Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Жизненный цикл бабочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Жизненный цикл бабочки - это волшебное превращение, которое можно представить как увлекательную историю в нескольких частях!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_okruzhayushchemu_miru.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Носова Кристина Олеговна

Образовательная область

Познавательное развитие, ознакомление с окружающим миром

Возрастная группа

6-7 лет

Тема деятельности

«Жизненный цикл бабочки»

Цель

Заполнение таблицы о жизненном цикле бабочки (яйцо, личинка (гусеница), куколка — бабочка) в процессе экологического занятия «Жизненный цикл бабочки»

Задачи

Образовательная: узнать и называть особенности строения ( тело бабочки состоит из трех отделов; На голове у бабочки расположены хобот, усики и глаза;) и развития бабочки в процессе просмотра плаката и просмотра видеоролика

Развивающая: Определить картинки жизненного цикла бабочки и расположить их в правильной последовательности в ходе дидактической игры «Цикл бабочки»

Воспитательная: Соблюдать правила, договариваться друг с другом в процессе дидактической игры «Цикл бабочки»

Дополнительные задачи

Дидактическая задача: Найти картинки развития бабочки от яйца до взрослой и расположить их в правильной последовательности в ходе дидактической игры «Цикл бабочки»

Игровая задача: выполнить задание быстрее соперника и получить награду

Предварительная работа

Рассматривание энциклопедии бабочек

Планируемый результат

Дети узнали и называют особенности строения и развития бабочки, определили картинки жизненного цикла бабочки и расположили их в правильной последовательности, в ходе дидактической игры соблюдали правила и заполнили таблицу в процессе экологического занятия

Материалы и оборудование

Дидактический материал, плакат, ноутбук, видеоролик

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создать устойчивую мотивацию к содержанию будущей деятельности на занятии

-Дети, скажите, а какое время года наступит после зимы? А вам нравится весна? Почему? Мне тоже очень нравится весна, потому что просыпается природа, а вместе с ней и очень красивое насекомое, отгадайте какое?

Нет, не птица, но летает.

Высоко она порхает.

На цветочке посидит,

 И раскраской всех манит.

Вся такая лапочка,

Маленькая …
-Скажите, а вы видели бабочек? Каких? Какого цвета?

Групповая форма организации

Словесный метод (худ слово)

Дети собрались вокруг воспитателя

Дети заинтересовались деятельностью

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Подвести детей к пониманию противоречий и определению способов и средств их решения через постановку и анализ проблемной ситуации

-Скажите, а как вы думаете, вы все знаете про бабочек? А где же мы можем это узнать? Может быть у вас есть книга?

-Хорошо, я расскажу вам все, что знаю про бабочек, только эту информацию нужно будет сохранить, скажите, что мы можем сделать?

-как много разных вариантов, попробуем объединить их, посмотрите, что у меня есть

(воспитатель показывает детям плакат о бабочке с пустой таблицей)

-Я принесла вам плакат о бабочке, которая называется «Жизненный цикл бабочки» хотите его посмотреть? Смотрите! Кажется пока я несла его, по дороге все картинки, которые были на нем отклеились.

А как вы думаете, что должно быть в этих пустых ячейках? Как мы их и чем можем заполнить?

Проблемный вопрос: Как и чем заполнить пустую таблицу на плакате?

Давайте, попробуем!

Кажется вы не можете договориться (Кто же из вас прав?).

А как мы с вами можем узнать о жизненном цикле бабочки?

Групповая форма организации

Рассказ педагога

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности

Дети столкнулись с проблемой, которую нужно решить

Предлагают пути решения

Нахождение путей решения проблемы

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Узнать о том, как бабочка появляется на свет в процессе просмотра видеоролика

-Я думаю прежде чем заполнить таблицу, нужно изучить плакат, садитесь скорее на свои места, посмотрите внимательно на бабочку, тело бабочки состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. На груди у бабочки имеется 3 пары ног (это 6 лапок). У бабочки лапки служат для закрепления на определенном месте и только потом – для передвижения. Предлагаю вам рассмотреть бабочку поближе, посмотрите это ее голова. На голове у бабочки расположены хобот, усики и глаза. Во время приема пищи бабочка расправляет длинный хоботок, погружает его вглубь цветка и пьет нектар. Усики у бабочки нужны для того чтобы чувствовать запахи. Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочкам чудесную окраску. Но эти цветные чешуйки очень – очень хрупкие. Поэтому если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки. А если у бабочки повреждены крылья, то она не может летать и поэтому она погибает. Запомните, что нельзя ловить бабочек и трогать их крылья!

-Скажите, а вы хотите узнать, как бабочка появляется на свет? Тогда смотрите на экран и слушайте внимательно!

Сначала бабочка ищет укромное местечко на веточке и откладывает маленькие яички. В этих яйцах находятся маленькие гусеницы. В них гусеницы начинают расти и развиваться. А когда им становится мало места в яйце, они начинают его прогрызать изнутри. После того, как гусеница вылупилась из яйца, она начинает усиленно питаться, а питаются они листьями, цветами и плодами растений. И настает такое время, что у гусеницы происходит линька.

Линька – это когда гусеница сбрасывает свою старую кожу, а под старой кожей находится новая кожица. Так гусеница может поменять свою кожу 4-5 раз. После последней линьки гусеница становится малоподвижной. Она находит себе укромное место и начинает себя обматывать паутинкой. Так гусеница превращается в куколку. Куколки не двигаются и не питаются. Внешне кажется, что ничего не происходит, однако это последний этап удивительного превращения. Обычно развитие бабочки в куколке продолжается 2-3 недели. После этого оболочка куколки лопается и появляется новорожденная бабочка. Она пока летать не может, так как крылышки у нее влажные. Бабочка ждет, когда просохнут ее крылья и только потом совершает первый полет.

-Это и называется жизненным циклом бабочки!

-Предлагаю вам превратиться в бабочек и полетать, вставайте и повторяйте за мной.

Физминутка «Бабочка»

Утром бабочка проснулась ( встать возле стульчиков)

Потянулась, улыбнулась. (потянуться, улыбнуться друг другу)

Раз – росой умылась, ( имитировать движения умывания)

Два – изящно покружилась, (кружиться на месте)

Три – нагнулась и присела, ( нагнуться, присесть)

На четыре – полетела. (бежим по кругу, имитируя полет бабочки)

У реки остановилась, ( остановиться, лицом в круг)

Над водою покружилась. (покружится и присесть на свои места)

Групповая форма организации

Рассказ педагога (объяснение, указания, пояснения)

Рассказ детей

Физминутка

Дети отвечают на вопросы, рассматривают плакат, изучают особенности строения бабочки и ее жизненный цикл

Дети готовы к решению проблемной ситуации

2.3.

Этап практического решения проблемы

Создать условия для практического закрепления знаний, полученных на предыдущем этапе

Сейчас я вам предлагаю закрепить знания о том, как бабочка появляется на свет, для этого поиграем в игру, которая называется «Цикл бабочки»

Ваша задача, отобрать из картинок, которые лежат у вас на столе, только те, которые показывают цикл бабочки расположить их в правильном порядке. Для этого вам нужно разделиться на две команды, какая команда быстрее и правильно выполнит задание, получит раскраску.

Во время игры договариваемся друг с другом, работаем только в своей команде, после окончания игры не выкрикиваем, а поднимаем руку.

Теперь, когда мы с вами посмотрели видеоролик о Жизненном цикле бабочки, закрепили знания с помощью игры, я думаю вы сможете заполнить пустые ячейки в плакате

Посмотрите, на доске будет висеть плакат, ваша задача выбрать подходящую картинку из предложенных о жизненном цикле бабочки, выйти к доске и приклеить в правильном порядке.

Выходим по одному, поднимаем руку, выбираем нужную картинку и аккуратно приклеиваем

Дети заполняют плакат

Воспитатель помогает, задает вопросы, остальные дети помогают

Групповая

форма организации

Дидактическая игра

Вопросы

Пояснение

Речь педагога

Дети играют в дидактическую игру, решают проблемную ситуацию

Дети заполнили пустую таблицу на плакате, решили проблему

3.

Заключительный этап

Подведение итогов, рефлексия

-Посмотрите, какой замечательный плакат у нас получился! Теперь мы можем с вами повесить плакат в группе.

Скажите, с какой проблемой вы столкнулись? Что мы сделали, чтобы решать ее? Решили ли? Что нового узнали? С какими трудностями вы столкнулись при решении проблемы?   Оцените свою работу на занятии, возьмите стикер, который похож на ваше настроение. Я дарю вам плакат за вашу дружную работу, спасибо за занятие!

Групповая форма организации

Беседа

Рассказ детей

Педагогическая оценка

Поощрение

Рефлексия-смайлики

Дети завели часы, составили рассказ по картине и ответили на вопросы воспитателя, подвели итог

Дети умеют анализировать процесс и результат деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в 1 младшей группе «Бабочка»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитиеВиды детской деятельности: и...

Конспект познавательного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Бабочки»

На подобных занятиях я расширяю знания детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях бабочек и других насекомых....

Цикл занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Закрепление знаний у детей подготовительной группы по окружающему миру....