МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВСЕЗНАЙКИ"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ларикова Любовь Валентиновна

Занимательные опыты, эксперименты пробуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами вызывает интерес к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать  результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи меду предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.

Методическая разработка (Проект) "Всезнайки", для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vseznayki.docx697.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад с. Бакчара»

опыты3.png

                                                                                                           

            Вид проекта:опыты2.png

экспериментальный, среднесрочный

Продолжительность проекта: 

январь – март

Тип проекта:  групповой

Участники проекта:

дети 6-7 лет, воспитатели, родителиопыты4.pngопыты.png

Образовательные области:

Познавательное, экспериментальное, социально коммуникативное

                                                  Автор проекта:

Воспитатель: Ларикова Л.В.

с.Бакчар

«Наблюдая за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир»

                                                                                                                                       

                                                                                                                                                           М.Монтессори

Актуальность:

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.  

Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни; она способствует развитию таких личных качеств, как самостоятельность,целеустремленность,ответственность,инициативность, настойчивость.

Гипотеза:

Занимательные опыты, эксперименты пробуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами вызывает интерес к познанию мира, Развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать  результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи меду предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.

Цель проекта:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи экспериментальной деятельности:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

  • развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  • формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Вид проекта:

Познавательно – экспериментальный, январь – март

1 этап. Постановка проблемы

В ходе бесед с детьми выяснилось, что у детей скудное представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Мало знаний о зависимости жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде, в которой дети научаться видеть и понимать реальные причины зависимости.

Подготовка к реализации проекта

1.Подбор  познавательной, методической  литературы

2. Подбор иллюстраций с изображением живой и неживой природы, природных явлений

3.Подбор материала для экспериментов(кока кола, вода, стаканчики, металлические предметы и др.

4.Подбор дидактических, компьютерных игр, видео материалов

5. Наблюдение на прогулках за природными явлениями

  1. этап. Реализация проекта

1.Беседа о растениях (какие растения дети знают: комнатные, садовые, лесные, деревья; цель  беседы: закрепить знания о всех видах растений, знания о строении растений, для чего существуют растения, воспитывать бережное отношение к природе.)

2.Рассматривание иллюстраций ,альбомов с различными видами растений

3.Раскрашивание раскрасок, рассматривание и зарисовка комнатного растения

4.Беседа для чего растению корни, сравнение двух растений (одно сухое другое цветущее, выяснить причину)

5.Проведение опыта №1 «Как увидеть движение воды через корешки?» (Приложение №1)

6.Беседа о добрых и вредных словах

7.Проведение опыта №2 «как добрые и вредные слова влияют на растения»(Приложение №2)

8.Беседа «Питание – необходимое условие для жизни человека»

9.Рассматривание иллюстраций органов пищеварения человека.

10.Дидактические игры «Назови полезные продукты», «Нарисуй продукты, полезные для здоровья»

11.Беседа «Польза и вред Кока-колы»

12. Просмотр видео «Как и из чего делают кока-колу»

13.Проведение серии опытов №3 «Польза или вред от кока-колы»(Приложение №3)

14.Рассматривание карты России и гор на поверхности Земли, которые занимают большую поверхность.

15.Беседа о вулканах

16. Чтение стихотворения « огнедышащий вулкан» (книга Т.А.Шорыгиной «Беседы о природных явлениях и объектах»)

17. Чтение сказки «Великан и глубокое озеро» (автор тот же)

18. Рассматривание иллюстраций вулкана в разрезе

19. Просмотр видео фильма о действующем вулкане

20. Проведение опыта №4 «Тайны вулкана» (Приложение №4)

21.Проведение занимательных экспериментов «Сыщики», «Куда делось варенье» (Приложение №№ 5-6)

Формы работы:

1.Рассматривание иллюстраций по представленным темам

2.Беседы по темам

3.Чтение стихов и сказок по темам

4.Просмотр видео материалов, слайдовых презентаций

5.Проведение опытов

3этап. Заключительный

1.Провели опыты

2.Обобщающая беседа по темам

3.Слайдовая презентация проекта

Участие родителей в проекте:

1.Сбор информации по темам «Вулканы», «Различные растения», фотографий, иллюстраций.

2.Просмотр с детьми обучающих видео материалов

3. Чтение художественной литературы

Продукты проектной деятельности:

1.Проведение серии опытов

2. Выставка рисунков о растениях

3.Презентация проекта(для родителей)

Ожидаемый результат:

1.Дети овладели знаниями и представлениями об окружающем мире

2.Дети имеют представление о различных видах растений, необычных явлениях происходящих в природе(извержение вулкана)

3.Имеют представление о пищеварительной системе человека

4.Знают о вреде и пользе продуктов питания

5.Повысился интерес и мотивация к занятиям

Литература:

1.Книга Т.А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах».Издательство «ТЦ СФЕРА»  2010г.

2.Книга Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром(экспериментирование)». Издательство «Детство-пресс» 2010г.

3. Интернет ресурсы

                                        Приложение к проекту:

Приложение №1:

“Как увидеть движение воды через корешки?”

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – “питание”, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.

Приложение №2

“Как добрые и вредные слова влияют на растение”.

Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. И что хорошие и плохие слова тоже влияют на растения.

Материалы для проведения эксперимента:

  • Три прозрачных не глубоких стакана;
  • Овёс (или другое зерно)

Ход: насыпать в ёмкости в равных частях зерно и немного залить водой. На первый стакан кружочек с улыбающимся лицом, на второй – со злым лицом, а третий – чистый кружок. Предложить детям в течение недели: для стаканчика с улыбкой говорить хорошие слова, со злым лицом обидные слова, а на третий не обращать внимание. Наблюдать за стаканчиками в течение недели. К концу недели мы заметили изменения: в стаканчике “с улыбкой” появились зелёные ростки, в стаканчике “со злым” лицом появились темные и слабые ростки, в стаканчике с пустым кружочком зерно заплесневело. Вывод:

Приложение №3

“Польза и вред кока-колы”.

Цель работы:

Исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека.

Задачи исследования: 

  • проанализировать взаимодействие “Кока-колы” и ржавчины;
  • изучить действие “Кока-колы” на зубы;
  • исследовать совместимость “Кока-колы” с другими продуктами.

Этапы исследования: 

  • Опрос детей группы и родителей на темы “Мой любимый напиток” и “ Знаете ли вы о вреде “Колы”.
  • Выдвижение гипотезы.
  • Непосредственное проведение опытов.
  • Наблюдение за взаимодействием “Кока-колы” с веществами и предметами.

Выводы.

Материалы для проведения эксперимента (наблюдение в течение недели): пять прозрачных стаканчиков; ржавый и новый гвоздь; кусочек колбаски; молочный зуб (можно заменить на куриную скорлупу).

  1.  Мы решили использовать  в нашем опыте яичную скорлупу, чтобы посмотреть, как кока-кола влияет на зубы. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда “Кока-колу” и опустили яичную скорлупу. На 2 день скорлупа почернела, из чего дети сделали вывод, что в “Кока-коле” содержится много красителей, которые проникают даже в твердую эмаль зуба. На 3 день на скорлупе появилась трещина, а на 5 день скорлупа распалась на 2 половинки. Вывод: “Кока-кола” разрушает зубы. Красители лимонада очень стойкие и зубы от них темнеют.
  2. Взяли 2 болтика: ржавый и новый. Один поместили в стакан с водой, другой – с лимонадом. На четвёртый день новый болтик в воде покрылся слоем ржавчины, а болтик в “Коле” очистился от нее. Вывод: “Кока-кола” разъедает даже ржавчину!
  3. Для опыта разрезали кусочек колбасы на 2 половинки. Одну половинку положили в воду, другую – в “Колу”. На 2 день колбаса, помещенная в воду, не потеряла своего вида, а колбаса в “Коле” превратилась в кашицеобразное пюре. Вывод: “Кола” обладает разрушающими свойствами для мяса.
  4. Для опыта взяли конфеты «Ментос», так же положили  одну конфетку в  стакан с водой, а другую бросили в стакан с кока-колой. Дети увидели происходящую реакцию мятной,  конфеты, стакан с конфетой и кока-колой стал «шипеть». Сделали вывод: что при употреблении «Ментоса» и кока-колы в организме происходит «взрыв»

ВЫВОД:

Таким образом, проведя ряд опытов, мы увидели, что “Кока – кола” разрушает зубы и мясо, в ней много красителей. В “Кока – коле” есть такие вещества, которые разъедают ржавчину. Ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в “Кока-коле” очень много сахара, который вредит нашему организму. Значит, мы были правы: “КОКА-КОЛА” НЕ БЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

Приложение №4

“Тайны вулкана”

Предварительная работа: показ слайдов и рассказ воспитателя о вулкане.

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием “вулкан”, дать представление о происхождении и строении вулканов;
  • формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
  • формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом) .

Оборудование для экспериментирования:

Макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки.

Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.

На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале Знайка объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку – схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, Всезнайка еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.

Последовательность проведения эксперимента.

Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Второй ребенок: налить полстакана воды.

Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Знайка: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода).

Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Приложение №5

Занимательные эксперименты.

Цель: 

  • продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • поощрять выдвижение гипотез;
  • развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

“Сыщики”

Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Приложение№6

Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги – на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлсон?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...