Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию " Эти удивительные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Козлитина Ирина Петровна
  • Расширять знания детей о профессии геолога.
  • Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
  • Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
  • Закрепить элементарные представления  о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по познавательному развитию

в старшей группе №4 « Семицветик»

« Эти удивительные камни»

Подготовила: Козлитина И.П.

Программное содержание:

  • Расширять знания детей о профессии геолога.
  • Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
  • Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
  • Закрепить элементарные представления  о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.
  • Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской  деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Материалы и оборудование: рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов,  игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас , лупы на каждого ребенка, камни на каждого ребенка,   макет «гора», карта-схема, фонограмма, материал для творчества.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Стук в дверь, Почтальон приносит посылку. На ней написано: Для ребят группы « Семицветик» .

Но открыть ее можно отгадав загадку: 

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Кто, ребята, отгадал мою загадку? (Ответы детей).

Достаю и показываю камни в коробочке.

- От кого же посылка? Давайте прочтем письмо, чтобы стало понятно.

Читаем письмо: «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи».

Воспитатель: Геологам нужна наша помощь.А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей). Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям.  Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей). А почему «ископаемые»? (Ответы детей)  Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей.  Людям приходится приложить  немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны.  Посмотрите сколько камней в  коллекции геологов. Все они такие разные (Показываю  камни, и дети рассматривают , называют камни о которых читали вне занятия). Камней в природе существует очень много, и с ними вы подробно познакомитесь позже. А кто напомнит , как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи.

(На доске иллюстрации с изображением геологов).

 

Воспитатель: Правильно, геологи.  Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!

Физкульт - минутка.

Игра “Гора и камешки”.

Стоит гора – старушка- До небес макушка, (Дети поднимаются на носки.)

Ее ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук.)

Ее дождик поливает. (Встряхивают кистями рук.)

Стоит гора, страдает (Прикладывают ладошки к щекам.)

Камешки теряет. (Качают головой.)

И каждый день, и каждую ночь (Дети разбегаются и присаживаются.)

Катятся, катятся камешки прочь. (На корточки возле столов.)

Воспитатель: Ребята, ну что, поможем геологам?

Дети: Поможем.

Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.

(Дети проходят к столам с оборудованием.) Мы будем как настоящие ученые исследовать свойства камней.

Опыт 1. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Спрашиваю несколько детей, у всех камни гладкие.) Возьмите другой камень, какой он, гладкий или шероховатый? Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

Опыт 2.Рассмотрим камни под лупой.

Воспитатель: В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, что вы видите на камне через лупу? Какие крапинки, дорожки, трещины, углубления, ямочки, узоры на камнях. Какие красивые камни!

Вывод: камни имеют не ровную поверхность

Опыт3. Какая же форма у камней?

А сейчас давайте посмотрим на форму камней, что мы можем сказать.

Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.

Выводкамни имею разную форму. А еще они разного цвета и разного размера.

ОПЫТ №4.  «Определение температуры»

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) Дыхательная гимнастика.

(Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке) Что изменилось? (Камни стали теплыми)

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

Опыт 5:«Тонет - не тонет»

На столе у меня две баночки с водой. Выходят два ребенка.

Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (Нет.) Почему? (Потому что он легкий.) А камень? (Утонул, потому что он тяжелый.)

Выводкамни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт6: «Твердый или мягкий?»

Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Вывод: Камень твёрдый, твёрже пластилина.

Опыт 7. Мел.

Загадка:

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске. (Мел.)

Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.

Очень часто мы с вами рисуем в группе еще одним камнем. Вы наверно догадались это наши простые карандаши. Внутри у них очень мягкий камень – графит.

Вывод: камнем можно писать, рисовать.

Опыт 8. Соль.

Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (Камни едят птицы.) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?

Вывод: соль можно есть.

Игра с камешками в руках. «По дорожке мы пошли»

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.

Рефлексия: Ребята , от кого мы сегодня получили посылку? А какими качествами должен обладать геолог? Понравилось вам сегодня помогать геологам? А кристаллы какого камня мы употребляем в пищу каждый день? Какую пользу приносят камни людям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Космическое путешествие»

12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Конечно, о подвиге наших космонавтов, несомненно, нужно знать каждому мальчишке и девчонке. Сначала мы читали стихи, знакомились с первыми космона...

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему "В гости к тетушке Сове"

Чтобы дошкольнику было интереснее воспринимать трудный материал, нужно увлечь его занимательным игровым сюжетом. При составлении конспекта опиралась на программу "Развитие" Л.А.Венгера, пособие Агеево...

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Давайте дружить с книгой!»

Цель:Продолжать расширять представления детей о книгах, познакомить с историей создания книги, рассказать о правилах обращения с книгой.Вызвать у детей интерес к посещению детской библиотеки в нашем г...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Путешествие на остров"

Конспект занятия  предназначен для старшего дошкольного возраста. Конспект можно использовать как для проведения образовательной деятельности по математике так и для занятий по познавательному ра...

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Математическое путешествие по сказке ”Гуси-лебеди””

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Математическое путешествие по сказке ”Гуси-лебеди””...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы по познавательному развитию «Эти удивительные камни»

Конспект НОД с детьми выстроен с учетом принципа интеграции образовательных областей:1.Познавательное развитие2.Речевое развитие3.Художественно-эстетическое развитиеВ ходе мероприятия используются сле...