Цикл занятий по ознакомлению с окружающим миром.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Закрепление знаний у детей подготовительной группы по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_o.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: «Жизнь в толще воды».

Программное содержание: познакомить детей с морскими растениями; объяснить детям, как и чем питаются морские животные; закрепить пройденный материал; продолжать знакомить с жизнью животных в морских глубинах.

Активизация словаря: шторм, бурые (цвет), убежище, грунт, заросли, прозрачная (вода), косяк (рыб).

Материал для занятия: иллюстративный материал по теме, открытки «Морские водоросли», кукла Петрушка, водоросли в аквариуме.

Предварительная работа: рассмотреть с детьми открытки «Морские водоросли», чтение стихотворений о море, слушание пластинки, рассмотреть водоросли из аквариума.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель выносит куклу «Петрушку». (сюрпризный момент)

Воспитатель. Дети, на прошлом занятии мы с вами узнали, как и какие морские животные научились жить на побережье моря во время приливов и отливов.

Петрушка. А я забыл, какие морские животные живут у самого берега моря. Напомните мне, пожалуйста, ребята.

Ответы детей. Ракушки, крабы, мидии.

Петрушка. Молодцы, ребята, внимательно слушали и запомнили. Я тоже все запомнил, просто хотел проверить вашу память.

А сегодня я вам расскажу, какие растения есть в глубине морских вод. Морские растения состоят из водорослей – скользких на ощупь; растений , лишенных стебля и корней. (Объяснение сопровождается показом иллюстраций, слайдов и аквариумных растений). Они играют важную роль в жизни океана:

  • Обогащают воду кислородом,
  • Служат убежищем и пищей для многих морских обитателей

Все необходимое для роста и развития водоросли получают прямо из воды, а специальные зацепки помогают им удержаться на камнях. (Показ иллюстраций)

Иногда очень сильная волна при шторме отрывает водоросли от твердого дна – грунта, и тогда на берегу можно увидеть разноцветные полосы, которые образовали красные, бурые и зеленые водоросли. (Показ иллюстраций)

В море растения могут существовать только в верху, т. к. оно освещено солнцем. На большой глубине они растут только там, где вода морская очень прозрачная. Глубже обитают только животные. Многие животные, такие, как улитки, морские ежи, губки, крабы живут в морских зарослях водорослей. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций перечисленных морских животных и музыкой) Тюлени и выдры прячутся в них.

Воспитатель. Дети, Петрушка нам рассказал какие растения растут в морских глубинах. А теперь мы узнаем, чем питаются растения и животные в море.

Растения используют вместо пищи солнечное тепло. В свою очередь эти растения едят маленькие рыбки. А более крупные животные поедают этих маленьких рыбок. Такие охотники – животные называются «хищниками», как и на суше.

Их жертвами становятся те, кто слабее. Чтобы остаться в живых, каждое животное должно добывать пищу и в то же время не быть съеденным.

Спрут (показ иллюстрации) выпускает черное облако, чтобы испугать своих врагов, тотчас исчезает и прячется.

Морские звезды (показ иллюстрации) защищаются с помощью своих шипов. Поэтому их трудно съесть.

Многие морские рыбы путешествуют группами, которые называют «косяком». Это помогает им защищаться от хищных рыб.

Петрушка. Ребята, а вы устали уже, наверное, сидеть. Давайте мы с вами немного разомнемся. Вставайте со своих стульчиков. А теперь покажите мне руками, как плавает рыба. А как извивается морская змея? А как ползет морская черепаха? Как прячутся рыбки от хищников? (Дети прячутся за стульями) Отдохнули?

 А теперь давайте с вами немного поиграем.

Я сейчас раздам вам карточки, на которых нарисованы растения, которые растут на суше. Положите их на зеленую полоску. Растения, которые растут в море на синюю полоску. Мы разделимся на две команды. Чья команда справится с заданием быстрее и правильно, та и будет победителем в этой игре. А кто еще сможет назвать их, получит дополнительные очки. (Дети играют на занятии 2 раза)

Петрушка. Кто запомнил, как называются морские растения?

Дети.  Водоросли.

Петрушка. Для чего нужны водоросли?

Дети. Это пища для морских животных. Многие  животные прячутся от своих врагов.

Петрушка. Какого цвета бывают водоросли?

Дети. Красные, бурые, зеленые.

Воспитатель. А теперь сделаем коллективную аппликацию на тему: «Рыбки в море»

Конспект занятия

«Электрические рыбы»

Программное содержание: закрепить знания детей о том, чем питаются обитатели морей и океанов; познакомить с морскими рыбами, которые способны испускать электрический ток – «электрические рыбы». Воспитывать интерес к жизни морских животных.

Активизация словаря: электрическая рыба, скат, широкие плавники, волнообразно, изгибаясь, прибрежное дно.

Наглядный материал: иллюстрации с видом «электрических рыб» (электрический скат, морская лисица, звездочет, скат дископиге, электрический сом), географическая карта.

Предварительная работа: чтение рассказов о морских животных из «экологической азбуки О. М. Газиной, Рассмотреть иллюстрации к книге и открытки с видом морских животных, объяснить термин «Электрический».

Разъяснение слова « звездочет».

Ход занятия.

Воспитатель выставляет перед детьми иллюстрации с видами электрических рыб.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на эти иллюстрации и скажите, кто – нибудь из вас видел раньше таких рыб?

Ответы детей.

Воспитатель. Вот мы с вами сегодня и узнаем больше об этих интересных рыбах Электрические рыбы существуют на Земле уже очень и очень давно. В теплых морях, в мутных реках Африки и Южной Америки (сопровождается показом стран на карте) живет несколько видов рыб, способных иногда или все время испускать электрический ток разной силы. Этим свойством рыбы пользуются для защиты от морских хищников – акул и осьминогов (показ иллюстраций) и помогает охотиться за мелкой рыбой. Посмотрите на иллюстрацию с изображением электрического ската. Давайте рассмотрим внимательно это морское животное.

Какое у электрического ската тело ?

Дети. Плоское.

Воспитатель. Правильно, плоское, с широкими плавниками .Тело плохо приспособлено для плавания. Поэтому передвигается скат как ?

Медленно, волнообразно изгибаясь, что делает его похожим на развивающийся плащ.

Дети, встаньте около своих стульчиков и руками плавно покажите, как изгибается и плывет такая рыба.

(Делает вместе с детьми движения рук вверх – вниз, плавно их сгибая)

Физкультминутка.

Воспитатель. Посмотрим с вами на следующую иллюстрацию. Это тоже скат (дископиге). Он питается мелкими рачками и не применяет электрический ток при добывании себе пищи Он  использует ток только для того, чтобы отгонять хищников. На следующем рисунке – звездочет.

Обычно эти рыбы лежат на прибрежном дне и караулят добычу. Которая проплывает сверху. Поэтому их глаза, посмотрите, где расположены ?

(Вверху головы и смотрят вверх)

В связи с этим рыб и назвали звездочет.

Ребята. Давайте с вами вспомним, чем же питаются в глубинах моря их обитатели ?

Дети. Основная их пища – водоросли.

Воспитатель. На большой глубине могут расти водоросли ?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему ?

Дети. Потому что, как и растениям на суше, им необходимо солнце.

Воспитатель. Правильно! А более крупные рыбы, хищники, чем питаются?

Дети. Мелкими рачками и мелкой рыбой.

Воспитатель. Все вы запомнили очень верно. Сегодня вы еще узнали много нового и интересного о жизни моря.

Конспект занятия

 «Морские звери».

Программное содержание: Закрепить знания детей о том, какие животные обитают в морских глубинах; познакомить детей с морскими млекопитающими; объяснить чем отличаются рыбы от млекопитающих.

Активизация словаря: Зубатые (киты), усатые, млекопитающие звери, стадо китов, самка, самец, кальмар, скорость.

Наглядный материал: Открытки «Млекопитающие морей и океанов», иллюстрации по теме, кассета со звуками, которые издают киты и дельфины, морской бриз; диафильм о дельфинах.

Предварительная работа:

Ход занятия.

Воспитатель выставляет перед детьми иллюстрацию с видом кита.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на картину и скажите кто на ней изображен ?

Дети. Кит.

Воспитатель. Правильно. Это самый крупный морской зверь. Киты бывают зубатые и усатые. Как вы думаете, почему китов назвали зубатыми ?

Дети. Потому что у них есть  большие зубы.

Воспитатель. Правильно. Но бывают киты у которых вместо зубов бывают усы. Эти киты набирают в рот воду и выпускают ее через усы.

Все киты, несмотря на свой размер, быстро плавают и даже ныряют. И все – таки это не рыбы, а морские звери. Киты дышат как и люди Чем дышат люди?

Дети. Легкими.

Воспитатель  . А рыбы?

Дети. Жабрами.

Воспитатель. Киты кормят своих детенышей молоком, поэтому их называют млеко (молоко) питающими. Молоко у них очень жирное, поэтому китята растут очень быстро. А чем питаются мальки рыб?

Дети. Мелкими растениями, находящимися в воде.

Воспитатель. Давайте рассмотрим зубатого кита – кашалота. Сколько  китов вы видите на картине?

Дети. Много, если их посчитать, то будет шесть.

Воспитатель. Кашалоты живут небольшими стадами. Стадо самок (девочек) охраняет самец (Мальчик), который защищает их от врагов. Такие стада можно встретить у берегов Камчатки (показ на карте).

Основная пища кашалотов – крупные кальмары (показ иллюстрации) Охотясь за ними, киты нередко ныряют на большую глубину – до самого дна.

А теперь скажите мне. Кто был в Московском Дельфинарии ? Кого вы там видели?

Ответы детей.

Воспитатель. Дельфины – это самые мелкие киты, их запросто можно встретить в нашем Черном море . Кто может показать где оно находится?

У дельфина около 200 острых зубов, которыми он удерживает скользкую рыбу (показ иллюстрации с видом дельфина). Они плавают с огромной скоростью, почти с такой же, с какой едет пассажирский поезд. Дельфины и киты общаются между собой. Как вы думаете, что они для этого делают?

Ответы детей.

Воспитатель.  Они очень громко свистят .Эти звуки помогают дельфинам и китам ориентироваться в глубине моря и находить свою пищу, Люди записывают их свист на кассеты. Послушайте.(звучит запись)

Горбатые киты издают песню. Которая может длиться до 20 минут (Это почти столько, сколько мы проводим времени на занятии).     Но пока никто не знает, о чем они поют. Может быть , кто – нибудь из вас вырастет и разгадает эту тайну.

В конце занятия проводится игровое упражнение «Не ошибись» (Закрепление знаний о животных6водные или наземные).

Дети встают в линейку. Воспитатель по очереди бросает каждому мяч и называет какое – либо животное, Ребенок, поймав мяч, должен сказать - наземное оно или водное. Если он ответил правильно, то делает шаг вперед, если ошибается, то стоит на месте (шаги можно заменить фишками). Выигрывает тот. Кто первым сделает 4 шага.

Конспект занятия

 «Ластоногие».

Программное содержание: Закрепить знания детей о жизни морских млекопитающих; продолжать знакомить детей с другими представителями этого вида животных. Воспитывать у детей интерес к животному миру и чувство бережного отношения  к нему.

Активизация словаря: полярный круг, ластоногие, клыки, ласты, моржонок, тюлень, нерпа, прорубь.

Наглядный материал: иллюстрации по теме, глобус, географическая карта, фотографии с изображением различных видов млекопитающих (или отдельно ластоногие).

Предварительная работа: рассмотреть с детьми фотографии, сделанные в Московском зоопарке, с видами ластоногих (моржи, тюлени, нерпа, котики); просмотреть отрывок из документального фильма «Моржи Ледовитого океана», Вместе с родителями посетить зоопарк.

Ход занятия.

Воспитатель вывешивает на доску географическую карту.

Воспитатель. Ребята, сегодня я вам расскажу, какие удивительные животные водятся в Северном Ледовитом океане. Он находится у полярного круга (показывает на глобусе или географической карте). Большую часть года по нему не плавают корабли, а ездят на собаках или на лыжах. Кто знает почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Потому что на севере очень холодно.

Воспитатель выставляет картинки с видами ластоногих. Показывает моржа.

Кто знает как называется это животное?

Ответы детей.

Воспитатель. А как вы думаете, что это у моржа? (показывает на клыки)

Ответы детей.

Воспитатель. Эти страшные зубы ему очень нужны . Клыками он роет дно в поисках пищи и разбивает лед.

А это что такое у моржа? (показывает на ласты моржа)

Ответы детей.

Воспитатель. Этими передними ластами морж с усилием вскарабкивается из моря на сушу. Из – за этих ласт всех этих животных (показывает иллюстрации) называют ластоногими, т. к. они им заменяют ноги, руки, лапы.. Кто повторит , как называются лапы у моржей?

Морж не может долго находиться под водой, он дышит Как мы с вами – воздухом.

Моржи очень трогательно заботятся о своем детеныше. Послушайте, как описывают это ученые, которые за ними наблюдали.

Рассказ. «Когда на моржонка нападают, он издает громкие и отрывистые звуки; заслышав их, мать сейчас же бросается защищать его. Был однажды случай, когда моржонка отвезли на катере очень далеко и подняли на корабль. По сильному крику детеныша мать нашла этот корабль и целые сутки плавала вблизи него, подзывая детеныша, и набрасывалась на проходящие мимо катера. Когда моржонка спустили в воду, мать успокоилась и вскоре исчезла вместе с ним. Вот такое удивительное животное.»

Кто может назвать это животное? (показывает иллюстрацию с видом тюленя)

Ответы детей.

Воспитатель. Эти тюлени водятся в Белом море льды .

В Белом море льды не сплошные, с них в любое время можно сойти в воду и добывать себе пищу, рыбу. А самое главное, на Белом море не водится страшные враг тюленей (показывает фотографии с видом белого медведя). Вы, конечно, его узнали Это?

Ответы детей.

Воспитатель. А теперь, я вам покажу самого мелкого тюленя. Его зовут – нерпа. (показ иллюстрации) Как называется это животное?

Ответы детей.

Воспитатель. Живут они в основном в Каспийском море (показ на географической карте).

Вот по полынье побежали легкие волны, мелькнула круглая головка и исчезла. Спустя некоторое время и она снова показалась, отрывисто вдохнула и опять нырнула под лед. Воздух для нерпы необходим. Так же как для нас с вами. Когда лед еще тонкий, нерпа ластами пробивает прорубь.

Передвигается нерпа тоже с помощью передних ласт. Питается нерпа, как и все ластоногие – рыбой. Самый страшный враг нерпы кто?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно догадались – белый медведь.

Об этих интересных животных мы еще с вами почитаем, поговорим. Есть много интересных книг.

Где живут моржи, тюлени, нерпа?

Ответы детей.

Воспитатель. Как и чем они дышат?

Ответы детей.

Воспитатель. Питаются?

Ответы детей.

Воспитатель. Может быть кто – то из вас побывает на Северном полюсе и увидит там этих животных, а пока ими можно полюбоваться в Московском зоопарке.

Конспект занятия

 «Австралия и Антарктида»

Программное содержание: Формировать у детей возникновение интереса к географическим познаниям; познакомить со своеобразным растительным и животным миром далекой Австралии, Антарктидой, покрытой ледниковым щитом, рассказать об особенностях строения этих материков, о различиях их природы и климате.

Активизация словаря: континент, материк, заповедник, аборигены.

Наглядный материал: Глобус, географические атласы, открытки, иллюстрации растительного и животного мира Австралии и Антарктиды.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций атласа для детей Девида Ламберта «Мир животных». Просмотр телепередач «Клуб кинопутешественников» и «В мире животных».

Ход занятия.

Воспитатель: Прежде, чем начать очередное занятие нашего цикла, давайте вспомним некоторые моменты, предшествовавшие этому занятию

Примерно 250 млн. лет тому назад, если бы нам удалось побывать на Земле, скажите, то как она выглядела?

Дети: На Земле был один континент.

Воспитатель: Что такое континент?

Дети: Континент – это крупный участок суши, окруженный океаном.

Воспитатель: Он был один, но зато очень огромный. Чем была занята остальная территория?

Дети: Всю остальную территорию занимал древний океан.

Воспитатель: Правильно. Так вот, был один гигантский по размерам континент. Какие животные привольно обитали и хозяйничали на Земле?

Дети: Динозавры.

Воспитатель: Верно. Это было их время. Что стало потом с материком?

Дети: Он раскололся сначала на два, потом на три, четыре, пять, шесть материков. Они разошлись в разные стороны по океану.

Воспитатель: Совершенно правильно. Вы хорошо это поняли, молодцы! Надо сказать, что это явление является поворотным в истории Земли. Пространство между материками было заполнено океаном.

Таким образом, всего на Земле 6 материков: Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка и Евразия.

Сегодня мы с вами поговорим о двух из них. Первый – это Австралия.

Австралия – самый маленький на Земле материк. Поэтому некоторые ученые называют ее просто островом. Австралия располагается между двумя океанами – Индийским и Тихим. В основном территорию этого континента занимает равнинная, гладкая поверхность. Климат в Австралии очень сухой. Здесь много пустынь и полупустынь. Она бедна реками и озерами. Но здесь часто идут дожди. Австралия – самый «одинокий» материк на земле, т. е. Она удалена от других материков. Это сказалось на ее животном и растительном мире. Это материк – заповедник.

Заповедник – это место, где оберегается и сохраняется растительный и животный мир. Потому что только в Австралии можно увидеть такие удивительные растения и встретить необыкновенных животных.

Миллионы лет назад Австралия отделилась от первоначального материка. Животный мир Австралии был далеко удален от остального, и его развитие пошло по своему пути. Здесь обитают животные, везде давно вымершие, и отсутствуют широко распространенные на других материках. Давайте полистаем этот календарь и внимательно рассмотрим животных Австралии.

Только здесь встречаются такие животные, как ехидна и утконос. Они интересны тем, что выводят детенышей из яиц, как птицы, а кормят их молоком, как млекопитающие. В Австралии много сумчатых животных, детеныши которых рождаются очень маленькими, и мать донашивает их в сумке, представляющей собой складку на животе. Среди сумчатых особенно характерно семейство кенгуру. Гигантское кенгуру достигает в высоту на 3 м. Прыгают они в длину на 8 – 10 м. Есть карликовые кенгуру, размером 30 см. Животные, напоминающие наших хомяков, называются вомбатами. Но крупные кенгуру и вомбаты сейчас встречаются очень редко. За ними охотятся ради меха. Еще представляет собой интерес сумчатый медведь, он называется коала. Он живет на деревьях. Богат и разнообразен мир птиц.

Особенно много попугаев. В лесах водится красивая птица лирохвост, райские птицы с ярким оперением, а также страус – эму. Также много ящериц, ядовитых змей, крокодилов.

В Австралии много пустынь и полупустынь. Пустыня – это большая засушливая область с жарким климатом, с небольшим количеством осадков и очень скудной растительностью.

Полупустыня – это почти тоже самое, но климат чуть повлажнее (дождливее) и растительности побольше. Самыми удивительными животными пустыни являются необычные лягушки. Их кожа непроницаема (не пропускает) для воды – они как будто обернуты в пластиковый пакет. Лягушки способны годами дремать под землей, дожидаясь, пока дождь заполнит мелкие лужи, где они смогут, наконец, отложить икру. В Австралии очень сухой климат, поэтому растительность там не слишком богатая. Но зато она очень своеобразная. Большинство того, что растет на ее территории, встречается лишь в Австралии. Теперь рассмотрим, какие растения имеются в Австралии. Здесь вы видите эвкалипт, причем много видов насчитывает это дерево. Это акация. Население выращивает фруктовые деревья, виноград, апельсины, лимоны, мандарины. Австралия – самый малонаселенный из обитаемых материков. Большинство жителей – пришлое население (из других материков). Коренное население – австралийцы – аборигены – имеют темно – коричневый цвет кожи, волнистые черные волосы.

В основном люди живут там хорошо, и природные благоприятные условия имеют для этого большое значение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Следующий материк, который мы с вами рассмотрим – это Антарктида.

Антарктида – самый холодный из всех материков. Находится на южной стороне земного шара. Отличие его состоит в том, что это материк не простой, а ледяной. По величине он средний, примерно в два раза больше Австралии и в два раза меньше Африки. Антарктида – это самый высокий материк на планете. Его высота определяется обилием слоя льда. Именно благодаря льду Антарктида выглядит , как огромный купол (круглая возвышенность). Самое   холодное место располагается в средней части ее ледяного купола, где морозы могут достигать в зимние месяцы – 90* С. Летом там тоже морозы (температура ниже – 20* С, приблизительно, как у нас в холодную зимнюю погоду). В Антарктиде не бывает дождей: осадки выпадают в виде снега. На побережье ледяного континента царят ураганные ветры и метели, скорость ветра велика, может поднять в воздух и унести прочь даже тяжелые предметы. Сухой снег, несущийся с большой скоростью, «перепиливает» толстые канаты и до блеска полирует металл.

Антарктида уникальна по своей природе. Большая часть ее – совершенно ледяная пустыня. Лишь у берегов теплится жизнь, там, где из – под льда выступают немногочисленные скалы и островки. Беден их растительный и животный мир. Растут здесь редкие мхи, лишайники, грибы и водоросли. Пингвин – главный житель и украшение ледяного континента.

В Антарктиде. Никто не проживает постоянно. Здесь лишь работают научные станции, где ведутся различные исследования природы ледяного континента. Сегодня мы с вами познакомились еще с двумя континентами. Как они называются?

Дети: Австралия и Антарктида.

Воспитатель:  Чем они отличаются?

Дети:  В Австралии тепло, а в Антарктиде – холодно.

Воспитатель: Какие животные растут в Австралии?

Дети: Кенгуру. Сумчатый медведь. Страус. Змеи. Крокодилы, Ехидна. Утконос. Лягушки.

Воспитатель: Что растет в Австралии?

Дети: Акация. Бутылочное дерево. Бамбук. Красное дерево, розовое, желтое. Фрукты.

Воспитатель: Что вы можете рассказать об Антарктиде?

Дети: Там очень холодно. Снег и лед, ветер. Растет мох, лишайник у берегов. Водятся пингвины.

Воспитатель: Какой материк вам больше понравился и почему? Где бы вы хотели побывать?

Дети: В Австралии. Там тепло и много разных животных, как в большом зоопарке.

Воспитатель: Ну а сейчас вы можете подойти к географической карте, к глобусу, найти эти континенты. Полистайте книги, рассмотрите иллюстрации.

Конспект занятия

Тема: «Жизнь у берегов моря»

Программное содержание: расширить знание детей о жизни морских животных у самого берега моря; закрепить понятия: приливы и отливы; познакомить с морскими животными побережья; объяснить детям, как морские животные приучались к жизни в воде и воздухе.

Активизация словаря: прибрежная фауна, слайды, побережье, наземные животные.

Демонстрационный материал: иллюстрации по теме, слайды, ракушки, кукла Петрушка, кассеты  с музыкой.

Раздаточный материал: ракушки, бумага, краски, кисточки, тонированная бумага, карточки  с изображением разных животных и пейзажем леса, моря, пустыни.

Предварительная работа: рассматривание открыток «Фауна побережья моря». Показ диафильма «Жизнь моря». Чтение художественной литературы. Тонирование бумаги под: морское дно, морское побережье, морской фон. Рисование морских животных. Изготовление дидактической игры  «Угадай, где обитает это животное?». Повторение стихотворения Ф. Тютчева о море.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель выносит куклу «Петрушку».

Воспитатель. Дети, на прошлом занятии мы с вами узнали о том, что такое моря и океаны. А сегодня Петрушка хочет вам рассказать, какие морские животные обитают уже у самого берега моря.

Петрушка. Дети, вы помните, что такое отлив?

Дети. Да. Это когда уровень воды в море падает.

Петрушка. Молодцы! Внимательно слушали. Так вот ,в часы отлива обсыхает узкая, а иногда и широкая полоса суши. И жизнь на ней замерла до нового прилива: ракушки плотно закрыли свои створки (показ иллюстрации).

Все кто мог, заползли в укромные уголки – в щели скал, под камни. А те, кто не может уползти, сжались в комочек и втянули свои отростки и щупальца

Ну – ка, дети, покажите мне, как они сжались в комочек.

Дети встают со стульчиков, приседают и показывают (2 – 3 раза).

Петрушка. Молодцы! Очень похоже! А теперь, скажите что такое прилив?

Дети. Это когда уровень воды в море поднимается.

Петрушка. Совершенно верно. Как только волна прилива зальет побережье, жизнь просыпается, все обитатели выходят из укрытий.

Воспитатель. Сейчас, дети, мы вместе с Петрушкой покажем вам слайды морских животных (показ слайдов сопровождается музыкой с шумом моря).

На берегу по камнями прячутся крабы.(1)

У самой воды можно заметить грозди черных ракушек – мидий, прикрепленных к камням прочными нитями.(2)

Воспитатель показывает слайды с белыми ракушками (3).

А кто знает что это такое?

Дети. Ракушки. Их очень много на Черном море.

Воспитатель. Правильно! Они бывают разного цвета, разной формы, разного размера. Посмотрите какие ракушки лежат у вас на столе. Опишите их.

Ответы детей.

Воспитатель. А еще в  прибрежном песке немало животных: маленьких двустворчатых моллюсков, рачков – бокоплавов и червей (4, 5)

Петрушка. Дети, а как вы думаете, зачем во время отлива на побережье моря прилетают журавли, чайки и другие птицы, из леса часто выходят медведи?

Дети. Они едят мелких морских животных, которые остались на берегу во время отлива.

Воспитатель. Правильно, для  многих птиц и животных – это место, берег моря, поиск добычи всяких лакомств.

Петрушка. А вы знаете, ребята, что некогда на суше совсем не было животных. Различные наземные животные которые сейчас живут на суше, возникли из морских животных много миллионов лет назад, а некоторые еще и раньше. Одним из путей, которыми морские животные переселялись в воздушную среду, было, очевидно, морской берег. Много тысяч лет прибрежная фауна (животные, птицы, живущие около берега) приучались переносить воздушную среду, приспосабливаться к существованию в ней.

Воспитатель. А сейчас, я вам покажу слайды животных, которые наоборот из воздушной среды перешли обратно в морскую. Среда – это место где живут животные.

Я буду показывать, а вы будете отгадывать.

Дети. Это кит. Тюлени. Морские черепах. Морские змеи.

Воспитатель. Молодцы! Всех животных вы хорошо запомнили и правильно назвали. Мы с петрушкой откроем вам большой секрет: все эти морские животные сохранили воздушное дыхание, т. е. они дышат, как мы с вами – воздухом. А теперь. Петрушка хочет с вами поиграть. Дидиктическая игра «Угадай, где обитает это животное?»

(Детям раздается по три иллюстрации: море – лес – пустыня. Раздать карточки с изображением разных животных, которые живут:

  • в море
  • в лесу
  • в пустыне.

Дети должны разложить карточки, где кто живет.)

Дети раскладывают карточки, если неправильно, Петрушка спрашивает: почему именно сюда положил ребенок эту карточку, и старается подвести вопросами ребенка к правильному ответу

Воспитатель проводит подвижную игру «Море волнуется раз..»(3 – 4 раза)

Воспитатель. У вас на столе лежит бумага, краски, кисточки. Нарисуйте морское животное, которое больше всего вам понравилось.

Дети сами выбирают тонированную бумагу в зависимости от задуманного. В конце занятия проводим итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....