«ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Мархасаева Нина Владимировна

Экологический проект

 «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(2 средняя группа )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Мархасаева Н.В

 Воспитатель  2-средняя группа

 

 

 

                                                                                     

 

 

 

Кижинга

2020

    

  Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста».

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Срок реализации: кратковременный

 

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Актуальность.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

 

 

 

Цель:

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.

Задачи:

1.Познакомить детей с явлениями неживой природы, обнаружить их особенности, свойства, характерные признаки.

2.Формировать навыки самостоятельной  постановки элементарных опытов с песком, с магнитом, с водой, воздухом.

3.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

5.Развивать и закреплять познавательное отношение детей к окружающему миру.

6. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.

В работе используются формы и методы такие как: наблюдения, экскурсии; игры, опыты, беседа, рассматривание, чтение художественной литературы, индивидуальная работа с детьми и самостоятельная деятельность детей. Вся непосредственно- образовательная деятельность построена на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Этапы работы над проектом:

1 этап: Подготовительный

 Создание условий для организации работы в «Мини – лаборатории»

2 этап:Основной

1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.

3 этап:Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Предварительная работа:

•        подбор литературы;

•        подбор материала для экспериментирования;

•        подбор дидактических игр по экологии;

•        оформление уголка «Мини лаборатория» в группе;

•        наблюдение в природе на прогулке.

 

Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;

-развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- дети научатся проводить простейшую опытно -  экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Опыт: «Свойства песка».

Познакомить детей со свойствами и особенностями песка: он бывает сухой и мокрый (влажный, сырой); сухой – сверло – желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой – по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется, в него легко играть. 

 

 

                                                   Игры с песком.

Закрепить с детьми свойства и особенности песка. Побуждать детей делать интересные постройки , сооружения.

 

Опыт « Ветер».

Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)

 

Опыт: «Что в пакете?»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства  воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

 

 

Игры  с водой.

Познакомить   детей со свойствами воды: течёт, журчит, брызги  летят, капельки капают, обсудить вопрос о том, кому нужна вода: детям, рыбам, птичкам. Водой моем  лицо, руки, чтобы были чистыми.

 

Вода – волшебница

 Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при этом вода меняет цвет, запах, вкус)

 

Опыт  с водой «Тонет – не тонет».

Предложить детям  проверить, какие из окружающих предметов тонут  в воде, а какие  остаются на поверхности.

 

Опыт: «Свойства камней».

            Сравнить камни по форме, размеру, цвету, по округлости, гладкости, по тяжести.

Закрепить знания о свойствах магнита.  Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства: притягивать металлические предметы; действия магнита через стекло и воду, картон, крупы...

 

           

 

     

 

       

                                               «Узоры из песка»

Расширять знания о свойствах песка, развивать умение, сравнивать, делать выводы

Делаем дорожки и узоры из песка.

 

            Продолжить ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить узор, из мокрого нельзя).      

                            

 

 

          Опыт: «Исследователи песка».

Рассмотреть песок через лупу и сделать вывод, что песок состоит из мелких зёрнышек – песчинок, которые не прилипают друг к другу.

           

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Статья: "Экологическое воспитание посредством опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте"

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с т...

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...

Развитие опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста, через использование игр – экспериментов с песком и водой

Цель: разработать и апробировать  конспекты игр - занятий по развитию опытно - экспериментальной деятельности детей , через использование игр – экспериментов с песком и водой.Задачи:1.На основе а...

Буклет. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста: значение, классификация и виды лабораторий....