и сразу.

У детей 5 - 7 лет работа по воспитанию КГН состоит в совершенствовании уже приобретенных навыков и отслеживании неукоснительного и правильного их выполнения.

Итак, гигиеническое воспитание детей старшего дошкольного возраста направлено на формирование следующих привычек: быстро и правильно умываться, насухо вытираться, (пользуясь только индивидуальным полотенцем); чистить зубы, и полоскать рот после еды; мыть ноги перед сном; правильно пользоваться носовым платком; следить за своим внешним видом; пользоваться расчёской; быстро раздеваться и одеваться; вешать одежду в определённом порядке и месте; следить за чистотой одежды и обуви.

Во время  непростой эпидемиологической обстановки наиболее актуальный вопрос - гигиена рук и полости рта.

Вот как рекомендует мыть руки Роспотребнадзор РФ:

Снимите украшения, закатайте рукава

· Смочите руки в теплой воде перед нанесением мыла

· Хорошенько намыльте руки и в течение не менее 30 секунд соблюдайте технику мытья рук

· Тщательно ополосните теплой водой руки, чтобы удалить мыло

· Просушите руки полотенцем

Сушка рук имеет важное значение - руки высушивают, промокая их салфеткой однократного использования или сухим полотенцем. Убедитесь, что ваши руки полностью высохли.

Когда вы находитесь в общественном туалете, используйте бумажное полотенце, чтобы открыть и закрыть дверь в туалетную комнату и нажать на кнопку сливного бачка.

Когда мыть руки?

До:

Приготовления еды

Приема пищи

Одевания контактных линз и нанесения макияжа

Прикосновения к области инфекции кожи, ранам и другим поврежденным кожным покровам

Перед проведением манипуляций медицинского характера

После:

Приготовления еды

Обработки загрязненного белья

Уборки и работы по дому и в саду

Кашля, чихания или рвоты

Контакта с домашними и любыми другими животными

Работы, учебы, пребывания на открытом воздухе и в общественных помещениях

Занятий спортом

Прикосновения к области инфекции кожи и кожных ран

Посещения туалета

Контакта с деньгами

Работы за компьютером и другой оргтехникой

Поездки в общественном транспорте

Гигиена полости рта

Гигиенические навыки по уходу за полостью рта необходимо прививать с самого раннего детства. Хорошая и правильная чистка зубов - лучшее средство профилактики кариеса. Важно приучать чистить зубы утром и обязательно вечером перед сном, а также полоскать рот после каждого приема пищи.

До 7 лет стоматологи рекомендуют активное участие родителей в чистке зубов своего ребенка, а после 7 лет - пассивное. Но даже и за подростками следует приглядывать, когда и как они чистят зубы. Для детей следует использовать специальные пасты. Они менее абразивные и содержат меньше фтора. Содержание фторидов в детских пастах должно быть не более 0,05%. Кроме того, пасты для детей сделаны с учетом того, что, часть пасты ребенок может проглотить. Но необходимо помнить, что зубы чистит не только паста, но и подходящая по возрасту щетка. Менять щетку необходимо не реже 1раза в 3 месяца. Для каждого времени года щетка должна быть новая.

Итак, для формирования у ребенка любых устойчивых культурно-гигиенических навыков понадобятся не только длительное время и ваше терпение, но и поддержка у ребенка положительных эмоций от самостоятельного выполнения тех или иных гигиенических процедур. В детском саду работа по формированию культурно -гигиенических навыков проходит ежедневно. Родителям нужно закреплять эти умения дома, причем не только напоминаниями, но и собственным примером.

Желаем всем крепкого здоровья!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Я и моя семья!» в подготовительной к школе группе на (краткосрочный) период с 05.10.2018- 30.10.2018 г.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и...

Краткосрочный творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Они сражались за Родину…»

Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно – м...

Краткосрочный педагогический проект по ПДД «Безопасная дорога» в подготовительной к школе группе

Актуальность:-Актуальность данного проекта обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить е...

Краткосрочный проект, приуроченный к 9 Мая в подготовительной к школе группе "Мы помним! Мы гордимся!"

Проект   вмещает в себя  мероприятия: цикл основных бесед о празднике День Победы,  лепку, аппликацию, просмотр видеороликов, прослушивание  песен на военную тематику, мини вы...

Краткосрочный проект «Вот зима, кругом бело… » в подготовительной к школе группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»структурное подразделение «КОЛОКОЛЬЧИК»...

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию "Блокада Ленинграда" (подготовительная к школе группа)

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию "Блокада Ленинграда" (подготовительная к школе группа)...