Занятие по экологии "Морское путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Файзуллина Мария Михайловна

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Экосистема «Море»

Цель: Расширить знания об экосистеме «Море».

Задачи:

1. Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т. д.

2. Учить сохранять чистоту окружающей среды.

3. Формировать познавательно-исследовательский интерес.

4. Развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, вкусовую чувствительность.

5. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekosistema_more_.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии "Морское путешествие" для детей старшей группы

Выполнила Файзуллина М.М.

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Экосистема «Море»

Цель: Расширить знания об экосистеме «Море».

Задачи:

1. Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т. д.

2. Учить сохранять чистоту окружающей среды.

3. Формировать познавательно-исследовательский интерес.

4. Развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, вкусовую чувствительность.

5. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.

Предварительная работа: рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, чтение художественных произведений.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие на корабле.  Наш корабль называется «Эколёнок». Это от слова экология, а кто мне подскажет что это, обозначает? Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу. Где можно плыть на корабле? (По воде, реке, морю.) Мы с вами поплывём по морю.

Но что бы зайти на корабль, нужно отгадать загадки (с показом картинок).

1.В синеве морских пучин бродит он по дну один.

Все в присосках восемь ног.

Кто же это? (Осьминог)

2. Он, как дом, огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит.  Так живет на свете… (кит)
3.
 Эта рыба — хищник злой, Всех проглотит с головой. Зубы показав, зевнула  и ушла на дно… (акула)

4. Плавает прозрачный зонтик. «Обожгу! — грозит. — Не троньте!» Лапки у нее и пузо. Как зовут ее? (Медуза)  

5. На лошадку так похожа, А живет-то в море тоже. Вот так рыбка! Скок да скок — Прыгает морской… (конек)
Молодцы все загадки разгадали!

Занимайте свои места на корабле. Мальчики пропускают девочек вперёд и помогают зайти на корабль.

Что у меня в руках? (Глобус.) Глобус-это модель Земли.  Посмотрите все на глобус. Скажите какие цвета вы видите на нем? А кто знает что они обозначают? Какого цвета на глобусе больше и почему ? Везде ли одинаково окрашены моря и океаны? Почему? Кто сможет ответить на этот вопрос? (Одни очень глубокие, другие мельче.) Чем мельче - тем краска светлее. Правильно, но все-таки моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в их соленой воде.

 А как образовались моря и океаны?  

Презентация.(слайд с 3 по 8)

Ученые предполагают, что после своего возникновения Земля была окутана плотной пеленой облаков. По мере того как Земля охлаждалась, на ее поверхность обрушились ливни, затопившие водой впадины в земной коре. Так образовались первые моря и океаны.

Кто был на море и видел его? Какое море? Какая вода в море? (Соленая.) Почему? А хорошо ли, что есть у нас море и почему? (Море дарит нам прохладу, у моря отдыхаем, по морю перевозят грузы и т. д.) Широк океан. Можно плыть по нему недели, не видя берега. Куда не посмотришь, на сотни километров вода. (Смотрит в бинокль.) Я вижу остров. (слайд 9)

 Корабль делает остановку.

А теперь мы с вами попьем, перекусим и снова в путь отправимся.  А что же мы с вами будем пить? МЫ на острове, а вокруг только море. Можно ли пить морскую воду? (Нельзя.) Почему? (Потому что она соленая, невкусная, не утоляет жажду.)  Ну конечно  воду из моря пить нельзя, потому  что  она грязная, солёная, а как же нам проверить что она действительно  солёная?

Давайте мы с вами проведём опыт и сделаем морскую воду. Где же нам взять материалы для опыта? Вы знаете на островах всегда прячут клад, давайте и мы его найдём. Подсказка: он сиреневого и серого цвета, формой  напоминает прямоугольник.

А ещё я загадаю загадку.  Вместительный, удобный,

                                           За спиной висит.

                                           Помощник бесподобный

                                           Всё в себя вместит. (Ранец)
Молодцы всё нашли. Теперь у нас есть всё для опыта, приступим.

Опыт  «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с чистой водой. Давайте  попробуем воду, какая она на вкус?  Обычная – такая вода называется пресная. Добавляем  морскую соль в воду.  При взаимодействии с водой соль растворяется. Пробуем.  Вот мы и получили морскую воду. У кого вода очень солёная, а у кого нет? Так и моря, самое соленое море на планете- Красное море. Балтийское море оно является самым пресным морем в мире. Пресное это значит у него наименьшее количество соли. Соленый привкус морской воде придают различные минеральные вещества, которые приносят в моря впадающие в них реки.  А вы, знаете, что соль это минерал-Галит. После его обработки он получает вид соли.

В чём же польза морской воды? Говорят она полезная. А где  можно применить соленую морскую воду? (Она полезна для здоровья, ею полощут больное горло; из морской воды добывают различные вещества, из которых потом делают лекарства, удобрения для растений и т. д.).

Ребята, у нас свами получилась морская вода и я предлагаю вам сделать ещё один опыт. Откуда в море появились острова?

Опыт: «Тяжёлые предметы тонут в воде».

Для этого мы в нашу морскую воду опустим любой тяжёлый предмет (камень, пластилин, магнит). Посмотрите,  у кого камень полностью покрылся водой, а у кого- то торчит из-под воды. Поверхность камня которая не ушла под воду и образует остров. Острова бывают разные.

Рассказ воспитателя об образовании коралловых, вулканических и других островов.

Вулканические острова. В океанах постоянно происходит вулканическая деятельность. Извергающийся вулкан выделяет огромное количество лавы, которая, застывая при соприкосновении с водой и воздухом, образует новые вулканические острова. (слайд10)

Коралловые острова. Отмели заселяются кораллами и полипами, которые корнями зацепляются за морское дно. Со временем нижняя часть кораллов затвердевает, образуя прочное основание острова.(слайд 11)

Материковые острова возникают в следствии отделения части суши от материков. ( слайд 12)

Ребята,  а давайте мы с вами опустимся на морское дно и посмотрим какое оно. Как же мы опустимся на морское дно? (Нужно надеть водолазные костюмы, сесть на подводную лодку.)

Каким вы представляете себе морское дно? (слайд 13)  (Плоским, ровным, неровным и т. д.) Нет, дети, дно моря не ровное, не плоское, оно буквально изрезано различными холмами, долинами, глубокими впадинами и даже высокими горными цепями, которые покрыты  морской водой. Посмотрите, а это что? (слайд 17) Правильно водоросли. Морские водоросли их мы тоже употребляем в пищу и их используют для изготовления лекарств и удобрений.  А из красных и бурых водорослей делают такое вещество как Агар-агар. Кто знает что это? Агар–агар пищевой желатин, из которого делают наши любимые мармеладки. Я приготовила для вас мармеладки в виде морских обитателей, но прежде чем попробовать нам нужно помыть руки. На острове нет чистой воды, а мы как раз захватили антисептик, обработаем ручки и будем пробовать. (Дети пробуют мармелад, называя каждый свою фигуру).

Скажите, а кто обитает в море среди водорослей? (слайд с 18 по 27)  

Рассказ о морских обитателях.

Посмотрите, на море появились волны (слайд 28) Откуда они? (Волны поднимает ветер.) Правильно. Ветер приподнимает массу воды, образуя волну, а затем сила земного притяжения опускает ее вниз. Самая большая волна (по мнению ученых) иногда достигает 34 метров, это примерно 10 этажный дом. Такое явление природы называется цунами. Цунами – это природное явление, представляющее собой серию огромных волн, которые приводят к затоплению прибрежных участков суши, разрушению, уничтожению всего живого, встречающегося на пути. (Слайд 29-30)

Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, а теперь возвращаемся на корабль, пока на море не разбушевались волны.  Дети занимают свои места на корабле.

Воспитатель: смотрите,  что у нас за бортом? Плывут банка, бумага. Как они оказались в море?

Ответы детей.  Показ картинок. (слайд с 31 по 35).

 Обобщение воспитателя: «Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в море попадает слишком много мусора, ядовитых отбросов, нефти. Киты стали реже встречаться, меньше рыбы попадает в сети, исчезают стада дельфинов. И люди решили, что море необходимо охранять. Но как? (Ответы детей.) Устраивать морские заповедники, «морские дворники» - корабли-мусорщики, корабли - нефтесборщики, не загрязнять море. А давайте представим что мы с вами на таком судне и с помощью сети уберём мусор и очистим море. Молодцы отлично справились.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вам я приготовила раскраски морских обитателей, что бы вы раскрасили их и вспоминали о нашем морском путешествии. Ну а следующее наше путешествие  будет на дно океана, где мы познакомимся с такими рыбами как: морской дракон, рыба-пеликан, бочкоглаз,
рыба-капля,  рыба- серебряный паровоз.

Наш корабль подошёл к берегу,

- Друг другу и гостям скажем на прощанье вежливое - Дети: До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии:"Путешествие в страну Носарию".

Занятие в игровой форме знакомит детей со строением и функциями носа, способствует формированию основ здорового образа жизни....

Занятие по ФЭМП «Путешествие в математику». (для воспитанников младшей группы) (разработано на основе методического пособия Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4 лет», занятие «Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник»)

Занятие по ФЭМП «Путешествие в математику».(для воспитанников младшей группы)(разработано на основе методического пособия Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4 лет», занятие «Число 3. Большая, ...

Познавательное занятие в форме " Путешествие по карте" для подготовительной к школе группы " Путешествие на остров".

Цель данного занятия развитие у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире....

Открытое занятие по нравственно-патриотическому занятию на тему "Путешествие по России"

Открытое занятие по нравственно-патриотическому занятию на тему "Путешествие по России"...

Технологическая карта занятия с дошкольниками "Путешествие по реке времени» Тема « Путешествие в прошлое телефона».

НОД с дошкольниками "Путешествие по реке времени» (старшая группа)Тема « Путешествие в прошлое телефона»....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Занятие 41 Тема: «Путешествие в страну Математики»

Программное содержание• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.• Расширять представления о весе предметов.• Закреплять умение видоизменять ге...