Методическая разработка на тему «Мои первые игры по ПДД»
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Руднева Рима Рафиковна

Методическое пособие  кейс-«Мои первые игры по ПДД»  представляет собой небольшой чемоданчик, в котором находится макет дороги, а так же комплект  развивающих игр для детей раннего возраста, направленных на формирование первичных знаний правил безопасного поведения на улице и дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_pervye_igry_po_pdd_rudneva_r.r.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Колпинского района Санкт-Петербурга
ИМЦ Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему

 «Мои первые игры по ПДД»

Воспитатель ГБДОУ №53 Колпинского района

Руднева Рима Рафиковна

Санкт-Петербург 2020

Кейс-«Мои первые игры по ПДД»

Аннотация:

Методическое пособие  кейс-«Мои первые игры по ПДД»  представляет собой небольшой чемоданчик, в котором находится макет дороги, а так же комплект  развивающих игр для детей раннего возраста, направленных на формирование первичных знаний правил безопасного поведения на улице и дороге.

Назначение: Данное методическое пособие можно использовать  для групповых, индивидуальных занятий,  для игры с детьми раннего возраста.

Описание: Данный материал поможет воспитателю организовать работу с детьми раннего возраста  по формированию элементарных знаний правил дорожной безопасности. 

Актуальность:

     Умение соблюдать правила дорожного движения необходимо формировать у детей с раннего детства с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Малышей с раннего возраста привлекает окружающий их мир: дома, улицы, дорога, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Легко ли научить ребенка вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями ПДД и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

       Учитывая особенности детей раннего возраста и интерес  к игре,  я сделала в своей группе игровой кейс-чемоданчик «Мои первые игры по ПДД», для знакомства и формирования знаний у детей правил дорожного движения.
Цель: Формирование у детей раннего возраста предпосылок безопасного поведения на улицах и дорогах города, адаптации воспитанников к транспортной среде в местах постоянного жительства, снижения детского травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий детей на дорогах.

Задачи:

Образовательные: Ознакомление детей раннего возраста со средствами передвижения (легковым автомобилем, грузовиком, автобусом), с правилами безопасности на дороге, с пешеходным переходом, со светофором, его назначением. Формирование начальных навыков безопасного поведения на дороге и на улице.

Развивающие: Развитие слуха, воображения, мышления, памяти, внимания, речи, активизация словаря (дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор, зеленый (желтый, красный) цвет, транспорт, легковой автомобиль, грузовик, автобус, руль).

Воспитывающие: Воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте, внимательного и доброжелательного отношения к людям, формирование интереса к окружающему миру.

       Кейс сделан в виде чемоданчика, который легко открывается. На лицевой стороне кейса расположены изображения разных видов транспорта. Картинки выполнены в формате 3D, крупные, яркие, привлекающие с первых секунд внимание детей. Внутри самого кейса из самоклеющейся плёнки сделан фон с липучками, и проезжая часть с зеброй и пешеходной зоной. Для фона я сделала комплект плоскостных разных домов, магазинов, школ и прочих зданий, легкового и грузового транспорта, а также деревьев, кустов и других зелёных насаждений. Дети на свой вкус могут создавать игровую ситуацию, и делать соответствующий фон для игры. Например: это может быть поездка или прогулка по городу, или небольшое путешествие за город, а может и прогулка по парку. Игра с кейсом востребована детьми и способствует их развитию. Кейс устойчив, мобилен, его можно легко переместить с места на место, и в любой момент может быть доступен детям для игры.

     Прямое назначение кейса: обучение игровому моделированию, формирование безопасного поведения на проезжей части. Игровой кейс можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве, любознательности. Данный кейс-чемоданчик «Мои первые игры по ПДД» дает возможность в форме игры на наглядной модели формировать теоретические основы по правилам дорожного движения.  Это намного эффективнее и быстрее усваивается.

       Например: игра “Пешеходы”: Дети берут в руки фигурки людей или животных. Они – пешеходы. Пешеходы повторяют стихотворение и переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Игра как поход в больницу, в гости или магазин. При этом ребенок рассказывает, либо показывает, как он будет двигаться. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий. Если ребёнок затрудняется, воспитатель ему предлагает выполнять действия по показу взрослого.

       Для создания сюрпризного момента в кейсе есть замечательный вязаный светофор. Сюрпризы - это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей много эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, малыши оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок раннего возраста. Его очень хорошо использовать во время организованной деятельности, малыши  с радостью идут на контакт с нашим другом-светофором. При игре со светофором у детей раннего возраста формируются знания об основных цветах: красный, жёлтый, зелёный. Так же малыши получают свои первые знания о безопасности пешеходов на дороге.

    Для формирования сенсорных способностей в кейсе есть сделанная мною всем знакомая дидактическая игра «Поставь машину в гараж». Все гаражи мобильны, дети могут играть в них как внутри кейса, так и за пределами, в любом удобном месте. Воспитателям тоже очень удобно использовать эту игру, как в организованной, так и в свободной деятельности детей.

    Для эффективной тренировки мелкой моторики рук я изготовила машинки-моталочки, не забывая и о сенсорном развитии. В комплект моталочек входят вязаные машинки четырёх основных цветов. Игра моталочка особенно полюбилась нашим малышам. В работе с детьми я их использую как в соревнованиях, так и в свободной игровой деятельности детей. В процессе игры дети учатся быть ловкими, развивают координация и быстроту движений.

       Учитывая особенности детей раннего возраста, я постаралась удовлетворить потребности и желания каждого ребёнка к игре. Для активных малышей я сшила из фетра нагрудники-машинки четырех основных цветов, а из обычного гофрокартона сделала рули. Данное оборудование дети с удовольствием используют в таких подвижных играх как: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Птички и автомобиль». В разных ситуативных ситуациях: «Мы шофёры», «Поездка к доктору», «Полицейский», «Общественный транспорт» и др.

     Заключение: В заключение хочу сказать о том, что дети с огромным интересом включаются в игру с нестандартными играми и оборудованием. Всё яркое и необычное привлекает малышей и они получают удовольствие от игр в ходе которых  формируют первоначальные навыки безопасного поведения на дороге и на улице, элементарные знания о правилах дорожного движения, о видах транспорта и его основных частях, о трех сигналах светофора, о пешеходном переходе, об отличии тротуара от проезжей части дороги.

     Подводя итоги, хочу отметить, что кейс «Мои первые игры по ПДД» –  элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.

      В будущем предполагается усложнение данного пособия с учетом возрастных особенностей детей: добавление игровых ситуаций, знаков дорожного движения, стоянки, зданий и другое.

     Чем раньше мы начнём изучать ПДД, тем быстрее у ребят сформируется привычка грамотного поведения на дорогах.

Список используемой литературы:

Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». — СПб.: «Детство — Пресс», 2004.–144 с.

Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. — М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.

Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.

Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2–64 с.

Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...

Методическая разработка на тему: «Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР» (мультимедийные презентации)

Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях.  Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.В данной методической раз...

Методическая разработка на тему «Обучение детей игре на музыкальных инструментах»

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного музицирования в детском саду.   Актуальностьопыта.  Цель и задачи. Обучение детей игре н...

Методическая разработка на тему: " Организация музыкальных игра в повседневной жизни детей и развитие творческой активности дошкольников"

Через игровую деятельность и движение ребенок учиться, и в этом смысле игра может называться вдущим видом деятельности, так как определяет развитие" Л.С.Выгодский...

Презентация Методическая разработка на тему «Мои первые игры по ПДД»

Назначение: Данное методическое пособие можно использовать  для групповых, индивидуальных занятий,  для игры с детьми раннего возраста.Описание: Данный материал поможет воспитателю орга...

Методическая разработка на тему "Полёт первой женщины В.В.Терешковой в космос"

Данная разработка дает детям среднего дошкольного возраста представление об освоении космоса людьми....